Моментом определения налоговой базы при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза является последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта организации отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (абз. 1 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Документы должен предоставить принципал, т.к. именно он является, в рассматриваемом случае экспортером и имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов, не смотря на то, что действует через агента.
В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:
- посреднические договоры, так как российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ).
- договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
- заявление покупателя с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338);
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и предусмотренные российским налоговым законодательством.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы Таможенного союза.
Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные российским законодательством и подтверждающие перемещение товаров из России в страны – участницы Таможенного союза (подп. 4 п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Например, при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам, приведенным в приложениях к письму Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460.
Так, если товары вывозятся из России автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Допускается вместо этой формы представить в налоговую инспекцию международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку по своему содержанию она аналогична форме № 1-Т. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928.
Если товары вывозятся из России воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы:
- нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает Транспортная Клиринговая Палата;
- грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает сам перевозчик.
Если товары вывозятся из России железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы документы, приведенные в Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (например, оригинал накладной (для получателя), лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Это следует из письма Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693).
Если товары вывозятся из России транспортом покупателя (или непосредственно представителями иностранных организаций), транспортных документов, свидетельствующих о международной перевозке груза, у экспортера может не быть. В этом случае подтвердить факт передачи товаров (чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС) можно товарной накладной (форма № ТОРГ-12), оформленной на имя иностранного покупателя. Об этом сказано в письмах Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-13/01-42 и от 18 мая 2011 г. № 03-07-13/01-17.
В некоторых случаях товаросопроводительные документы не оформляются по условиям перевозки. Например, если продавец продает автомобиль, который перемещается на территорию другой страны своим ходом, без использования другого транспорта. В подобных случаях отсутствие товаросопроводительных документов само по себе не может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Инспекция должна рассмотреть любые доказательства (обоснования, сведения), представленные организацией либо полученные в ходе налоговых проверок. Об этом сказано в письме ФНС России от 2 июня 2014 г. № ГД-4-3/10441.
Главбух советует: если товары вывозятся транспортом иностранного покупателя из России в Республику Казахстан, налоговые инспекции требуют, чтобы российские организации подтверждали факт экспорта международными товарно-транспортными накладными. При этом они руководствуются письмом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15167. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».
Выполнить такое требование можно, если в качестве перевозчика в международной товарно-транспортной накладной указан иностранный покупатель. При самовывозе именно он принимает на себя ответственность за перевозку груза и все возможные риски повреждения (утраты) груза в пути.
Главбух советует: если товары вывозятся транспортом иностранного покупателя из России в Республику Беларусь, то российская организация может подтвердить факт экспорта международной товарно-транспортной накладной Республики Беларусь либо международной товарно-транспортной накладной России.
При отсутствии таких накладных (например, при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) подтверждающими документами могут служить письменные объяснения покупателя, приказы о направлении сотрудников в командировку и т. д.
Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17067. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.
Нормативная база
Порядок начисления НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36.
Международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Действие Соглашения от 25 января 2008 г. распространяется как на экспорт товаров, происходящих с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров, происходящих из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений статьи 1 Соглашения от 25 января 2008 г. и подтверждено письмом Минфина России от 13 августа 2010 г. № 03-07-08/230.
Порядок определения налоговой базы, налоговая ставка и условия применения вычетов при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза установлен протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Что считается экспортом
Для целей расчета НДС у российских организаций к экспорту товаров приравнивается:
- изготовление товаров, предназначенных для экспорта в страны участницы Таможенного союза (п. 7 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ);
- переработка товаров (давальческого сырья), ввезенных из стран участниц Таможенного союза для переработки, с их последующим вывозом в другие страны (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ);
- передача товаров по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю, а также по договорам товарного кредита или товарного займа (п. 9 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Налоговая база
По общему правилу налоговой базой для расчета НДС является договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Если организация перерабатывала товары (давальческое сырье), ввезенные из страны – участницы Таможенного союза, с их последующим вывозом в другую страну, то налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если организация экспортирует товары по договору товарного кредита (товарного займа), то налоговой базой по НДС является стоимость передаваемых товаров, предусмотренная в договоре. Если в договоре стоимость отсутствует, в качестве налоговой базы принимается стоимость, которая указана в сопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах налоговой базой признается стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Если организация экспортирует товары по договору лизинга, налоговая база по НДС определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предмета лизинга, предусмотренной в договоре, но не более суммы фактически полученного платежа. При этом суммы входного НДС по экспортированному предмету лизинга организация сможет принять к вычету в части фактически полученного платежа. Об этом говорится в абзацах 2 и 3 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Ситуация: нужно ли начислять НДС с предоплаты, полученной в счет предстоящих экспортных поставок в страны-участницы Таможенного союза (mod = 112, id = 64976)
Нет, не нужно.
Поскольку протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, не регламентирует порядок начисления НДС при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих экспортных поставок, при решении этого вопроса нужно руководствоваться национальным законодательством (ст. 7 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 9918/09).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ предоплата (в т. ч. частичная), полученная в счет предстоящих экспортных поставок, освобождена от обложения НДС. Предоплата, поступившая в счет предстоящих поставок в страны – участницы Таможенного союза, исключением из этого правила не является. Таким образом, при поступлении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих экспортных поставок в страны – участницы Таможенного союза российские организации не должны начислять НДС с этих сумм.
Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза товаров, реализация которых в России не облагается НДС (например, при экспорте медицинской техники) (mod = 112, id = 64977)
Да, нужно.
Экспорт товаров из России в страны – участницы Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36. Этот документ не освобождает от НДС экспорт товаров, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ (в т. ч. медицинской техники). Поэтому при подтвержденном экспорте таких товаров в страны – участницы Таможенного союза организация обязана начислить НДС по ставке 0 процентов (ст. 2 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Ставка НДС
При реализации товаров из России в страны – участницы Таможенного союза НДС нужно начислять по ставке 0 процентов. При этом право применять нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить. Об этом сказано в абзаце 1 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/113. Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет (п. 1 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). *
Ситуация: какая ставка НДС применяется в отношении услуг по перевозке товаров, экспортируемых с территории России на территорию стран – участниц Таможенного союза. Услуги по перевозке оказывает ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») (mod = 112, id = 64978)
При наличии правильно оформленных перевозочных документов перевозчик может применять нулевую ставку НДС.
Порядок взимания НДС при оказании услуг в Таможенном союзе установлен протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ (ст. 5 Соглашения от 25 января 2008 г.). Согласно этому документу налоговую базу, ставки косвенных налогов и порядок их взимания нужно определять по законодательству страны, территория которой признается местом реализации услуг (ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Россия признается местом оказания услуг по перевозке товаров, если услуги оказывает российский налогоплательщик (п. 5 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). ОАО «Российские железные дороги» является российским налогоплательщиком. Поэтому при начислении НДС со стоимости услуг по перевозке экспортируемых товаров из России в страны – участницы Таможенного союза следует руководствоваться главой 21 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу услуги по перевозке экспортируемых товаров, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (в т. ч. ОАО «РЖД»), облагаются НДС по ставке 0 процентов. Однако право на применение нулевой налоговой ставки такие перевозчики получают только в том случае, если в налоговую инспекцию представлен реестр перевозочных документов, оформленных при перевозках товаров железнодорожным транспортом, в которых указаны:
- даты реализации работ (услуг);
- стоимость работ (услуг);
- наименования или коды государств отправления и назначения товаров;
- наименования или коды входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций.
Это следует из положений подпункта 9.1 пункта 1 статьи 164 и пункта 5.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Если перевозчик не подтвердит своего права на применение нулевой ставки НДС, то оказанные им услуги по перевозке экспортируемых товаров железнодорожным транспортом будут облагаться по ставке 18 процентов.
Момент определения налоговой базы
Моментом определения налоговой базы при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза является последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта организации отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (абз. 1 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден. *
Как обосновать нулевую ставку
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна:
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта;
- заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в страны участницы Таможенного союза. *
Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:
- договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
- заявление покупателя с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338);
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и предусмотренные российским налоговым законодательством (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)). *
Проверка факта экспорта
Представленный экспортером пакет документов вместе с налоговой декларацией проходит камеральную проверку на предмет обоснованности применения нулевой ставки НДС. По результатам такой проверки налоговая инспекция должна принять одно из следующих решений:
- подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
- не подтвердить факт экспорта и отказать в возмещении НДС.
Решение об отказе, в частности, может быть принято, если организация представит сведения, которые не соответствуют данным, имеющимся у инспекции. Речь идет о данных, которые российская инспекция получает в рамках информационного обмена от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. В этом случае нулевая налоговая ставка не применяется, а со стоимости реализованных товаров нужно начислить НДС в общем порядке по ставке 18 или 10 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. *
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в применении нулевой ставки НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза. Организация не представила в инспекцию заявление покупателя о ввозе товара и уплате косвенных налогов (mod = 112, id = 64980)
Да, может.
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта (абз. 1 п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). В состав этих документов входит, в частности, заявление покупателя о ввозе экспортированных товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции страны-импортера (п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Представление неполного комплекта документов является основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС (абз. 2 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Экспорт подтвержден
Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны – участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку. Суммы ??входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. *
Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза. Документы, подтверждающие экспорт, собраны в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Оплата экспортного контракта произведена в рублях
В октябре ЗАО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар. В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины на экспорт в Республику Беларусь. Цена экспортного контракта – 810 000 руб.
Древесина была отгружена покупателю 22 ноября. Оплата от белорусского покупателя поступила 25 ноября. Расходы на продажу составили 3000 руб.
Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи.
В октябре:
Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;
Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен ??входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);
Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.
22 ноября:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 810 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.
25 ноября:
Дебет 51 Кредит 62
– 810 000 руб. – получены деньги по экспортному контракту.
В декабре (до окончания 180-дневного срока) «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал.
После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить организации ??входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
После этого бухгалтер сделал проводку:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету ??входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
В IV квартале НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам данного квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не пользуется заявительным порядком возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).
Пересчет валютной выручки
Если оплата экспортного контракта предусмотрена в иностранной валюте, то при подтвержденном экспорте для определения налоговой базы по НДС применяйте курс иностранной валюты, который действует на дату отгрузки (передачи) товаров. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 153, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза. Документы, подтверждающие экспорт, собраны в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Оплата экспортного контракта произведена в иностранной валюте
В октябре ЗАО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар. В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины на экспорт в Республику Беларусь. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США.
Древесина была отгружена покупателю 22 ноября. Оплата от белорусского покупателя поступила 25 ноября. Расходы на продажу составили 3000 руб.
Условный курс доллара США составил:
- на 22 ноября – 30,50 руб./USD;
- на 25 ноября – 31,00 руб./USD.
Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи.
В октябре:
Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;
Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен ??входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);
Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.
22 ноября 2011 года:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 671 000 руб. (22 000 USD ? 30,50 руб./USD) – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.
25 ноября:
Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,00 руб./USD) – получены деньги по экспортному контракту;
Дебет 62 Кредит 91-1
– 11 000 руб. (682 000 руб. – 671 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница.
В декабре (до окончания 180-дневного срока) «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал.
В налоговой декларации сумма валютной выручки отражена в пересчете на дату отгрузки товара по экспортному контракту:
22 000 USD ? 30,50 руб./USD = 671 000 руб.
После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить организации ??входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
После этого бухгалтер сделал проводку:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету ??входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
В IV квартале НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам данного квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не пользуется заявительным порядком возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).
Оформление счетов-фактур
При продаже товаров в страны – участницы Таможенного союза за организацией-экспортером сохраняется обязанность по оформлению счетов-фактур. Счет-фактуру составляйте и регистрируйте в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза). Никаких исключений документами, которые регулируют порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, не предусмотрено. *
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России