Довольно часто оказывалось, что налоговые органы выдавали уведомление в случаях, когда налогоплательщик не имел права применять УСН. Обнаружив свою ошибку, налоговики доначисляли НДС, налог на прибыль, несостоявшимся "упрощенцам". А те в свою очередь отправлялись в суд отстаивать свои права.
Поначалу арбитражные суды вставали на сторону налогоплательщиков. Они отмечали: доначисление налогов за спорный период является неправомерным, поскольку налогоплательщик перешел на УСН с разрешения налоговых органов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 №Ф04-761/2009 (274-А27-29), Северо-Западного округа от 31.08.2009 по делу № А13-11718/2008, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2006 N А38-6765-12/408-2005(12/63-2006)
Но в дальнейшем арбитражные суды стали признавать правомерность доначисления налогов по общей системе налогообложения за период незаконного применения "упрощенки" (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29), Определения ВАС РФ от 09.07.2008 №6159/08, от 26.01.2009 №ВАС-17450/08), а затем - и правомерность начисления пеней на сумму неуплаченных налогов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 N А28-10968/2008-460/11, Определение ВАС РФ от 29.01.2009 N ВАС-17613/08). Подобное решение основано на том, что уведомление о возможности применения УСН не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Значит, обвинить налоговые органы в том, что они дали налогоплательщику неверные разъяснения, нельзя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Статус предпринимателя не зависит от видов деятельности, указанных в свидетельстве
Получили уведомление о применении "упрощенки"? Применяйте со спокойной совестью.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2006 N А38-6765-12/408-2005(12/63-2006) арбитры снова подчеркнули тот факт, что даже если организация не соответствует критериям для перехода на "упрощенку", но налоговая инспекция выдала ей уведомление о возможности применения "упрощенки", то никакой перерасчет и доначисление налогов ей впоследствии не грозят.
В рассматриваемой ситуации налоговые инспекторы через два года после выдачи уведомления спохватились: доля юридического лица в составе учредителей организации превышает 25%. Однако суд оказался непреклонен. Организация не скрывала, что ее единственным учредителем является открытое акционерное общество, и данная информация содержалась в Едином государственном реестре юридических лиц. А если инспекция выдала уведомление, то это уведомление приравнивается к письменному разъяснению финансового и других органов и его выполнение полностью исключает вину налогоплательщика
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Статья: прощенку признали незаконной что делать?
Неправомерность перехода на УСН
Организации и индивидуальные предприниматели переходят на «упрощенку» в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.11 НКРФ). При этом, как уже упоминалось, нормы налогового законодательства не наделяют налоговые органы правом разрешать или запрещать применение УСН. Ведь для перехода на упрощенную систему налогоплательщику достаточно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление (п. 1 и 2 ст. 346.13 НКРФ).
В то же время добровольный переход налогоплательщика на «упрощенку» влечет за собой определенный риск. Если он неверно истолкует налоговое законодательство, переход на спецрежим могут признать неправомерным. Тогда несостоявшемуся «упрощенцу» начислят пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов по общему режиму.
Правда, в данной ситуации есть свои нюансы. Налогоплательщик, получивший от налогового органа уведомление о возможности применения УСН, освобождается от обязанности уплаты всех штрафов и пеней, которые могли бы быть ему доначислены за период неправомерного использования УСН. Дело в том, что указанное уведомление приравнивается к письменным разъяснениям уполномоченного органа о порядке исчисления и уплаты налогов. А при наличии письменных разъяснений к налогоплательщику нельзя применить санкции в виде пеней и штрафов (п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НКРФ).
То же самое подтверждают арбитражные суды. Если переход на УСН был санкционирован, значит, вина налогоплательщика, не уплатившего налоги в соответствии с общим режимом и не подавшего соответствующие декларации, отсутствует (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 № Ф04-761/2009(274-А27-29) и от 17.03.2009 № Ф04-1569/2009(2522-А03-29)).
Если же налоговый орган в свое время уведомил о невозможности применения «упрощенки», но налогоплательщик все равно перешел на этот спецрежим, то все риски за неправомерный переход на УСН, конечно, ложатся на самого налогоплательщика. В таком случае ему придется уплатить штрафы и пени. Такие же выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2008 № А05-6431/2007.
Несвоевременный переход с УСН на общий режим
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НКРФ налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, если по итогам текущего квартала доходы «упрощенца» превысили предельный показатель в 20 млн. руб., умноженный на величину коэффициента-дефлятора, либо было допущено несоответствие иным требованиям пунктов 3 и 4 статьи 346.12 и пункта 3 статьи 346.14 НКРФ.
При этом право на «упрощенку» утрачивается с начала квартала, в котором произошло нарушение условий. Налоги по общему режиму исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, налогоплательщик, который не платит налоги и не представляет налоговые декларации в рамках общего режима налогообложения начиная со следующего квартала после утраты права на УСН, совершает налоговое правонарушение. Как раз с этого момента в отношении него начисляются многочисленные пени, а также могут быть наложены штрафы.*
Наталья Колосова