1. Если транспортная компания осуществляет доставку грузов по отдельному договору, то, соответственно, она должна выставлять счет на доставку, а также составлять путевой лист (так Вы обоснуете расходы на бензин), а также транспортную накладную, причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.
Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать. И наконец, выставите счет-фактуру на услуги по доставке.
2. Так как у Вас стоимость доставки, по сути, включена в цену товаров, то доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики снимут расходы на бензин. Транспортную накладную, при этом, составлять не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498.
Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).
При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании. Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
3. Прежде всего, водители должны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр. Его цель – выявить на начальной стадии профессиональные заболевания, общие заболевания, а также отсутствие противопоказаний к работе водителем. Порядок проведения медосмотра и Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
Кроме общих периодических осмотров, водители обязаны проходить врача перед каждым выездом в рейс.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.
Расходы на доставку включены в цену товаров
Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.
Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин. *
Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.
Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.
А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.
Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей 171 и 172 НК РФ.
ПРИМЕР 1
Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции
ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.
В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.
Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.
Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.
При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).
ВОПРОС УЧАСТНИКА
– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?
– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498. *
Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.
Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.
Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.
Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.
Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред.).
Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.
Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть товарная накладная по типовой форме № ТОРГ-12. Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке. *
При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.
Комментарий редакции
Как оформить путевой лист
Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).
При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании.
Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Услуги по доставке, оплаченные сверх цены товаров, облагаются НДС. Ставка налога зависит от места назначения доставки. Как правило, она составляет 18 процентов. Но если вы вывозите товары в таможенной процедуре экспорта, то услуги по доставке облагайте НДС по ставке 0 процентов. То же самое и когда вы помещаете продукцию под процедуру свободной таможенной зоны. Ну а что касается входного НДС, то его вы примете к вычету по общим правилам.
ПРИМЕР 2
Компания на ОСНО отражает в учете расходы на доставку, оплачиваемые покупателем сверх цены приобретаемой готовой продукции
ООО «Юпитер» занимается производством кирпича. В сентябре была продана партия товара в 10 000 штук. Стоимость их доставки (оплачиваемая покупателем отдельно) составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). Компания доставила товар покупателю собственными силами. Себестоимость перевозки формируют следующие расходы:
– 300 руб. – амортизация автомобиля;
– 1500 руб. – стоимость израсходованных материалов (включая дизтопливо);
– 2150 руб. – зарплата водителя (в том числе обязательные страховые взносы).
Опять же не буду приводить проводки по затратам, формирующим стоимость доставки. Организация налог на прибыль рассчитывает помесячно. Доходы и расходы определяет методом начисления. Бухгалтер сделал следующие проводки в учете:
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 3950 руб. (300 + 1500 + 2150) – списана себестоимость оказанных услуг по доставке;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 8260 руб. – отражена выручка от реализации услуг по доставке;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1260 руб. – начислен НДС со стоимости услуг по доставке.
При расчете налога на прибыль компания отразила доход в сумме 7000 руб. (8260 – 1260) и расход на доставку в размере 3950 руб.
Конспект подготовил Роман Тимохин
Читайте также
1. «Советы аудитора помогут вам правильно учесть расходы на доставку товара со склада продавца» («Семинар для бухгалтера» № 3, 2013).
2. «Выбираем безопасный вариант учета расходов по доставке товаров» («Семинар для бухгалтера» № 10, 2012).
3. «Какой комплект документов готовить в разных ситуациях доставки товара» («Семинар для бухгалтера» № 7, 2012).
Раздаточный материал
Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36
Транспортная накладная подтверждает, что заключен договор перевозки.
Однако следует отметить, что согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).
На основании п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 , в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению № 4 , необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.
Письмо Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498
Если стоимость доставки включена в цену товаров, то транспортную накладную оформлять не нужно.
В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.
В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной , так и накладной формы № 1-Т
Журнал «Семинар для бухгалтера» № 9, Сентябрь 2013
3. Статья: Охрана труда на автотранспортном предприятии. Медосмотры водителей
Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь
Работа в каждой отрасли экономики имеет свои особенности. Не является исключением и деятельность транспортной отрасли.
Работников на автотранспортном предприятии можно разделить на несколько условных групп:
- административная (руководитель, его заместители, обеспечивающий персонал (секретари, бухгалтерия, кадровая служба, снабжение и т.п.));
- технические службы, обеспечивающие исправность автотранспорта, диспетчеры;
- водители.
Сегодня мы остановимся на некоторых особенностях охраны труда водителей автотранспортного предприятия. *
Все начинается с трудоустройства
Особый подход к этой группе начинается с приема на работу.
Прежде всего, водители должны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр. Его цель – выявить на начальной стадии профессиональные заболевания, общие заболевания, а также отсутствие противопоказаний к работе водителем. Порядок проведения медосмотра и Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
В дальнейшем периодические медосмотры требуется проводить не реже одного раза в два года. Более частые осмотры возможны по предписанию Роспотребнадзора в зависимости от конкретной ситуации.
Кроме общих периодических осмотров, водители обязаны проходить врача перед каждым выездом в рейс. Если доктор найдет причины, чтобы не выпускать работника в рейс, он отправляет водителя в поликлинику. Когда же немедленно отправить к врачу по месту жительства нет возможности (ночное время или выходной день), медицинский работник самостоятельно выдает водителю справку, в которой указывает причины отстранения от работы. При этом он отмечает краткие данные о состоянии осмотренного. Внимательнейшим образом врач должен следить за тем, чтобы у водителя не было признаков алкогольного или другого опьянения. Они являются абсолютным показанием к отстранению от управления автомобилем.
Сведения о медосмотре записывают в журнал медицинских осмотров.
Медицинский работник должен один раз в год составлять список работников, которые состоят на диспансерном учете, и ежемесячно проводить анализ причин, которые послужили основанием к отстранению работников. *
Режим труда и отдыха как составляющая охраны труда
Работодатель должен строго следить за режимом труда и отдыха водителей. Его нарушение ведет к переутомлениям сотрудников, а это в свою очередь негативно сказывается не только на безопасности движения, но и на здоровье работников. На фоне усталости возникают общие заболевания и обостряются профессиональные.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю, а смены – 8 часов в день (для работников на шестидневке – 7 часов)1. Если же установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность смены не может быть больше 10 часов. В этот период включается время управления автомобилем, которое всегда меньше общей продолжительности смены. При суммированном учете рабочего времени управление автомобилем в течение двух недель подряд не может превышать 90 часов.
Обратите внимание: требования приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 относительно режима труда и отдыха водителей не распространяются на сотрудников, занятых на международных перевозках и работающих вахтовым методом.
Режим отдыха водителей также имеет свои особенности. Например, если смена длится более 8 часов, должно быть предусмотрено два перерыва на обед продолжительностью от 30 минут до 2 часов. Конкретную продолжительность обеда устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюзов и закрепляет в локальном нормативном акте (обычно это правила внутреннего трудового распорядка)2.
Что касается междусменного отдыха, он должен быть длиннее отработанной смены не менее чем в два раза. Если ведется суммированный учет, водителю положено минимум 12 часов между сменами.
Кроме того, водителям, чьи должности попадают в Список вредных производств3, гарантированы компенсации за работу во вредных условиях в виде дополнительного отпуска. Например, машинист автомобильного крана, одновременно выполняющий обязанности водителя, получает от 6 до 12 рабочих дней. Работодатель должен предоставить отпуск не только из желания не нарушать закон. Дополнительный отдых благотворно скажется на здоровье работника, уменьшит риск профессионального заболевания и вероятность ДТП или несчастного случая. Однако нужно учитывать, что правительство РФ4 установило минимальную продолжительность дополнительного отпуска в 7 календарных дней, а в Списках5 речь идет о рабочих днях.
скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон
Профессиональный отбор и инструктаж
Водителям, как любым другим работникам, необходимо проводить вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж. Последний необходим один раз в три месяца, поскольку работа водителя связана со средством повышенной опасности - автомобилем.
При переводе или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы повышенной опасности, изменении технологического процесса, замене или вводе в эксплуатацию новых типов оборудования и подвижного состава проводится дополнительный (внеплановый) инструктаж.
После вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте не позднее чем через 3 месяца со дня принятия новых рабочих их обучают технике безопасности по специальным программам. Рабочие, ранее прошедшие обучение, ежегодно проходят проверку знаний.
Сотрудники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, допускаются к работе только после обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения на право работы и обслуживания оборудования или механизмов. Результаты обучения и инструктажей фиксируйте в специальных журналах.
Кроме здоровья, режима труда и отдыха, безопасность работ у водителей часто напрямую зависит от квалификации сотрудника и стажировки.
Квалификацию они могут подтвердить на обязательном профессиональном отборе, так как их работа связана с движением транспорта (ст. 238 ТК РФ). Так, впервые принимаемые на должность водителя6 после окончания учебы могут быть допущены к самостоятельной работе только после стажировки. Аналогичные требования предъявляются к водителям, имеющим перерыв в работе более года или переучившимся на другой тип транспортного средства. При этом, если работа в дальнейшем будет связана с регулярными пассажирскими перевозками, стажировать нужно на тех маршрутах, где ему придется работать.
Выделите водителям специальную комнату, где они могу отдохнуть от шума и суеты транспортного потока. Нахождение там между рейсами благотворно скажется на их психическом состоянии
Профзаболевания водителей и профилактика
Большую часть смены водители проводят на своем рабочем месте – в кабине автомобиля. Несмотря на сидячую работу, у них имеются свои специфические профзаболевания, которые обусловлены постоянной вибрацией, вредными газами, стрессом. Наиболее распространенным является остеохондроз поясничного отдела позвоночника (радикулит). Не чужды им и общие простудные заболевания ОРВИ, ОРЗ, а также болезни сердечно–сосудистой системы.
Факторы, влияющие на условия труда
На создание безопасных и здоровых условий труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают влияние культура производства и условия труда. Сюда относится состояние рабочего места водителя, его чистота, освещение, отопление, вентиляция. Важным фактором является режим работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности.
Чтобы снизить вероятность возникновения болезней, нужно создавать в кабине благоприятный климат, добиться того, чтобы водителю было удобно находиться за рулем. Посадка водителя не должна создавать излишнего напряжения.
Обзорность из кабины также оказывает существенное влияние на комфорт в работе. Она достигается большей площадью остекления и большими зеркалами заднего вида. Чем лучше обзорность, тем удобнее вести машину, тем меньший стресс испытывает водитель в различных дорожных ситуациях.
Температура в кабине водителя в пределах 18–20 градусов Цельсия является оптимальной. Работник не перегревается и не мерзнет на своем рабочем месте. Впрочем, летом в сильную жару температура должна быть выше, так как возникает сильный перепад между климатом в кабине и наружным воздухом. В результате водители простужаются, когда приходится выходить из машины и садиться обратно.
Большое значение имеет герметичность кабины, когда работник защищен от сквозняка и попадания продуктов сгорания топлива, таких как окись углерода. Требуется регулярно проводить замеры на рабочем месте предельно допустимой концентрации этого вещества. Она не должна быть выше 20 мгм3.
Полезно обучить водителей производственной гимнастике, которую желательно выполнять несколько раз в течение смены.
Кроме того, важной частью охраны труда водителей является грамотная организация маршрутов движения, их периодичность и продолжительность. Благодаря научному подходу в этом вопросе можно добиться снижения напряженности работы, что приведет к уменьшению утомляемости работников, снижению стрессовых ситуаций.
Водителя не рекомендуется привлекать к техническому обслуживанию автомобиля. Вместо этого ему нужно дать возможность сделать гимнастику, отдохнуть.
Создайте регламенты труда водителей по видам транспорта: грузового, легкового, автобусов. Подробно опишите в этом документе последовательность действий работников, относящихся к рабочему времени, организацию труда в зависимости от характера маршрутов и грузов. Он будет полезным дополнением к должностной инструкции и инструкции по технике безопасности
Общие требования к безопасности работ
Автомобили должны эксплуатироваться с соблюдением правил, указанных в инструкции к автомобилю, а также Правил дорожного движения. Пуск двигателя и трогание с места разрешается после того, как водитель убедится, что автомеханики находятся в безопасной зоне, возможность наезда на препятствия и людей исключена.
Водителей нужно обучать правилам передвижения автомобилей по территории работодателя. Скорость движения на подъездных путях и открытых площадках устанавливают 10 км/ч, а в помещениях – 5 км/ч. Необходимо в обязательно порядке требовать от работников, чтобы они соблюдали данные ограничения. Так вероятность наезда на других работников, здания или другие препятствия будет минимальной.
Чтобы снизить вероятность несчастных случаев на территории работодателя, необходимо запретить перевозку людей в кузове автомобиля, который перегоняют по территории организации после ремонта. Запрет должен распространяться также на перевозку людей на подножках, крышах кабин и т.д.
Водитель должен следить за тем, как укладывают и крепят груз в кузов автомобиля. Он должен знать правила крепления груза в зависимости от его характера, а также правила перевозки.
Шофер должен знать правила обращения с этилированным бензином, маслами, антифризом, электролитом, растворителями, аккумуляторными батареями. Использовать этилированный бензин для мойки автомобилей строго запрещается.
Если водитель работал с одной из вышеперечисленных жидкостей, он должен вымыть руки теплой водой с мылом.
Таковы некоторые особенности охраны труда водителей на автотранспортном предприятии. Об охране труда других работников автопредприятия мы расскажем в следующих номерах журнала. *
Ответы на ваши вопросы
Положена ли спецодежда водителям легковых автомобилей?
Водители нашего предприятия потребовали выдать им спецодежду. Руководство считает, что она им не положена, так как работники ездят на современных машинах иностранного производства. Кто прав в данной ситуации?
Юлия ВОСТРЯКОВА, руководитель службы охраны труда (Саранск)
Ваши работники вправе требовать спецодежду. Водителям положены средства индивидуальной защиты, но в зависимости от того, каким транспортом они управляют, их перечень различен. Обязательными для всех является костюм хлопчатобумажный, перчатки трикотажные и хлопчатобумажные, сигнальный жилет 2 класса защиты. Полный перечень бесплатных средств индивидуальной защиты для водителей утвержден приказом Минздравсоцразвития от 22 июня 2009 г. №357н.
Можно ли водителю автобуса устроиться совместителем?
К нам совместителем хочет устроиться водитель автобуса, который на основном месте работы занят с 10.00 до 16.00 часов. Мы хотим, чтобы он утром и вечером отвозил наших рабочих к месту стройки. При этом время на маршруте туда и обратно будет составлять не больше 1 часа. Можно ли нам его принять на таких условиях?
Валерия КРАСИНА, менеджер отдела кадров (Москва)
К сожалению, ни при каких условиях вы не сможете принять такого работника совместителем. Это прямо запрещено статьей 329 Трудового кодекса. Перечень работ, на которые водитель не может устроиться по совместительству, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16. Вы можете взять совместителем другого работника, который имеет водительское удостоверение нужной категории и при этом не работает на основном месте водителем.
Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю, который работает по гражданскому договору?
У нас всего один водитель, который возит директора. С ним заключен гражданско-правовой договор. Нужно ли ему проходить п??едрейсовый медосмотр?
Анна ТУМАНОВА, инженер по охране труда (Псков)
Если водитель состоит в штате другой ??рганизации, которая и предоставила Вам водителя, заботиться о предрейсовом медосмотре должна эта организация. Если же договор о перевозке заключен непосредственно с водителем, ответственность за свое состояние несет он сам. Следовательно, и предрейсовый медосмотр ему не обязателен.
Самые необходимые нормативные акты
Документ |
Поможет вам |
Ст. 328–330 ТК РФ |
Уяснить, на какие профессии можно принимать водителя по совместительству |
Выяснить, какие минимальные компенсации положены за работу во вредных условиях |
|
Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. |
Уточнить, на каких вредных производствах водители получают увеличенный дополнительный отпуск |
Узнать, какие профессии непосредственно связаны с управлением транспортом |
|
Выяснить особенности режима работы водителей |
|
Приказ Минздравсоцразвития России |
Уточнить, как аттестуют рабочие места водителей |
Уяснить, как проходят обязательные медосмотры водителей |
|
Выяснить, какие СИЗ положены водителям |
|
Узнать, в каком количестве положено выдавать бесплатные СИЗ водителям |
Запомните главное
1 Водители автотранспортного предприятия должны проходить стажировку, если они приняты на работу сразу после обучения или переучились на другой вид транспорта. Проводить ее необходимо на тех маршрутах, где в дальнейшем предстоит выполнять работу, особенно если она связана с регулярными пассажирскими перевозками. Результаты обучения по охране труда и инструктажей нужно фиксировать в специальных журналах.
2 Медосмотр является важным элементом выявления профзаболеваний и заболеваний общего характера.
3 Создание комфортных условий работы включает в себя не только правильную организацию труда в кабине водителя, но и грамотную организацию движения на маршрутах. Комплексный подход в этом вопросе позволяет снизить риск производственных травм и заболеваний.
4 Водители должны быть обучены правилам передвижения по территории работодателя, погрузки и выгрузки грузов, перевозки пассажиров. Они должны знать технику безопасного обращения с бензином, маслами, антифризами, другими техническими жидкостями, которые используются для обслуживания автомобилей.
1 Пункт 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение).
2 Пункт 24 Положения.
3 П. 17 раздела XXV Списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
4 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.
5 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22
6 Полный перечень профессий, по которым стажировка необходима, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16.
Журнал «Охрана труда» № 1, Сентябрь 2013
17.07.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.