Обязанность по формированию учетной политики бюджетными, автономными и казенными учреждениями закреплена законодательно. Однако четкого руководства по ее составлению нет. Рассмотрим подробно порядок создания такого важного документа, как учетная политика бюджетного (автономного, казенного) учреждения.
Независимо от типа каждое учреждение должно разработать и принять учетную политику для целей бухучета. Учетную политику формируйте исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности. Об этом сказано в части 2 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункте 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
При наличии у учреждения филиалов и представительств учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом. Такой вывод следует из статьи 55 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Внимание!
Образцы учетной политики для разных типов учреждения, предоставленные БСС "Система Главбух":
Учетная политика для органа исполнительной власти >>>
Учетная политика для казенного учреждения >>>
Учетная политика для бюджетного учреждения >>>
Учетная политика для автономного учреждения >>>
Образцы приложений к учетной политике учреждения, предоставленные БСС "Система Главбух":
Рабочий план счетов для казенного учреждения >>>
Рабочий план счетов для бюджетного (автономного) учреждения >>>
Положение о внутреннем финконтроле и график проведения внутренних проверок ФХД для казенного учреждения >>>
Положение о внутреннем финконтроле и график проведения внутренних проверок ФХД для бюджетного (автономного) учреждения >>>
Порядок оформления служебных командировок для казенного учреждения >>>
Порядок оформления служебных командировок для бюджетного (автономного) учреждения >>>
Порядок принятия бюджетных и денежных обязательств для казенного учреждения >>>
Порядок принятия обязательств и денежных обязательств для бюджетного (автономного) учреждения >>>
Порядок определения срока службы хозяйственного инвентаря >>>
Порядок и график проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств >>>
Состав комиссии по поступлению и выбытию активов >>>
Состав инвентаризационной комиссии >>>
Перечень и образцы самостоятельно разработанных форм первичных документов >>>
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов >>>
График документооборота >>>
Номера журналов операций >>>
Номера журналов операций для учреждений, которые выполняют полномочия ПБС и администратора >>>
Кто должен разрабатывать учетную политику
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме. Отметим, что учетная политика может быть разработана главным распорядителем бюджетных средств и доведена до всех нижестоящих учреждений. Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Состав учетной политики
Учетная политика должна включать в себя:
- рабочий план счетов (в нем указываются счета, применяемые учреждением для ведения синтетического и аналитического учета);
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации. В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
- формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым не установлены обязательные для их составления формы;
- порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
- возможность и порядок формирования резервов;
- другие решения, необходимые для организации и ведения бухучета.
Бюджетные и автономные учреждения в установленных случаях дополнительно указывают особенности организации и ведения бухучета в части операций по исполнению полномочий ПБС. Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
В плане счетов нужно указать перечень синтетических и аналитических счетов, которыми пользуется учреждение. Обычно его делают в виде приложения к учетной политике. Рабочий план счетов редактируют в зависимости от специфики деятельности бюджетного (казенного, автономного) учреждения.
Для своевременной обработки первичных документов и отражения информации в регистрах бухгалтерского учета в учреждении целесообразно составить график документооборота и включить его в учетную политику (в качестве приложения). Он может содержать перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение в конкретном бюджетном учреждении.
Если учреждение использует только утвержденные и унифицированные формы первичных документов, то в учетной политике специально ничего оговаривать не обязательно. Однако в том случае, если учреждению потребуется применить дополнительные документы, формы которых не утверждены — их нужно утвердить в учетной политике (в качестве приложения).
Внимание!
Самостоятельно разработанные формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные пункте 7 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н и статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
С применением форм первичных документов неразрывно связано предоставление права подписи на них работникам учреждения. Руководитель учреждения должен утвердить перечень таких работников. Его также целесообразно включить в состав учетной политики в качестве приложения.
В методический раздел учетной политики следует внести способы отражения различных фактов хозяйственной жизни из нескольких, предусмотренных законодательством. Например, закрепить методы списания материалов или товаров (по себестоимости каждой единицы или по средней себестоимости).
Внесение изменений и дополнений
Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций. Изменения в учетную политику для целей бухучета можно вносить только в следующих случаях:
- меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты;
- учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
- существенно меняются условия деятельности учреждения (реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов деятельности и т. д.).
Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Изменения и дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения. Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Хранение учетной политики
Документы учетной политики храните в учреждения не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Еще по теме:
Дополнительные материалы по формированию учетной политики бюджетного учреждения >>>
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Учетная политика на 2024 год: скачать образцы для ОСНО и УСН
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60: особенности
- Просроченная дебиторская задолженность: что это такое, как списать
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008