Кто попадает под психологический удар
Поводов для самоедства у руководителей прибавилось. Начальник невольно винит себя при сокращении штата и зарплат, увольнении невиновных или социально незащищенных людей. А аттестация старейших работников? А расставание с заслуженными сотрудниками ради «свежей крови»? Однако перед управленцем стоит дилемма: сохранить весь коллектив и через некоторое время всем оказаться на улице или спасти ключевой персонал и саму компанию, приняв непопулярное решение.
Здесь и сейчас я говорю не о владельцах компании, а о наемных менеджерах. С собственниками все ясно: это их бизнес, их деньги, их ответственность. А вот менеджер любого управленческого уровня, поставленный владельцем перед необходимостью непопулярного решения, подчас испытывает серьезный стресс.
Однако как в таком случае руководителю отдела, подразделения, департамента обойтись без лишних переживаний?
Почему так тяжело сказать: «Вы уволены!»
Итак, вы проводите в жизнь непопулярное решение. Например, произносите роковую фразу «Вы уволены!». Сделать это нужно. Но все же в данный момент вы испытываете чувство вины, считаете себя, чуть ли не убийцей.
Ответ на вопрос: «Почему это происходит?» — дает известная психологам теория диссонанса (от англ. dissonance — несоответствие, разногласие). Она разработана в конце 50-х годов прошлого века американским психологом Леоном Фестингером и объясняет поведение людей в тех случаях, когда они сталкиваются с собственной непоследовательностью.
Так называемый когнитивный диссонанс — это состояние человека, который одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями, когнициями). Ну скажем, вы знаете, что увольнять пенсионеров неэтично. И при этом вы уверены, что компания должна уволить пожилых и нанять молодых работников — иначе конкурентов не обогнать.
Основное же положение теории диссонанса можно сформулировать следующим образом: противоречие между поведением или установками только тогда вызывает дискомфорт, когда вы считаете, что свободны в выборе решения.
Понятно, что раздираемый противоречиями человек чувствует себя неважно. Поэтому он стремится возникший диссонанс уменьшить. Чтобы добиться этого, человек должен или изменить свое поведение, или скорректировать «знания», или с осторожностью относиться к новой информации.
Во власти противоречий
Состояние диссонанса может привести к стрессу. Хорошо известно, что проблема профессионального стресса наиболее актуальна именно для управленцев.
У 50 процентов руководителей в стрессовых ситуациях наблюдаются учащенное сердцебиение, головные боли, ухудшение работоспособности, злоупотребление алкоголем и курением.
67 процентов топ-менеджеров при стрессе чувствуют усталость и не могут сосредоточить внимание.
В 90 процентах случаев при стрессе у ответственных работников отмечаются повышение раздражительности и тревожности, а также нарушения сна.
Подробнее о профилактике профессионального стресса мы писали в статье "Увольнение без стресса для руководителя" журнала «Главбух» № 23, 2008.
Как оставаться в мире с самим собой
Теперь я перечислю самые доступные способы снижения диссонанса.
Способ 1. Проще всего аннулировать или изменить непопулярное решение. Действительно, если вы откажетесь от увольнения сотрудников, то диссонанс исчезнет. Но поможет ли этот метод лично вам сохранить работу?
Способ 2. Если решение уже принято и ничего невозможно изменить, то постарайтесь хотя бы уменьшить значимость сделанного. Не надо считать, что произошло что-то ужасно несправедливое. Повторяйте себе: «Все правильно. Был уволен балласт — сотрудники, которые вносили очень малый вклад в общее дело. Поделом им».
Способ 3. Также можно уменьшать и значимость каждого из диссонирующих «знаний». Так, с одной стороны, при увольнении сотрудника вы понимаете, что вынуждены вмешаться в его судьбу. С другой стороны, может, человек и не пропадет? Допустим, вы расстаетесь с высокооплачиваемым специалистом. Или у этого человека имеются дополнительные источники дохода: вторая служба, хорошо зарабатывающий супруг, пенсия. Отыскав такой успокоительный фактор, вы уменьшаете возникший диссонанс.
Способ 4. Советую принять на вооружение дополнительную информацию о сотруднике, чтобы согласованных «знаний» стало больше, чем противоречивых. Предположим, вдобавок вы убеждаете себя в том, что этот работник был весьма «вредный» человек. Эти соображения также уменьшают вероятность возникновения стресса.
Способ 5. Раз диссонанс возникает, только если руководитель считает себя свободным в действиях, почаще напоминайте себе, что в непопулярном решении заинтересовано ваше начальство. Вам просто приказали сверху. И уволенному сотруднику вы вполне можете объяснить: «Приятель, я ничего не смог сделать! Шеф приказал. Сегодня — ты, завтра — я». Делитесь ответственностью с вашим руководством так же, как делегируете полномочия своим подчиненным.
Способ 6. Вообще я настоятельно рекомендую предоставлять вашим подчиненным максимально много сведений о решениях высшего руководства. Беседуйте с сотрудниками, информируйте их о делах компании, будьте открыты — это также инструменты снижения диссонанса и стресса. Тогда реже происходит смешение ролей, работники уже меньше боятся внезапных увольнений, менее остро ощущают несправедливость системы вознаграждения, не сопротивляются изменениям.
Способ 7. В моей HR-практике не раз приходилось увольнять людей и отнюдь не всегда по их собственному желанию. И поверьте, одна стратегия прощальной беседы позволяла нам расставаться по-хорошему. Люди выходили из моего кабинета счастливыми и обнадеженными. Вот в чем суть беседы.
Врагам раньше желали: «Чтобы жить тебе в эпоху перемен». В наше время я желаю этого и своим друзьям, и коллегам, и себе. Того же я желал и тем увольняемым сотрудникам. Эпоха перемен — говорил я — удивительная пора. Это время, которое можно и нужно потратить на самосовершенствование, что в конечном итоге неминуемо приведет к повышению рыночной стоимости специалиста. Это новые перспективы, преодоление консерватизма. Это возможность нового старта для человека, погрязшего в привычном образе жизни. И благодаря тому, что я увольняю его, именно я открываю ему новые горизонты. Я делаю доброе дело. Запомните это и объясните увольняемым сотрудникам.
Способ 8. Нельзя не упомянуть такой общеизвестный способ борьбы со стрессом, как прием успокаивающих препаратов или алкоголя. Конечно, это снимает напряжение. Но лишь на некоторое время. К тому же появляется желание использовать такой простой выход постоянно, что приводит к зависимости от лекарств и алкоголя. Поэтому хотя такой способ и существует, рекомендовать его я не стану.
Способ 9. Как ни банально, совладать со стрессом помогут:
— четкое планирование своей работы;
— поддержание себя в хорошей физической и психической форме;
— напористость;
— социальная поддержка;
— релаксация.
И последнее. Как сказал римский император и великий философ Марк Аврелий: «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности».
Определите, чего хотите вы сами
РЕКОМЕНДУЕТ СПЕЦИАЛИСТ
Вера АЛЕКСАНДРОВА, руководитель отдела оценки и кадрового консалтинга компании AVANTA Personnel, кандидат психологических наук:
— Едва ли можно найти руководителя, которому легко лишить сотрудника бонуса, сократить его зарплату или уволить. Тем более если это успешный и лояльный работник. А когда речь идет не об одном человеке, а о целых подразделениях…
В таком случае любой руководитель переживает душевную дисгармонию. Одним из решений является анализ тех потребностей и опасений, которые переживает руководитель. Причем анализ должен быть подробным и беспристрастным. Рассмотрим примерную схему.
Шаг первый. Выявите свои потребности и опасения в данной ситуации.
Потребности
Сохранить бизнес (работу подразделения) в сложный период.
Сохранить рабочие места для ключевых сотрудников.
Сохранить уважение и доверие персонала.
Обеспечить собственную материальную стабильность.
Сохранить самоуважение и положительную самооценку.
Уклониться от выяснения отношений.
…
Потребности не следует путать с задачами, которые стоят перед руководителем. Поэтому, если для вас не так уж важно сохранить работоспособность подразделения, этого писать не нужно.
Опасения
Спровоцировать социальный взрыв.
Стать объектом агрессии сотрудника.
Получить судебные иски со стороны сотрудников.
Испытывать чувство вины.
Потерять дружеские отношения.
Создать напряженную атмосферу в отделе.
Не справиться с ситуацией, показав свою несостоятельность как руководителя.
…
Чего больше — потребностей или опасений?
Шаг второй. Присвойте баллы от 1 до 10 каждому пункту своих потребностей. Чем больше вы чего-то желаете, тем выше балл. Что оказалось для вас наиболее значимо? Подумайте, как этого добиться.
Шаг третий. Присвойте баллы от 1 до 10 каждому пункту своих опасений. Что вас больше всего пугает? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию: проконсультироваться у юриста или психолога, больше заботиться о людях или вести себя решительнее?
Такой аналитический подход помогает пережить сложный период. Присваивая «потребностям» и «опасениям» баллы исходя из своих внутренних ощущений, человек раскладывает в своем сознании все по полочкам. Так сказать, проводит «внутренний аудит». В результате он ясно видит ситуацию, понимает себя. И, добиваясь своей цели, обретает стабильность.
- Статьи по теме:
- Категории бухгалтера: 1 и 2 категории
- График документооборота в бухгалтерии в 2024 году: скачать образец бесплатно
- Резюме главного бухгалтера 2024 года: образец заполнения
- Утвержденный профстандарт 2024 для бухгалтеров
- Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на директора
Темы: