Кто несет ответственность за организацию бухучета в организации. Можно ли, передав полномочий управляющей организации, сохранить в штате должность главного бухгалтера?
Вопрос:
Возможно ли при передаче управляющей организации полномочий единоличного исполнительного органа сохранить в штате управляемых компаний должность главного бухгалтера? Не будет ли это свидетельствовать о том, что управляющая организация на самом деле не осуществляет функцию организации бухгалтерского учета управляемых компаний? В договоре на передачу прав ЕИО указано: управляющая компания организует бухгалтерский учет и отчетность.
Ответ:
По вопросу о возможности сохранения в штате главного бухгалтера при передаче полномочий управляющей компании
Да, это возможно, сам по себе факт передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании не означает невозможность принятия (сохранения) в штат тех или иных сотрудников, за исключением руководителя организации (например, директора), как органа управления обществом.
Указанная в договоре о передаче полномочий формулировка об «организации» бухгалтерского учета и отчетности вовсе не означает, что управляющая компания будет его «вести».
Организация – создание условий для выполнения тех или иных функций, в том числе посредством возложения таких функций на главного бухгалтера.
Напротив, на управляющую компанию возлагаются функции по управлению Обществом, в которые ведение бухгалтерского учета не входят.
Таким образом, если нет других запретов на ведение бухучета главбухом и это соответствует политике компании, главбух может оставаться в штате и вести бухгалтерский учет.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Материалы Системы Главбух по вашему вопросу: https://vip.1gl.ru/#/document/11/19894/qwert9/, https://vip.1gl.ru/#/document/99/901702323/ZA023983IJ/, https://vip.1gl.ru/#/document/11/17535/.
Обоснование
Кто несет ответственность за организацию бухучета в организации
Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ).1
Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:
- возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
- передать по договору ведение бухучета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Выбор зависит от объема учетной работы;
- принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).
Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письме Минфина от 03.02.2017 № 07-01-10/5865.
Как организовать бухучет
Организовать ведение бухучета на малом предприятии надо по общим правилам. Организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо.
В зависимости от объема учетной работы руководитель может заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункте 3 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25.04.2013 № 4/13, письме Минфина от 03.02.2017 № 07-01-10/5865.
Между главным бухгалтером (сотрудником, ответственным за ведение бухучета) и руководителем организации иногда возникают разногласия по поводу отражения той или иной суммы. В таком случае первому нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение об оформлении спорной операции.
Вести бухучет надо по общим правилам. Но есть отличие: микропредприятия и некоммерческие организации могут вести бухучет по простой системе – не применяя двойной записи. Такой метод надо предусмотреть в учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 8 Рекомендаций, утв. решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25.04.2013 № 4/13, п. 2.1 информации Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).