При заключении договора подряда стороны, как правило, составляют и утверждают смету расходов. В ней определяют виды работ и их стоимость. Смета расходов подрядчика становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ).
В обязательном порядке смета разрабатывается только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). В остальных случаях необходимость в оформлении сметы определяет заказчик (п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87). Однако на практике смету безопаснее составлять при выполнении любых подрядных работ. Ведь согласно статье 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ.
Практика показывает, что при проверке налоговики с особым вниманием относятся к смете расходов. И при отсутствии некоторых сведений приходят к выводу, что договор подряда является незаключенным. В результате контролеры отказывают в признании расходов по налогу на прибыль и вычете НДС по подрядным работам. Однако суды зачастую поддерживают компании. Рассмотрим, на какие реквизиты сметы расходов по подрядным договорам обратить внимание, чтобы избежать негативных налоговых последствий.
1. Реквизиты договора. Ссылка в смете на реквизиты договора подтвердит реальность сделки. Это поможет сопоставить фактически выполненные работы с теми, что прописаны в договоре. Кроме того, указание в смете на договор подряда исключит возможность признания договора незаключенным.
Так, в одном из дел ФАС Московского округа пришел к выводу, что спорная сделка не заключена, поскольку в договоре не был прописан перечень работ и у компании отсутствовала соответствующая смета расходов подрядчика (постановление от 11.02.13 № А40-84397/12-85-200, оставлено в силе определением ВАС РФ от 10.06.13 № ВАС-6400/13). В то время как предмет договора подряда является его существенным условием (п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 702 ГК РФ). Практика показывает, что отсутствие таковых зачастую приводит к признанию сделки притворной и, как следствие, доначислению налога на прибыль и НДС (например, постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.13 № А65-19599/2012).
2. Объект, на котором проводятся работы. Указание в смете объекта, на котором проводятся работы, обоснует расходы по сделке и право на вычет НДС. Несмотря на то что в договоре стороны, как правило, указывают наименование и реквизиты объекта подрядных работ, целесообразно отразить аналогичные сведения и в смете. В частности, если по договору работы проводятся в целом по зданию, а сметные расходы охватывают конкретное помещение (например, только этаж).
Если в смете не указан конкретный объект ремонта, есть вероятность, что налоговики откажут компании в признании соответствующих расходов и вычете НДС. При этом суды нередко соглашаются с такими действиями контролеров (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.10 № А41-7289/09, оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 26.08.10 № КА-А41/9668-10).
3. Сроки выполнения отдельных этапов работ. Отражение в смете сроков выполнения отдельных этапов работ подтвердит порядок налогового учета доходов и расходов по сделке.
Устанавливая сроки выполнения работ по договору подряда, стороны могут договориться о поэтапной сдаче результатов работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ). В договоре, как правило, указывают общий срок сдачи работ и сам факт наличия промежуточных этапов, а также ответственность за нарушение сроков (размер неустойки). В смете же целесообразно не только продублировать итоговые сроки сдачи работ, но и сроки выполнения отдельных этапов строительства. Кроме того, важно указать перечень выполняемых мероприятий, объем необходимых материалов и величину трудовых затрат. Такие сведения дополнительно подтвердят размер доходов подрядчика и расходов заказчика по договору, которые можно будет учесть по окончании каждого этапа строительства.
Напомним, что, если договор подряда содержит условие о поэтапной сдаче работ, стороны учитывают соответствующие доходы и расходы в периоде их возникновения (ст. 271 и 272 НК РФ). Иначе доходы и расходы распределяются на весь срок действия договора подряда (п. 2 ст. 271 НК РФ). Минфин России разъясняет, что в этом случае распределять расходы можно равномерно или пропорционально доле фактических расходов на основании сметы (письма от 13.03.13 № 03-03-06/1/7506 и от 21.09.11 № 03-03-06/1/581).
4.Детальный перечень работ с указанием единиц измерения поможет определить характер работ для целей налогообложения прибыли. Дело в том, что при ремонте и реконструкции (модернизации) компания нередко проводит схожие виды работ. Однако для целей налогообложения прибыли затраты на их проведение учитываются по-разному.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа, исследовав в том числе локальные сметы с указанием конкретных работ, их объема и стоимости, пришел к выводу, что спорные расходы не увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ), так как по своему характеру не относятся к случаям достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения (постановление от 27.09.10 № А33-18167/2008). В результате компании удалось списать расходы в налоговом учете единовременно.
5. Возможность проведения дополнительных работ также целесообразно предусмотреть в смете. В случае необходимости проведения дополнительных работ подрядчик обязан заранее предупредить об этом заказчика. Ведь дополнительные работы могут привести к увеличению первоначальной сметной стоимости. Заранее предусмотреть как саму необходимость проведения работ, не поименованных в смете, так и их объем и характер сложно. Поэтому целесообразно ограничиться общими фразами о том, что подрядчик обязуется своими силами, но за счет заказчика устранить возможные дефекты, скрытые повреждения или провести иные сопутствующие строительству работы (в частности, вывоз ТБО, уборку территории и пр.).
Если такие работы согласованы с заказчиком и имеется соответствующее документальное подтверждение, то подрядчик имеет право на оплату дополнительных расходов, даже если они не были прямо указаны в смете (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.12.11 № Ф03-5863/2011). В противном случае основания для оплаты таких дополнительных работ отсутствуют (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.13 № А79-6560/2012). Следовательно, смета расходов подрядчика, в которой содержится оговорка о проведении необходимых дополнительных работ, послужит одним из документов, подтверждающих для целей налогообложения прибыли экономический смысл понесенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
6. Корректировка сметы в рамках исполнения договора. Если договор подряда не содержит условия о том, что цена является приблизительной, стороны впоследствии не смогут ее изменить (п. 4 и 6 ст. 709 ГК РФ). При выполнении СМР целесообразнее сделать оговорку о том, что цена работ является приблизительной. Поскольку велика вероятность того, что подрядчику придется использовать более дорогие материалы, или же появится необходимость провести дополнительные работы на объекте. Аналогичные сведения о возможности корректировки условий договора безопаснее отразить и в смете.
Отметим, что стоимость материалов, которые подрядчик использует при осуществлении работ, может существенно отличаться от величин, заложенных в смете. Кроме того, может значительно возрасти стоимость услуг третьих лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик имеет право требовать увеличения первоначальной цены, а при отказе заказчика — расторгнуть договор (ст. 451 и п. 6 ст. 709 ГК РФ). Если же заказчик, получив уведомление о необходимости превышения установленных договором объемов и стоимости работ, отказался от оплаты работ в этой части и подрядчик не потребовал расторжения договора, то риск возможных неблагоприятных последствий в случае продолжения работы полностью ложится на подрядчика (постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.12 № А55-485/2011).
Зачастую налоговики отказывают компании в признании расходов и применения вычета НДС по договору подряда, если объем работ по смете отличается от зафиксированного в акте выполненных работ. Или же окончательная стоимость по справке КС-3 не совпадает со стоимостью, прописанной в смете. Однако судебная практика подтверждает правомерность корректировки первоначальной сметы в ходе работ и по факту их исполнения.
Так, в одном из дел, рассмотренном Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, инспекция выявила расхождения в смете, акте выполненных работ и справке о стоимости выполненных работ. Но суд признал неправомерным отказ инспекции в предоставлении вычета по НДС и принятии расходов по налогу на прибыль по этому основанию. Поскольку указанные расхождения не опровергают реальность хозяйственных операций и не доказывают фактическое выполнение работ на меньшую сумму (постановление от 29.04.11 № 17АП-2974/2011-АК). ФАС Уральского округа постановлением от 12.08.11 № Ф09-4833/11 оставил в силе решение суда апелляционной инстанции.
7. Подписи сторон. Смета должна быть согласована и утверждена (подписана) обеими сторонами договора. При отсутствии в смете даты ее составления, подписей представителей заказчика и подрядчика и их должностей суды могут прийти к выводу, что смета не относится к конкретному договору подряда (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.13 № Ф03-736/2013). В этом случае велика вероятность доначисления налога на прибыль и НДС со стоимости спорных работ, предусмотренных в смете.
Л. Мисникович,
старший юрист московской консалтинговой компании