Вопросы обучения нового сотрудника, его полноценного вхождения в коллектив и работу актуален всегда. Однако формального оглашения должностных обязанностей для понимания всех тонкостей конкретной бухгалтерии мало. Здесь на помощь приходит наставничество. Как правильно пользоваться этим инструментом, нашему корреспонденту рассказали опытные петербургские бухгалтеры и специалисты по персоналу.
Ведущий и ведомый
Будущие трудовые успехи сотрудника во многом зависят от того, как пройдет адаптация. «Наставничество — один из наиболее эффективных методов адаптации, — считает Андрей Серов, психолог петербургской тренингово-консалтинговой компании «Мобиле». — Наставник направляет действия новичка в определенное русло, реализуя принцип «Делай как я!». Иными словами, учит на личном примере, передает профессиональные и иные навыки, знания менее искушенному в практических вопросах коллеге»
Внедрение системы наставничества в бухгалтерском отделе помогает решить сразу несколько проблем. Прежде всего, назначение куратора экономит время главбуха: ввод в должность нового работника перекладывается на плечи подчиненного, остается лишь контролировать ход событий. Кроме того, наставничество снижает текучесть кадров, поскольку уменьшает количество сотрудников, которые увольняются во время и сразу после испытательного срока.
Назначение куратора полезно и новому работнику. Один из самых простых способов сделать карьеру сводится как раз к приобретению наставника — опытного коллеги, который будет проводником в профессиональном лабиринте. «Наставники обладают глубоким знанием дела и полезными связями в своем кругу, отрасли, сфере деятельности, — рассказывает Светлана Рябова, главный бухгалтер строительной компании. — Также они хорошо осведомлены о взаимоотношениях внутри своей компании; понимают, кто есть кто».
Для наставника обучение нового сотрудника означает карьерный рост. Это своего рода поощрение за хорошую работу, признание заслуг перед компанией, а иногда — материальное вознаграждение.
На кого бог пошлет
Обучение новичка в бухгалтерии чаще всего становится заботой главного бухгалтера. Особенно если компания невелика и отсутствует отдел персонала.
По мнению бизнес-тренеров, при выборе наставника следует принимать во внимание как профессиональный, так и социально-психологический аспекты. Причем оба одинаково важны. «Наставнику мало быть хорошим специалистом, он должен быть готов поделиться своими знаниями с подопечным, — продолжает Андрей Серов. — Любой специалист проходит три условных этапа: юность, зрелость, выгорание. На этапе зрелости, когда человек уже многому научился, и работа приносит радость, он охотно делится накопленным опытом и готов обучать новичков. Причем их успех будет для него хорошей мотивацией».
Опыт руководителей бухгалтерии, использующих ту или иную систему наставничества, позволяет говорить о трех важных показателях для решения данного вопроса: занимаемая должность, стаж работы (на предприятии и в бухгалтерии, в частности), личное желание. «Личное желание очень важно, — считает финансовый директор петербургской торговой компании Оксана Федорчук. — Оно свидетельствует о том, что специалист или руководитель хочет попробовать себя в специфической роли наставника (куратора) и освоить ее».
Главной составляющей оценки кандидатуры куратора является качество его работы при выполнении соответствующих задач и функций. Именно этот критерий позволяет выводить (выходить по собственному желанию) из «института кураторства» тех, у кого не складываются отношения с подопечными, и заменять их новыми наставниками.
Боязнь наставничества
Если бухгалтер и без того загружен работой, появление обязанности «нянчиться» со стажером он воспримет без особого энтузиазма. В результате мы услышим прямой отказ работать с новым сотрудником или станем свидетелями попыток поскорее «отделаться» от него.
Поэтому, чтобы работа наставника была по-настоящему эффективной, необходимо выполнение минимум двух условий. Во-первых, наставник должен работать с новым сотрудником без ущерба для своей основной деятельности (т.е. коллеги на время стажировки берут часть работы наставника на себя). Во-вторых, как любая дополнительная нагрузка наставничество должно чем-то компенсироваться. Лучше всего издать на эту тему отдельное внутреннее Положение (см. приложение ).
Формы поощрений могут быть самыми разными. «Наставников вовсе не обязательно поощрять деньгами, — говорит Оксана Федорчук. — Например, в нашей компании лучших кураторов награждают ценными подарками и почетными грамотами на ежегодных корпоративных мероприятиях».
Как работает система
Отношения «наставник-стажер» обычно устанавливаются неформально. Однако во многих крупных фирмах разрабатываются программы, которые предписывают, кому из опытных сотрудников над кем из молодых брать шефство.
Так, в аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» действует специальная система адаптации и развития персонала. О ней нам рассказала Александра Стоянова, старший специалист по оценке и развитию персонала: «Основная часть системы адаптации представляет собой однодневный тренинг, в ходе которого акцент делается на корпоративную культуру, миссию фирмы, стратегию развития, функциональные подразделения и их руководителей, а также вопросы конфиденциальности. Новых сотрудников обязательно знакомят с деятельностью каждого подразделения. Большое внимание уделяется системе оценки труда сотрудников. Обычно тренинг проводится, когда в компанию принимают трех-четырех новых человек. Если кто-то выходит на работу раньше остальных, специалист кадровой службы помогает разобраться в принципах работы, предоставляет необходимые печатные документы, разъясняет предпочтения в одежде и правила поведения, раскрывает вопрос конфиденциальности информации.
Как только новые сотрудники в качестве младших консультантов или экспертов приступают к работе, каждый получает своего наставника, который будет консультировать и оценивать. У одного куратора может быть до пяти подопечных. Поскольку наставничество способствует развитию и мотивированию обеих сторон, любой сотрудник, достигший в компании уровня старшего специалиста, становится наставником. Все наставники заинтересованы, чтобы их подопечные демонстрировали хорошие результаты, поскольку это один из критериев, влияющих на бонусную систему.
Кроме того, ежегодно проводится тренинг для наставников, где их учат, как правильно проводить встречи с новичками, задавать те или иные вопросы, донести не самую приятую новость и т.п.».
Формой наставничества может быть и простое совещание. «Раз в неделю я начинаю рабочий день с совещания, в котором участвуют все сотрудники бухгалтерии. Особое внимание, конечно, уделяю новым сотрудникам, — делится своим опытом начальник Департамента казначейского исполнения бюджета, главный бухгалтер Комитета финансов Ленинградской области Валентина Николаева. — Мы сообща формируем план работы, решаем текущие проблемы. Я регулярно знакомлюсь со всей специальной периодикой, и если нахожу интересную статью, рекомендую сотрудникам прочесть. Если же опубликован новый важный нормативный акт, знакомлю с ним под роспись».
Итак, наставничество действительно помогает в работе, причем обеим сторонам: главбуху, обремененному сменой кадров, и новичку в малознакомой обстановке. Надо только создать свою, индивидуальную систему взаимоотношений «наставник-стажер», и проблемы будут преодолены.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера
- Остатки отпусков: как рассчитать и посмотреть в 1С
- 3 группа инвалидности: льготы и выплаты в 2024 году
Темы: