К сожалению, нет. Договор о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС подписан 23 декабря 2014 года. Но процедура присоединения к ЕАЭС предусматривает обязательную ратификацию договора о присоединении всеми странами участницами. В настоящее время страны Союза уже приступили к процедуре ратификации, но по состоянию на 04/06/15 процедура не завершена. Следовательно, пока граждане Кыргызстана для трудоустройства в РФ должны получать патент и уплачивать авансовые платежи по НДФЛ, как и ранее. Для работодателя ставка НДФЛ продолжает оставаться 13 % с правом зачета авансовых платежей по НДФЛ после заключения трудового договора. После завершения ратификации Договора ставка НДФЛ для граждан Кыргызстана останется 13%. Разница для них состоит лишь в том, что не будет необходимости получать патент и оплачивать авансы по НДФЛ.
Что касается начисления страховых взносов:
после вступления в силу договора о присоединении Кыргызстана в ЕАЭС взносы в ПФ, ФСС, ФОМС на доходы таких сотрудников будут начисляться по общим ставкам и правилам, установленным для граждан РФ, поскольку граждане стран-участниц ЕАЭС являются застрахованными лицами в российской системе пенсионного, социального и медицинского страхования.
Что касается оформления на работу:
при оформлении на работу, как и ранее граждане Кыргызстана должны представлять работодателю те же документы, что и граждане РФ. Работодатель при приеме на работу, также как и до присоединения Кыргызстана, оформляет, трудовой договор, приказ о назначении сотрудника, делает запись в трудовую книжку, оформляет личную карточку сотрудника, уведомляет ФНС (в течение 3 рабочих дней) о заключении трудового договора с сотрудником-иностранцем. Отличие будет состоять только в отсутствии патента на работу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Кто может приезжать в Россию без визы
Есть конкретный перечень стран, где для граждан каждого иностранного государства обозначен режим въезда в Россию. Такой перечень вы найдете в письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.
Так, без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья. В частности, из Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии*. А также граждане из стран дальнего зарубежья, например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, въезжать в Россию без виз могут лица без гражданства, которые живут в Латвии и Эстонии и ранее имели гражданство СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977).
Для трудоустройства граждан таких государств (лиц без гражданства), если они не находятся на территории России, сначала придется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
- Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
- Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.
Как оформить на работу безвизового иностранца
Принимать на работу безвизового иностранца нужно в зависимости от того, гражданином какого государства он является. Так, для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан действуют особые правила приема на работу*. Для граждан других государств важно еще учитывать, находится уже иностранец в России или нет.
Иностранец, который уже временно пребывает в России, должен получить патент. Работодатель, в свою очередь, должен заключить с ним трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан
Оформляя на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан, руководствуйтесь следующими документами:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
- Договор о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. от 10 октября 2014 г.
Чтобы устроиться на работу в России, граждане этих трех республик не должны получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). А работодатель не обязан оформлять для таких будущих сотрудников приглашение на въезд*.
Гражданин республики Армения, Беларусь и Казахстан должен лишь представить работодателю общий набор документов, предусмотренный Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Этого достаточно, чтобы заключить трудовой договор. То есть действуют такие же правила, как и для россиян*.
При этом граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении этого срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке.
Но вот уведомить миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан республик Беларусь, Армения и Казахстан нужно в том же порядке, который установлен для граждан других государств. В этом поблажек нет*.
Особый порядок для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан
Срок временного пребывания граждан Армении, Белоруссии и Казахстана определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
После того как трудовой договор будет расторгнут, гражданам республик Армения, Беларусь и Казахстан отводится 15 дней на заключение нового, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Оформление на работу
В целом принимать на работу иностранных граждан нужно в общем порядке. То есть необходимо издать приказ, заключить договор и сделать запись в трудовой книжке. Подробнее см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Кроме этого, о трудоустройстве иностранцев нужно уведомлять миграционную службу.*
Так, если заключили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, то в миграционную службу подайте уведомление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Также в миграционную службу нужно сообщать и о расторжении таких договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). Документы заполняйте в соответствии с Порядком, приведенным в приложении № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Уведомления можно подать как на бумаге (лично или по почте), так и в электронной форме, в том числе через портал госуслуг. Если уведомление о заключении (расторжении) договора подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка о приеме уведомления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктами 6–8 приложения № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно*. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента
образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Как определить ставку для расчета НДФЛ
НДФЛ с доходов нерезидентов
Доходы, полученные нерезидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 15, 13 и 30 процентов.
Ставка 15 процентов применяется при удержании НДФЛ с дивидендов, начисленных нерезидентам.
Ставка 13 процентов применяется при удержании НДФЛ с доходов от трудовой деятельности нерезидентов, которые являются*:
- высококвалифицированными специалистами. Подробнее об их трудоустройстве см. Как принять на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста;
- участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное местожительство в Россию;
- членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом России;
- беженцами или иностранными гражданами, получившими временное убежище в России (абз. 7 п. 3 ст. 224 НК РФ). 13-процентная ставка применяется в отношении доходов, полученных начиная с 1 января 2014 года (п. 3 ст. 2 Закона от 4 октября 2014 г. № 285-ФЗ);
- резидентами стран, входящих в Евразийский экономический союз, – Республики Армении, Республики Казахстан, Республики Беларусь. С 1 января 2015 года под 13-процентную ставку подпадают доходы, полученные такими лицами в связи с их работой в России по найму. Это следует из положений статьи 73 договора о Евразийском экономическом союзе и писем Минфина России от 27 января 2015 г. № 03-04-07/2703, ФНС России от 10 февраля 2015 г. № БС-4-11/1561*.
Кроме того, 13-процентная ставка НДФЛ применяется в отношении доходов, полученных нерезидентами от трудовой деятельности по найму на основании патентов, выданных в соответствии со статьей 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ*.
В отношении всех остальных доходов, выплаченных нерезидентам, применяется ставка НДФЛ 30 процентов.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 6 статьи 224 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 17 августа 2010 г. № 03-04-06/0-181 и ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735.
Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ). Например, с доходов от использования авторских прав, полученных гражданами Украины, удержите НДФЛ по ставке 10 процентов (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г.). При этом получатель доходов должен представить документы, подтверждающие его постоянное местопребывание в Украине (статус налогового резидента) (письмо ФНС России от 17 апреля 2006 г. № 04-1-04/215).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Статус иностранца
Сотрудник-иностранец может находиться в России в статусе:
Пенсионные взносы
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России* (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Взносы на социальное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России* (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). Исключение – выплаты в рамках гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Эти суммы не облагаются страховыми взносами в ФСС.
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 7 апреля 2015 г. № 17-3/В-172.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*.
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента*.
Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются*.
Это следует из положений частей 1, 2 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
Выплаты гражданам республик Беларусь, Казахстан, Армения
Страховые взносы с выплат гражданам стран, входящих в ЕАЭС, начисляйте по тем же правилам, что и с доходов российских граждан*. Независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий). Работающие в России граждане Беларуси, Казахстана и Армении признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, для них предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и для граждан России (п. 3 ст. 98 договора о Евразийском экономическом союзе). При этом к социальному обеспечению относится:
– социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
– обязательное медицинское страхование*.
Российские правила пенсионного обеспечения на граждан стран, входящих в ЕАЭС, не распространяются. Порядок назначения и выплаты пенсий таким сотрудникам регулируется законодательством того государства, где они постоянно проживают (абз. 3 п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе). Такой вывод подтверждается письмом Минтруда России от 13 марта 2015 г. № 17-3/ООГ-268.
Таким образом, с выплат гражданам стран ЕАЭС, работающим в организации, начисляйте страховые взносы в следующем порядке.
Если у организации нет прав на применение пониженных страховых тарифов:
– в Пенсионный фонд РФ – по тарифу 22 процента (по доходам свыше 711 000 руб. – 10%);
– в ФСС России – по тарифу 2,9 процента (по доходам свыше 670 000 руб. – 0%);
– в ФФОМС – по тарифу 5,1 процента (независимо от суммарного размера выплат).*
Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, взносы начисляйте по тарифам, установленным для соответствующей категории плательщиков. В том числе и на выплаты гражданам республик Беларусь, Казахстан и Армения.
Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России