нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей.
Для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего определитесь с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно и временно проживающих, а также беженцев и лиц, получивших временное убежище на территории России, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Таким образом, гражданке Украины, которую Вы планируете принять на работу, необходимо получит статус «беженца» и получить соответствующее удостоверение в органах ФМС.
Организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке. При этом, согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке).
В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.
По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего нахождения в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий: получения разрешения на работу; подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности; приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию; заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Нанять иностранца можно только с учетом существующих ограничений и требований. Иностранцы не могут работать или служить на определенных выборных, общественно значимых и некоторых других должностях. Например, депутатом Государственной думы РФ или судьей может быть только гражданин России.
Иностранцев нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Замещать главного бухгалтера или другого сотрудника, который ведет бухучет, могут только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в России. Соответственно, временно пребывающего в России иностранца принять на эти должности нельзя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Какие особенности имеет прием на работу иностранца
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно и временно проживающих, а также беженцев и лиц, получивших временное убежище на территории России, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).*
Нина Ковязина, заместитель директора департамента
образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации
(Наименование в ред. Федерального закона от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ.)
Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях
«4. Документом, служащим основанием для регистрации органом внутренних дел лица, признанного беженцем или вынужденным переселенцем, и членов его семьи по месту жительства или по месту пребывания, является удостоверение, выдаваемое этому лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционному учету либо его территориальным органом.*
В соответствии с требованиями Федерального закона «О беженцах» лицо, признанное беженцем, при перемене места пребывания обязано сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в соответствующем органе миграционной службы. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе миграционной службы является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел по новому месту пребывания.*
Вынужденный переселенец в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» при перемене места жительства обязан сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы по новому месту жительства.*
5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928.»
3.Статья: Как принять на работу беженца с Украины?
В связи с событиями на Украине российские власти не раз говорили о том, что готовы помочь жителям этой страны с переселением и трудоустройством. Что имеется в виду?
В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются два законопроекта. Один из них предусматривает возможность получения российского гражданства русскоговорящими украинцами в упрощенном порядке. Второй создаст правовые условия трудиться в нашей стране без разрешения на работу тем жителям Украины, которые признаны беженцами или получили временное убежище на территории России.*
Наряду с этим Президент России предложил внедрить государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников на территории двух новых субъектов – Севастополя и Крыма, а также во всех приграничных с Украиной регионах1. Русскоговорящие украинцы могут получить вид на жительство, а в последующем и гражданство. Для этого им нужно стать участниками программы «Соотечественники», по которой им окажут содействие в добровольном переселении в Россию.
С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»2.
Теперь срок временного пребывания в нашей стране иностранного гражданина в случае, когда не требуется получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение 180 дней. Он может быть продлен на время действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год с даты въезда.*
Какова ситуация с беженцами с Украины на рынке труда и в чем особенности их приема на работу?
По данным ФМС России, за последние два месяца в ее территориальные органы ежедневно обращаются более сотни граждан Украины с ходатайствами о признании беженцами и с заявлениями о предоставлении временного убежища.
Государственная Дума 14 апреля 2014 года в третьем чтении одобрила законопроект № 445048-6 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Предлагается освободить иностранных граждан различных государств, признанных беженцами или получивших временное убежище, от необходимости приобретать разрешение на работу на территории нашей страны до прекращения действия указанных статусов.*
Планируется ли упростить процедуру получения гражданства русскоязычными украинцами?
В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 469683-6 «О внесении изменений в статьи 14, 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”», который позволит русскоговорящим украинцам получать наше гражданство в упрощенном порядке.
В случае принятия этого документа украинцы будут освобождены от соблюдения условий, связанных с непрерывным проживанием в течение определенного времени на территории России, наличием законного источника заработка и отказом от гражданства Украины. Они смогут работать наравне с россиянами.
Журнал «Кадровое дело» № 5 Май 2014
4.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Уведомление налоговой инспекции
Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке
Нет, не нужно. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию.
По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
- получения разрешения на работу;
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
- приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
- заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.*
Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.
Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).
Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.
В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.*
Постановка на миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
У иностранца:
- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять:
- о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
- о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).*
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.
Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.
Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Ответственность за неуведомление ФМС России и службы занятости
Внимание: если организация не уведомит миграционную службу или службу занятости о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, его расторжении или предоставлении такому сотруднику отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца, ей грозит административная ответственность.
Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
- на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
- на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.
При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы (службы занятости), но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
5.Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца
Иностранцы – граждане других государств, а также лица без гражданства могут свободно выбирать, чем им заниматься и по какой профессии работать в России. Однако нанять их можно только с учетом существующих ограничений и требований. Кроме того, иностранцы не могут работать или служить на определенных выборных, общественно значимых и некоторых других должностях. Например, депутатом Государственной думы РФ или судьей может быть только гражданин России.*
Это следует из положений статей 2, 12 и пункта 1 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей.*
Такой порядок установлен положениями пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего определитесь с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.*
Статус иностранца: какой бывает и чем подтвердить
В России иностранцы могут находиться как:
Временно пребывать в России иностранцы могут, получив визу или находясь на ее территории в безвизовом порядке.
Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.*
Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.*
Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта. У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.*
Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.
Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:
- Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего;
- Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего;
- Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно;
- Как принять на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста.
Ограничение по месту работы
Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих в России иностранцев, учитывайте установленные для них ограничения. Так, иностранцы могут работать:*
- либо только в том регионе, где им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ);
- либо только в том регионе, где им выдано разрешение на работу, и только по той по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая в нем указана, – если они временно пребывают в России (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Из этого правила есть исключения. Временно проживающий в России иностранец может работать в другом регионе, если одновременно выполняются два условия:
- профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
- срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней, когда работа иностранца носит разъездной характер и это прописано в его трудовом договоре. И 40 календарных дней, если иностранец находится в служебной командировке.
Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также должны одновременно выполнятся два условия:*
- профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
- соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.
В отношении высококвалифицированных иностранцев установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет таким специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).
Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения кприказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.
Иностранцев нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.*
Замещать главного бухгалтера или другого сотрудника, который ведет бухучет, могут только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в России. Соответственно, временно пребывающего в России иностранца принять на эти должности нельзя. Это следует из положений пункта 3 статьи 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.*
Нина Ковязина, заместитель директора
департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России