Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 июля 2015 10 просмотров

Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест, если в организации 6 человек, работа офисных менеджеров и бухгалтера? Только один сотрудник - монтажник электро-радиоаппаратуры.

Спецоценку условий труда обязаны провести все работодатели, независимо от численности и профессиональных обязанностей сотрудников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

• надомных работников;

• дистанционных работников;

работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.


Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда. Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из рекомендации
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Как провести специальную оценку условий труда
Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Ответственность

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Такая ответственность предусмотрена Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Отражение результатов спецоценки

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59.

Подробнее о том, как это сделать, см. Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС).

<…>

Из статьи журнала «Главбух», № 16, август 2014
По каким рабочим местам в вашей компании нужна спецоценка

Попадает ли рабочее место под спецоценку

Вид рабочего места Нужна ли спецоценка Комментарий
Рабочее место с компьютером Да, нужна Категория рабочего места подпадает под статью 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. В этой статье сказано, что оценивать условия труда нужно на всех рабочих местах, поэтому спецоценка должна проводиться на общих основаниях
Новое рабочее место Да, нужна Надо провести внеплановую спецоценку и проверить только условия нового рабочего места. При этом срок проведения процедуры — 6 месяцев со дня создания нового места (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)
Новые рабочие места сотрудников, переехавших в другое помещение Да, нужна Если спецоценку в этом году вы провели, а потом переехали в другое помещение, то придется провести эту процедуру еще раз, и носить она будет внеплановый характер. Ведь рабочие места в новом помещении будут фактически заново созданными (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)
Временное рабочее место (созданное для срочников) Да, нужна Такие места подпадают под статью 3 Закона № 426-ФЗ, и по ним необходимо провести спецоценку наравне с постоянными рабочими местами
Рабочее место сотрудника с разъездным характером работы Да, нужна К таким сотрудникам, например, относятся курьеры, менеджеры по продажам и т.?д. Эти работники могут вообще не бывать в офисе. Но даже если у разъездного сотрудника нет рабочего места в офисе, формально за ним все-таки нужно его закрепить. Проводить спецоценку таких рабочих мест нужно на общих условиях, но если разъездных работников несколько, их рабочие места можно признать аналогичными. Но только если эти места отвечают всем признакам аналогичных рабочих мест (ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
Автомобиль водителя Да, нужна, но не всегда Если сотрудник работает на служебном или арендованном компанией автомобиле, то спецоценка необходима (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Но если машина принадлежит лично водителю, а в трудовом договоре не сказано, что он использует свой транспорт в служебных целях, то проводить спецоценку не надо
Рабочее место надомника, то есть сотрудника, который трудится на дому, используя как личное оборудование, так и аппаратуру работодателя (ст. 310 ТК РФ) Нет, не нужна Условия труда надомных работников освобождаются от спецоценки (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Рабочее место дистанционного сотрудника, то есть который работает вне местонахождения работодателя (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Работодатель не контролирует такое рабочее место Нет, не нужна Условия труда дистанционных сотрудников освобождаются от спецоценки (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Рабочее место человека, который трудится у гражданина, не зарегистрированного в качестве предпринимателя (например, домработницы) Нет, не нужна Условия труда граждан, работающих по найму у других физических лиц, освобождаются от спецоценки (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Рабочее место, находящееся по домашнему адресу директора Да, нужна, но не всегда Если компания зарегистрирована по домашнему адресу руководителя, а с руководителем заключен трудовой договор, то процедуру спецоценки провести придется. Ведь формально рабочее место создано
Много аналогичных рабочих мест Да, нужна, но есть особенности — надо проверить только 20 процентов аналогичных мест, но не менее двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ) Признаки аналогичных рабочих мест (ст. 9 Закона № 426-ФЗ):
— рабочие места расположены в однотипных помещениях;
— помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, отопления и освещения;
— на местах трудятся работники одинаковых должностей и профессий;
— технологический процесс работы единообразен;
— сотрудники работают с одинаковым оборудованием;
— трудовой график работников одинаков
Рабочее место, на котором трудится гражданин по договору подряда Нет, не нужна Работник компании — это человек, который заключил с компанией трудовой договор (ст. 20 ТК РФ). При этом в статье 1 Закона № 426-ФЗ сказано, что спецоценку надо проводить для обеспечения безопасности работников организации в их трудовой деятельности. Лицо, выполняющее обязанности по гражданско-правовому договору, не является штатным работником компании. Следовательно, можно сделать вывод, что рабочие места таких сотрудников проверять не нужно
Рабочее место, закрепленное за декретницей Да, нужна Даже если сотрудница находится в декретном отпуске, рабочее место за ней все равно должно быть закреплено. И оно подпадает под статью 3 Закона № 426-ФЗ. Поэтому спецоценку надо провести на общих условиях
Рабочее место охранника Да, нужна Формально рабочее место в компании нужно закрепить и за таким сотрудником, даже если он на нем не будет находиться. При этом процедура спецоценки рабочего места охранника необходима и ее нужно проводить на общих условиях, в соответствии со статьей 3 Закона № 426-ФЗ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка