Действительно, заключать сделку на условиях доверителя – опасно. Поскольку сделка заключается между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), она является контролируемой. Согласно пункту 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ цена сделки между взаимозависимыми лицами не должна отличаться от рыночных цен при сопоставимых условиях. В случае явного занижения (или завышения) договорной цены товара по отношению к рыночной цене налоговые органы могут обратиться в суд с требованием о доначислении исполнителю налогов и уплате штрафов. Иск будет удовлетворен, если будут представлены доказательства того, что исполнитель действительно получил большую сумму, чем указано в договоре.
Кроме того, сама сделка с явно заниженной (или завышенной) ценой может быть признана недействительной на основании статьи 168 и пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ как притворная сделка, прикрывающая сделку дарения доверителю (при занижении цены). См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2000 г. № 4774/00.
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Определить рыночную цену одним из следующих методов:
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:
Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» | ? | Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» | ? | Доля прямого участия организации «В» в организации «Г» |
В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.
Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.
Пример определения доли косвенного участия с двумя последовательными цепочками
Организация «А» прямо участвует:
– в организации «Б» (доля – 50%);
– в организации «В» (доля – 50%).
Организация «Б» прямо участвует:
– в организации «В» (доля – 49%).
Организация «В» прямо участвует:
– в организации «Г» (доля – 35%).
Звеньями первой цепочки являются: «А», «Б», «В» и «Г».
Звеньями второй цепочки являются: «А», «В» и «Г».
Для определения доли косвенного участия организации «А» в организации «Г»:
– сначала определяется произведение прямых долей по первой цепочке:
50% ? 49% ? 35% = 8,575%;
– затем определяется произведение прямых долей по второй цепочке:
50% ? 35% = 17,5%.
Далее полученные произведения долей суммируются:
8,575% + 17,5% = 26,075%.
Таким образом, доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» составляет 26,07%, что свидетельствует об их взаимозависимости.
Если одна организация участвует в другой организации как прямо, так и косвенно, доля ее участия определяется по формуле:
Доля участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» | + | Доля косвенного участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» |
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Принцип сопоставления доходов
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).
Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен втаблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
-
если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню.
Кроме того следует учесть, что сделка между взаимозависимыми лицами должна пройти процедуру одобрения.
Обоснование
Из рекомендации Александра Бычкова, начальника юридического отдела ЗАО «ТГК Салют», Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Даниила Дугинова, советника Администрации Президента РФ, магистра частного права, LL.M
Как сформулировать в договоре условие о вознаграждении, выгодное поверенному
Вознаграждение по договору поручения – это источник дохода для поверенного. Чтобы получить ожидаемую денежную сумму от доверителя и обезопасить себя от возможных рисков, необходимо правильно сформулировать условие о вознаграждении. Например, нужно настоять на включении в договор условия о выплате аванса или условия о праве удержать вознаграждение из суммы, поступившей от третьего лица.
Если не установить размер вознаграждения, то поверенный не сможет получить от доверителя ожидаемую сумму. Если размер вознаграждения будет напрямую зависеть от действий поверенного, то посреднику придется искать возможность исполнить обязательство на более выгодных условиях по сравнению с условиями договора поручения. Если не установить порядок уплаты вознаграждения, то поверенный получит денежные средства только после того, как исполнит обязательство.
Почему договор поручения должен содержать условие о вознаграждении
В отношениях между юридическими лицами договор поручения, как правило, является возмездным. Это означает, что доверитель обязан выплатить поверенному вознаграждение.
Обоснование
Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено (п. 1 ст. 972 ГК РФ):
Таким образом, организация-поверенный не вправе требовать выплаты вознаграждения по сути лишь в том случае, если договор поручения содержит условие о его безвозмездном характере. Во всех остальных случаях доверитель обязан уплатить вознаграждение.
Юрист организации, выступающей в роли поверенного, должен проследить за тем, чтобы договор поручения содержал условие о размере вознаграждения и условие о порядке уплаты вознаграждения. Лишь в этом случае интересы поверенного будут наилучшим образом защищены.
Если же договор не будет содержать таких условий, то это может повлечь одно из следующих негативных последствий.
1. Договор поручения будет считаться заключенным, однако поверенному будет проблематично получить вознаграждение. Во-первых, поверенный сможет претендовать на него лишь после полного исполнения поручения (п. 2 ст. 972 ГК РФ). Во-вторых, размер вознаграждения будет рассчитываться по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ. Это означает, что поверенный сможет получить сумму, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. В случае спора обязанность по доказыванию размера вознаграждения будет лежать на посреднике как на заинтересованной стороне (п. 54 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). В итоге сумма награды может оказаться значительно меньше той, на которую поверенный рассчитывал при заключении договора. Таким образом, если в договоре поручения не закрепить условие о вознаграждении, то порядок расчета и взыскания денежных средств окажется для поверенного затруднительным.
2. Договор поручения будет считаться незаключенным. Это негативное последствие наступит только в том случае, когда условие о вознаграждении будет существенным условием договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными»; далее – информационное письмо № 165).
В качестве существенного условие о награде выступает, например, когда в роли поверенного действует адвокат. По закону условие о вознаграждении – это существенное условие соглашения об оказании юридической помощи (подп. 3 п. 4 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Соглашение с адвокатом заключают, как правило, в форме договора поручения. Следовательно, в такой ситуации суд может посчитать условие о вознаграждении существенным условием договора поручения.
Кроме того, условие о вознаграждении является существенным в случае, когда в ходе переговоров одна из сторон договора предложила формулировку этого условия или заявила о необходимости согласовать награду. В такой ситуации договор не будет считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют условие о вознаграждении либо сторона, предложившая это условие или заявившая о согласовании награды, не откажется от своего предложения (п. 11 информационного письма № 165).
Как сформулировать условие о размере вознаграждения
При заключении договора поручения стороны вправе самостоятельно сформулировать условие о размере вознаграждения поверенного, поскольку закон прямо не предписывает делать это определенным образом. Размер вознаграждения можно определить разными способами. Так, стороны вправе установить, что вознаграждение поверенного – это:
Чтобы выбрать тот или иной способ, поверенный должен оценить все преимущества и риски применительно к конкретной ситуации.
Вознаграждение как твердая сумма
Преимущество такого условия в том, что размер вознаграждения известен заранее. Другими словами, поверенный изначально знает, какой результат по договору он получит. Кроме того, если доверитель не выплатит вознаграждение, поверенному не придется доказывать размер своих убытков. То есть посредник сможет предъявить иск о взыскании той суммы, которая установлена в договоре.
Недостаток условия в том, что поверенный сможет получить по договору ровно столько, сколько указали стороны (не более). Даже если удастся заключить сделку с третьим лицом на более выгодных условиях, сумма вознаграждения не увеличится.
Вознаграждение как процент от суммы сделки
Такое условие можно сформулировать в случае, если договор поручения направлен на заключение сделок, а не на совершение иных юридических действий (например, действий по представительству).
По данному условию размер вознаграждения зависит от суммы сделки: чем выше сумма, тем больше прибыль посредника (и наоборот). Следовательно, поверенный заинтересован в заключении сделок на более выгодных для доверителя условиях. Вместе с тем, в зависимости от конкретной ситуации вознаграждение как процент от суммы сделки может оказаться меньшим, чем вознаграждение как твердая сумма. Поэтому перед заключением договора поручения поверенный должен решить, что будет выгоднее: получить процент от сделки или твердую сумму вознаграждения.
Пример принятия решения о том, как сформулировать условие о размере вознаграждения
Предположим, поверенный обязан реализовать товар доверителя. Для этого поверенному необходимо заключить договор купли-продажи с третьим лицом (покупателем). Цена товара должна быть не менее 1 млн руб.
Доверитель предлагает выбрать одну из формулировок условия о размере вознаграждения:
Руководство организации, выступающей в роли поверенного, поручает юристу проанализировать правовые риски этого предложения.
Пояснения юриста: если поверенный рассчитывает продать товар по более выгодной цене (например, 1,3 млн руб.), то нужно установить размер вознаграждения как процент от суммы сделки (5% от 1,3 млн руб. – 65 тыс. руб.). Если же поверенный сомневается в том, что сможет продать товар за цену, превышающую 1 млн руб., то лучше установить размер вознаграждения как твердую сумму (5% от 1 млн руб. – 50 тыс. руб., в то время как твердая сумма по договору составляет 55 тыс. руб.).
Если доверитель не выплатит вознаграждение, выраженное в виде процента от суммы сделки, то для взыскания оплаты через суд поверенный будет вынужден обосновать размер заявленного требования. Нужно будет доказать факт заключения сделки с третьим лицом и документально подтвердить размер суммы сделки.
Пример из практики: суд обязал доверителя выплатить вознаграждение по договору поручения, поскольку поверенный доказал факт нарушения договора и размер заявленного требования
Гаражно-строительный кооператив «С.» (доверитель) заключил с ООО «Р.» (поверенный) договор поручения, направленный на заключение поверенным предварительных договоров купли-продажи гаражных боксов. Вознаграждение поверенного составило 3,5 процента от суммы каждого договора купли-продажи. Доверитель обязался перечислить вознаграждение пропорционально исполнению поручения (т. е. за каждый договор по отдельности). Кроме того, стороны предусмотрели неустойку в случае просрочки оплаты.
Поверенный заключил несколько договоров, однако не получил вознаграждение. По этой причине ООО «Р.» предъявило к кооперативу «С.» требование о взыскании долга в размере невыплаченной награды, а также требование о взыскании неустойки.
Истец представил следующие доказательства:
Суд посчитал требования истца обоснованными и обязал доверителя выплатить вознаграждение и неустойку (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. № Ф03-459/2011 по делу № А51-8932/2010).
Вознаграждение как разница между суммами сделки
Вознаграждение можно установить в виде разницы, если одновременно соблюдаются два условия:
Пример зависимости размера вознаграждения от действий поверенного
Предположим, поверенный обязан реализовать товар доверителя. Для этого поверенному необходимо заключить договор купли-продажи с третьим лицом (покупателем). Цена товара должна быть не менее 1 млн руб.
Условие о размере вознаграждения сформулировано следующим образом: «Вознаграждение определяется как разница между суммой, указанной в договоре поручения (1 млн руб.), и фактической суммой договора купли-продажи».
Если поверенный сомневается в том, что сможет продать товар по цене, значительно превышающей 1 млн руб., то лучше не заключать договор поручения либо настоять на другой формулировке условия о размере вознаграждения. Ведь при заключении такого договора (и его последующем исполнении) награда посредника окажется невелика. Например, если покупатель приобретет товар за 1 млн 10 тыс. руб., то награда поверенного будет 10 тыс. руб.
Если же поверенный рассчитывает продать товар по более выгодной цене (например, потенциальный покупатель готов приобрести этот товар за 1,3 млн руб.), то условие «о разнице между суммами сделки» будет очень выгодным для поверенного. Так, по договору поручения посредник получит 300 тыс. руб. (1 300 000 руб. – 1 000 000 руб. = 300 000 руб.). Следует отметить, что если бы размер вознаграждения определялся как 5 процентов от суммы сделки (см. предыдущий пример), то поверенный получил бы всего лишь 65 тыс. руб. Вместе с тем, минимальный размер его вознаграждения был бы гарантированным (50 тыс. руб.).
Если доверитель не выплатит вознаграждение, выраженное в виде разницы между суммами сделки, то поверенному придется обосновать в суде размер своих убытков. Для этого нужно будет доказать факт заключения сделки с третьим лицом и документально подтвердить размер суммы сделки.
Пример из практики: суд обязал доверителя выплатить вознаграждение по договору поручения, поскольку поверенный доказал факт нарушения договора и размер заявленного требования
ООО «К.С.» (доверитель) заключило с ООО «К.Г.» (поверенный) договор поручения. Поверенный обязался заключить с третьим лицом договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (далее – сделка). Стороны установили размер вознаграждения в виде разницы между суммой, указанной в договоре поручения, и суммой по сделке с третьим лицом. Доверитель обязался выплатить вознаграждение после подписания акта приема-передачи документов. Кроме того, стороны предусмотрели неустойку в случае просрочки оплаты.
Поверенный заключил сделку с третьим лицом на более выгодных условиях по сравнению с условиями договора поручения. Доверитель подписал акт приема-передачи документов, однако вознаграждение не перечислил. ООО «К.Г.» предъявило к ООО «К.С.» требование о взыскании долга в размере невыплаченной награды, а также требование о взыскании неустойки.
Истец представил следующие доказательства:
Суд посчитал требования истца обоснованными и обязал доверителя выплатить вознаграждение и неустойку (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 ноября 2009 г. по делу № А43-290/2008).
Как сформулировать условие о порядке уплаты вознаграждения
Формулировка условия о порядке уплаты вознаграждения зависит от того, как стороны определили размер вознаграждения.
1. Порядок уплаты вознаграждения, установленного в твердой сумме
Если стороны договора поручения определили размер вознаграждения как твердую сумму, то нужно указать, с какого момента у поверенного появляется право требовать эту сумму. Так, можно установить, что вознаграждение выплачивается:
Поверенному выгоднее получить вознаграждение сразу. Поэтому оптимальным является условие об уплате аванса (условие о предоплате). Однако не стоит путать условие об авансе и условие о выплате поверенному средств, необходимых для исполнения поручения (абз. 3 п. 2 ст. 975 ГК РФ). В последнем случае денежные средства не являются вознаграждением и никак не влияют на порядок его уплаты.
По общему правилу уплата вознаграждения не зависит от результата договора поручения. Другими словами, поверенный отвечает за заключение сделки (совершение иных юридических действий), а не за исполнение ее третьим лицом. Поэтому доверитель обязан выплатить вознаграждение независимо от того, получил ли он результат по договору.
Пример из практики: суд решил, что размер и порядок выплаты вознаграждения по договору поручения не зависит от результата действий поверенного
Унитарное предприятие «О.» (доверитель) заключило с некоммерческим партнерством «А.» (поверенный) договор поручения, направленный на осуществление ряда юридических действий. В частности, поверенный обязался подписать с налоговой инспекцией акты сверки расчетов. Стороны установили, что оплата услуг поверенного производится по частям в зависимости от совершения тех или иных юридических действий.
Некоммерческое партнерство «А.» выполнило все обязанности, однако унитарное предприятие «О.» не выплатило часть вознаграждения. По этой причине поверенный предъявил иск о взыскании долга в размере невыплаченной награды.
Довод ответчика: истец исполнил обязательство ненадлежащим образом, поскольку акты сверки расчетов, подписанные поверенным от имени доверителя, имеют расхождения по налогам.
Суд не согласился с приведенным доводом. По договору поверенный обязался совершить юридические действия – подписать акты сверки расчетов (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Причем выплата вознаграждения не зависела от согласия налоговой инспекции с содержанием этих актов. Следовательно, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение в полном размере. В итоге суд удовлетворил требование истца (постановление ФАС Центрального округа от 4 июня 2007 г. по делу № А64-4364/06-7).
2. Порядок уплаты вознаграждения, установленного в виде процента или разницы
Если стороны определили размер вознаграждения как процент от суммы сделки или как разницу между суммами, то формулировка условия о порядке уплаты вознаграждения будет зависеть от того, кто ведет расчеты с третьими лицами: доверитель или поверенный.
Если по договору поручения расчеты с третьими лицами ведет доверитель, то он обязан перечислить сумму вознаграждения после того, как поверенный заключит сделку (сделки) с третьим лицом. Обязанность по выплате может возникнуть либо сразу после заключения сделки, либо после поступления средств от третьего лица. Первый вариант наиболее предпочтителен, поскольку поверенный получит награду сразу после исполнения поручения. Второй вариант (т. е. выплата вознаграждения после расчетов с третьим лицом) допустим, если стороны внесут уточнение «вознаграждение поверенного не зависит от исполнения сделки третьим лицом». В этом случае поверенный сможет потребовать выплаты вознаграждения с того момента, как третье лицо рассчитается с доверителем (такой момент должен быть указан в договоре с третьим лицом). Если же третье лицо нарушит обязательство по расчетам, то это не повлияет на отношения между доверителем и поверенным: поверенный сохранит право на вознаграждение.
Если по договору поручения расчеты с третьими лицами ведет поверенный, то условие о порядке уплаты вознаграждения можно сформулировать одним из двух способов.
1. Поверенный передает доверителю все денежные средства (иное имущество), поступившие от третьего лица. После этого доверитель перечисляет поверенному сумму вознаграждения.
2. Поверенный передает доверителю денежные средства (иное имущество) за вычетом суммы вознаграждения. Другими словами, поверенный самостоятельно рассчитывает и получает вознаграждение. Очевидно, что такое условие наиболее предпочтительно. Во-первых, упрощается порядок расчетов между сторонами. Во-вторых, поверенный защищает себя от возможных нарушений со стороны доверителя.
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того,признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
-
метод распределения прибыли.
- законом. Например, по закону договор поручения является возмездным, если он направлен на осуществление предпринимательской деятельности и не содержит условия о его безвозмездности (абз. 2 п. 1 ст. 972 ГК РФ). На практике большинство договоров поручения заключается именно в целях предпринимательства (к примеру, договоры, направленные на реализацию товара доверителя);
- иными правовыми актами. Например, некоторые правила по заключению возмездных договоров с брокерами установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 «О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг»);
- самим договором поручения.
- твердая сумма, указанная в договоре;
- процент от суммы сделки, заключенной поверенным от имени и за счет доверителя (т. е. во исполнение договора);
- разница между суммой сделки, установленной в договоре поручения, и суммой сделки, заключенной во исполнение договора.
- «Вознаграждение поверенного составляет 55 тыс. руб. (твердая сумма)»;
- «Вознаграждение поверенного составляет 5 процентов от суммы договора купли-продажи».
- предварительные договоры купли-продажи, заключенные с третьими лицами;
- акты на выполнение работ-услуг, подписанные сторонами договора поручения;
- расчет невыплаченного вознаграждения (3,5% от суммы, указанной в каждом договоре купли-продажи).
- договор поручения направлен на заключение сделок, а не на совершение иных юридических действий (например, действий по представительству);
- поверенному заранее известно, что он сможет заключить сделку с третьим лицом на более выгодных условиях по сравнению с условиями договора поручения. Например, поверенный должен реализовать товар по более высокой цене либо приобрести товар по более низкой цене по сравнению с указанной в договоре. Разница между ценой, указанной в договоре поручения, и ценой реализованного (приобретенного) товара будет составлять вознаграждение посредника. Следовательно, размер вознаграждения зависит от действий поверенного.
- договор об осуществлении технологического присоединения;
- акт приема-передачи документов;
- расчет невыплаченного вознаграждения (вознаграждение = сумма по сделке – сумма по договору поручения).
- после исполнения поверенным своих обязательств;
- до начала исполнения поручения (авансирование поверенного);
- в соответствии с иным порядком расчетов (например, выплата вознаграждения по частям).
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
- общедоступные российские и иностранные печатные издания;
- общедоступные информационные системы;
- официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.
Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).
Метод сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен можно применять:
- если организация располагает данными о нескольких сопоставимых сделках (в т. ч. и среди своих сделок) и информацией о примененных в них ценах;
- если организация располагает данными только об одной сопоставимой сделке с информацией о цене. При этом финансовые и (или) экономические условия такой сделки должны быть либо полностью идентичны (сопоставимы) условиям анализируемой сделки, либо сопоставимость обеспечена с помощью корректировок. Кроме того, организация, заключившая сопоставимую сделку, не должна занимать доминирующее положение на соответствующем рынке товаров (работ, услуг).
Об этом сказано в пунктах 1 и 2 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что информация о ценах должна быть актуальной. Используйте данные, наиболее близкие по времени к дате анализируемой сделки, или сведения, в отношении которых подтверждается, что сопоставимые цены применялись в том периоде, когда была совершена анализируемая сделка. Это следует из пункта 4статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.
Чтобы установить, соответствует ли цена анализируемой сделки рыночному уровню, придерживайтесь следующего алгоритма:
- определите интервал (минимальное и максимальное значение) рыночных цен;
- определите, находится ли цена анализируемой сделки в этом интервале или нет.
Определение интервала цен имеет некоторые особенности, а именно:
- если организация располагает данными только об одной сопоставимой сделке, то цена этой сделки будет одновременно и минимальным, и максимальным значением рыночной цены (интервалом рыночной цены);
- если в качестве сопоставимых цен используются биржевые котировки, то интервалом рыночных цен будут зарегистрированные на определенную дату минимальное и максимальное значение цен на идентичные (однородные) товары;
- если для сопоставления цен используются данные информационно-ценовых агентств, то интервалом рыночных цен будут минимальное и максимальное значения цен в соответствующем периоде времени, указанные в публикации.
Об этом сказано в пунктах 2, 5 и 6 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.
В остальных случаях интервал рыночных цен определяйте в следующем порядке.
1. Значения цен сопоставимых сделок выстройте по возрастанию (от наименьшей к наибольшей). Допускается, чтобы в такой выборке было два и более одинаковых значения цен.
2. Каждой цене присвойте порядковый номер начиная с наименьшей цены.
3. Определите минимальное значение интервала. Для этого разделите количество ценовых показателей, включенных в интервал, на четыре.
Если при делении получилось целое число, то минимальное значение интервала определите по формуле:
Минимальное значение интервала (минимальная цена) | = | цена с порядковым номером N + цена с порядковым номером (N + 1) |
2 |
где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.
Если при делении получилось дробное число, то минимальное значение интервала определите по формуле:
Минимальное значение интервала (минимальная цена) | = | Цена с порядковым номером, равным значению N, округленному в меньшую сторону до целого числа и увеличенному на единицу |
где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.
4. Определите максимальное значение интервала. Для этого умножьте количество ценовых показателей, включенных в интервал, на коэффициент 0,75.
Если при умножении получилось целое число, то максимальное значение интервала определите по формуле:
Максимальное значение интервала (максимальная цена) | = | цена с порядковым номером N + цена с порядковым номером (N+1) |
2 |
где N – число, полученное при умножении количества ценовых показателей на коэффициент 0,75.
Если при умножении получилось дробное число, то максимальное значение интервала определите по формуле:
Максимальное значение интервала (максимальная цена) | = | Цена с порядковым номером, равным значению N, округленному в меньшую сторону до целого числа и увеличенному на единицу |
где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.
5. Сравните цену контролируемой сделки с полученным интервалом. Если цена находится в пределах интервала, то она считается рыночной. Если цена контролируемой сделки окажется ниже минимальной, то для целей налогообложения принимайте минимальное значение интервала.
Если цена сделки будет выше максимального значения интервала, для целей налогообложения принимайте не цену сделки, а максимальное значение интервала.
Об этом сказано в пункте 7 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что применение максимального или минимального значения интервала не должно приводить к уменьшению поступлений налогов в бюджет (абз. 4 п. 7 ст. 105.9 НК РФ). Это общий принцип, который надо учитывать при всех методах расчета. Например, если цена сделки выше максимального значения и продавец решит применить для налогообложения максимальное значение интервала, это приведет к уменьшению поступления налогов в бюджет. Следовательно, продавец обязан применить цену сделки. Во избежание таких ситуаций участникам сделки лучше заранее согласовать такую договорную цену, которая у каждого из них будет соответствовать рыночной (т. е. находиться в пределах интервала рыночных цен).
Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод сопоставимых рыночных цен
«Альфа» в течение 2012 года продавала товар ОАО «Производственная фирма "Мастер"» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 3000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн.
Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, договорную цену сделки необходимо проверить на соответствие рыночной цене. С этой целью бухгалтер «Альфы» получил данные об условиях аналогичных сделок у конкурентов и сопоставил эти данные с условиями сделки между «Альфой» и «Мастером». В результате анализа рынка бухгалтер располагал следующими сопоставимыми ценовыми показателями (выборкой): 2950 руб./т, 3150 руб./т, 3100 руб./т и 3200 руб./т.
Определяя интервал рыночных цен, бухгалтер выстроил ценовые показатели в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1. 2950
2. 3100
3. 3150
4. 3200
Количество ценовых показателей равно четырем, поэтому при делении на четыре получается целое число (4 : 4 = 1).
Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:
- цену с порядковым номером 1 – 2950 руб./т;
- цену с порядковым номером 2 – 3100 руб./т.
Среднее арифметическое значение этих величин составляет 3025 ((2950 + 3100) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала рыночных цен.
Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество ценовых показателей, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 3 (4 ? 0,75 = 3). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:
- цену с порядковым номером 3 – 3150 руб./т;
- цену с порядковым номером 4 – 3200 руб./т.
Среднее арифметическое значение этих величин составляет 3175 ((3150 + 3200) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала рыночных цен.
Таким образом, интервал рыночных цен на товар составляет от 3025 руб./т до 3175 руб./т. Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (3000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Для целей налогообложения «Альфа» должна применять цену 3025 руб./т (минимальное значение интервала цен).
В течение 2012 года бухгалтер «Альфы» пользовался нормами пункта 7 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ и рассчитывал налог на прибыль, исходя из договорной цены сделки (3000 руб./т). В результате по итогам 2012 года налоговая база по налогу на прибыль оказалась занижена. Поэтому бухгалтер принял решение произвести корректировку налогооблагаемой прибыли.
Сумма дохода по сделке исходя из рыночной цены на товар составляет 3 327 500 000 руб. (3025 руб./т ? 1,1 млн т). Эту сумму (вместо суммы 3 300 000 000 руб.) бухгалтер учел в составе доходов от реализации и отразил их в декларации по налогу на прибыль за 2012 год. При расчете налога на прибыль по сроку уплаты до 28 марта 2013 года бухгалтер рассчитал сумму налога с учетом рыночного дохода по сделке.
Пени на сумму налога на прибыль с доначисленного дохода от реализации не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
Метод цены последующей реализации
Метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар, приобретенный по контролируемой сделке, в дальнейшем без какой-либо переработки перепродается лицам, которые не признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ). При этом требуется сопоставить валовую рентабельность того, кто перепродает товар, с интервалом валовой рентабельности сопоставимых сделок по перепродаже (п. 1 ст. 105.10 НК РФ). В результате этого удается определить, соответствует ли цена сделки по приобретению товара рыночному уровню.
При определении валовой рентабельности сделки по перепродаже нужно учитывать одну особенность. Если организация, перепродающая товар, реализует его по разным ценам, сначала необходимо рассчитать средневзвешенную цену. И уже на основе полученной цены определять показатель валовой рентабельности сделки по перепродаже.
Об этом сказано в пункте 3 статьи 105.10 Налогового кодекса РФ.
Чтобы определить интервал валовой рентабельности, используйте тот же алгоритм, что и при методе сопоставимых цен. При этом вместо ценовых показателей в расчет включайте показатели валовой рентабельности реализованной продукции. Такую валовую рентабельность рассчитайте по формуле:
Валовая рентабельность реализованной продукции | = | Валовая прибыль | : | Выручка от реализации товаров (работ, услуг) |
Если по результатам сравнения валовая рентабельность окажется ниже рыночной (минимального значения интервала), то цену сделки для целей налогообложения придется уменьшить до минимального значения интервала. Когда же валовая рентабельность, напротив, завышена, цену скорректируйте с учетом максимального значения интервала. При этом придерживайтесь общего принципа трансфертного ценообразования для целей налогообложения.
Об этом сказано в пунктах 4, 5, 6 и 7 статьи 105.10 Налогового кодекса РФ.
Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод цены последующей реализации
Организация «Альфа» в течение 2012 года продавала товар организации «Мастер» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 2000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн.
«Мастер» перепродает товар (без какой-либо переработки) по цене 5000 руб. за тонну нескольким покупателям, не являющимся взаимозависимыми лицами с организацией «Мастер». Валовая рентабельность реализованной продукции «Мастера» – 0,60.
Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели валовой рентабельности реализованной продукции по своим сделкам с независимыми контрагентами. Все данные он брал из бухгалтерской отчетности. Рентабельность «Мастера» при перепродаже товаров независимым контрагентам сложилась следующая: 0,32; 0,39; 0,35; 0,41; 0,31; 0,39; 0,38; 0,42; 0,35; 0,34.
Определяя интервал валовой рентабельности, бухгалтер выстроил полученные значения в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0,31;
2) 0,32;
3) 0,34;
4) 0,35;
5) 0,35;
6) 0,38;
7) 0,39;
8) 0,39;
9) 0,41;
10) 0,42.
Количество показателей валовой рентабельности равно десяти, поэтому при делении на четыре получается дробное число (10 : 4 = 2,5). Минимальное значение интервала равно 0,34 (2,5 округляется в меньшую сторону до 2 и увеличивается на единицу, что соответствует цене с порядковым номером 3).
Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей валовой рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является дробное число 7,5 (10 ? 0,75 = 7,5). Максимальное значение интервала равно 0,39 (7,5 округляем в меньшую сторону до 7 и увеличиваем на единицу, что соответствует цене с порядковым номером 8).
Таким образом, интервал валовой рентабельности – от 0,34 до 0,39. Валовая рентабельность «Мастера» не соответствует рыночной (0,60 > 0,39). Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (2000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Исходя из максимального значения рентабельности 0,39, наценка (цена реализации – цена закупки) организации «Мастер» должна быть равна 1950 руб./т (5000 руб./т ? 0,39).
Соответственно, рыночная цена товара в сделке между «Альфой» и «Мастером» должна составить 3050 руб./т (5000 руб./т – 1950 руб./т).
Затратный метод
Затратный метод основан на том же принципе, что и метод сопоставимых цен – принципе соответствия определенному интервалу. Разница заключается лишь в том, что для расчетов принимаются показатели валовой рентабельности затрат. Валовая рентабельность затрат продавца сопоставляется с валовой рентабельностью затрат сопоставимых организаций. Расчет показателей производится на основании данных бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, указанных в пунктах 5, 6 и 7 статьи 105.8 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу для сопоставления надо брать показатели минимум четырех организаций. Однако, если информации о таком количестве организаций нет, допустимо использовать меньшее количество показателей.
Для расчета валовой рентабельности затрат используйте формулу:
Валовая рентабельность затрат | = | Валовая прибыль | : | Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) |
Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 и пункте 3 статьи 105.8, пункте 1 статьи 105.11 Налогового кодекса РФ.
Чтобы определить интервал рентабельности, используйте тот же алгоритм, что и при методе сопоставимых цен. При этом вместо ценовых показателей в расчет включайте показатели рентабельности.
Если по результатам расчета валовая рентабельность продавца ниже рыночной (минимального значения интервала), цену сделки для целей налогообложения необходимо скорректировать. Для этого используйте показатель фактической себестоимости и показатель минимального значения интервала. Если же фактическая валовая рентабельность завышена, цена корректируется с учетом максимального значения интервала. При этом корректировки должны соответствовать общему принципу трансфертного ценообразования для целей налогообложения.
Об этом сказано в пунктах 4, 5 и 6 статьи 105.11 Налогового кодекса РФ.
Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя затратный метод
Организация «Альфа» в течение 2012 года продавала товар организации «Мастер» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 3000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн. Себестоимость проданного товара составляет 2800 руб. за тонну. Валовая рентабельность затрат – 0,075.
Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели валовой рентабельности затрат по своим сделкам с несколькими независимыми контрагентами. Все данные он брал из бухгалтерской отчетности. Рентабельность по продаже товаров с независимыми контрагентами сложилась следующая: 0,062; 0,072; 0,069; 0,085; 0,078; 0,083; 0,081; 0,065; 0,076; 0,078; 0,063; 0,069.
Определяя интервал валовой рентабельности затрат, бухгалтер выстроил показатели рентабельности в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0,062;
2) 0,063;
3) 0,065;
4) 0,069;
5) 0,069;
6) 0,072;
7) 0,076;
8) 0,078;
9) 0,078;
10) 0,081;
11) 0,083;
12) 0,085.
Количество показателей рентабельности равно 12, поэтому при делении на четыре получается целое число (12 : 4 = 3).
Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:
- рентабельность с порядковым номером 3 – 0,065;
- рентабельность с порядковым номером 4 – 0,069.
Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,067 ((0,065 + 0,069) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала валовой рентабельности затрат.
Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 9 (12 ? 0,75 = 9). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:
- рентабельность с порядковым номером 9 – 0,078;
- рентабельность с порядковым номером 10 – 0,081.
Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,0795 ((0,078 + 0,081) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала валовой рентабельности затрат.
Таким образом, интервал валовой рентабельности затрат составляет от 0,067 до 0,0795. Валовая рентабельность продавца соответствует рыночной (0,067
Метод сопоставимой рентабельности
Метод сопоставимой рентабельности в целом идентичен затратному методу. Есть лишь два отличия. Во-первых, по результатам сопоставления рентабельности корректируется (если необходимо) не цена сделки, а прибыль (доход, выручка) от нее. Во-вторых, для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности:
- рентабельность продаж;
- рентабельность затрат;
- рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
- рентабельность активов;
- иной показатель рентабельности.
Для расчета показателей воспользуйтесь следующими формулами:
Рентабельность продаж | = | Прибыль от продаж | : | Выручка от продаж (за минусом НДС и акцизов) |
Рентабельность затрат | = | Прибыль от продаж | : |
Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) + Коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг) |
Рентабельность коммерческих и управленческих расходов | = | Валовая прибыль | : | Коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг) |
Рентабельность активов | = | Прибыль от продаж | : | Текущая рыночная стоимость (при отсутствии информации – балансовая стоимость) оборотных и внеоборотных активов, которые прямо или косвенно использованы в контролируемой сделке |
Такие правила установлены пунктом 1 статьи 105.8 и пунктом 3 статьи 105.12 Налогового кодекса РФ.
Выбор конкретного показателя рентабельности с целью сопоставления производите с учетом особенностей, указанных в пунктах 4, 5, 6 и 7 статьи 105.12 Налогового кодекса РФ.
Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод сопоставимой рентабельности продаж
Организация «Альфа» в течение года продавала товар организации «Мастер». «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними превышает 1 млрд руб., поэтому сделки признаются контролируемыми.
Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 2000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн. Прибыль – 660 000 000 руб. Таким образом, фактическая рентабельность продаж составила 0,30 (660 000 000 руб.: (1 100 000 т ? 2000 руб./т)).
Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели рентабельности продаж сопоставимых по виду деятельности организаций. Все данные он брал из справочных систем анализа компаний. Рентабельность по продаже товаров с независимыми контрагентами сложилась следующая: 0,32; 0,39; 0,35; 0,41; 0,38; 0,36; 0,42; 0,44; 0,39; 0,37; 0,45; 0,45.
Определяя интервал рентабельности продаж, бухгалтер выстроил показатели рентабельности в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0,32;
2) 0,35;
3) 0,36;
4) 0,37;
5) 0,38;
6) 0,39;
7) 0,39;
8) 0,41;
9) 0,42;
10) 0,44;
11) 0,45;
12) 0,45.
Количество показателей рентабельности равно 12, поэтому при делении на четыре получается целое число (12 : 4 = 3).
Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:
- рентабельность с порядковым номером 3 – 0,36;
- рентабельность с порядковым номером 4 – 0,37.
Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,365 ((0,36 + 0,37) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала рентабельности продаж.
Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 9 (12 ? 0,75 = 9). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:
- рентабельность продаж с порядковым номером 9 – 0,42;
- рентабельность продаж с порядковым номером 10 – 0,44.
Среднее арифметическое значение этих величин 0,43 ((0,42 + 0,44) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала рентабельности продаж.
Таким образом, интервал рентабельности продаж составляет от 0,365 до 0,43. Рентабельность продаж продавца не соответствует рыночной (0,30
Метод распределения прибыли
Суть метода заключается в том, что фактическое распределение прибыли между сторонами контролируемой сделки сравнивается:
- либо с распределением прибыли между сторонами сопоставимой сделки;
- либо с расчетным распределением прибыли между сторонами той же контролируемой сделки.
Этот метод можно применять в двух вариантах: распределяя совокупную прибыль сторон сделки либо распределяя остаточную прибыль сторон сделки (п. 6 ст. 105.13 НК РФ).
Для использования первого варианта достаточно определить величину совокупной прибыли – это сумма операционной прибыли всех сторон контролируемой сделки за анализируемый период (п. 7 ст. 105.13 НК РФ).
При втором варианте дополнительно необходимо найти показатель остаточной прибыли. Для этого любым из рассмотренных методов (кроме метода распределения прибыли) определите расчетную прибыль (убыток) каждой стороны контролируемой сделки. Затем сложите полученные показатели. Результат сложения нужно вычесть из совокупной прибыли. Сумма остатка и будет остаточной прибылью (убытком). Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ.
Распределение совокупной (во втором варианте – остаточной) прибыли производите с учетом степени участия каждой стороны в контролируемой сделке. В свою очередь степень участия сторон определяйте на основании показателей, влияющих на величину прибыли (убытка) по контролируемой сделке. Примерный перечень таких показателей приведен в пункте 10 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ. Среди них:
- размер затрат на создание нематериальных активов, использованных в сделке и влияющих на ее финансовый результат;
- характеристики персонала (численность, квалификация, трудозатраты, величина расходов на оплату труда);
- рыночная стоимость активов, использованных в сделке и влияющих на ее финансовый результат.
После распределения прибыли (совокупной – по первому варианту, остаточной – по второму) с учетом степени участия каждой стороны контролируемой сделки расчет по первому варианту готов. А для второго варианта готов только один из показателей – остаточная прибыль каждой из сторон сделки.
При расчете по второму варианту (распределение остаточной прибыли) дополнительно нужно найти итоговую величину прибыли каждой из сторон сделки. Для этого по каждой из сторон сделки сложите остаточную прибыль и расчетную прибыль соответственно (п. 9 ст. 105.13 НК РФ). Таким образом будут определены необходимые показатели для сопоставления по второму варианту.
После этого нужно сравнить фактическое распределение прибыли (убытка) с расчетным. Если фактические показатели прибыли (убытка) контролируемой сделки отличаются от расчетных, скорректируйте налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с порядком, изложенным в пункте 13 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ. При этом корректировки должны соответствовать общему принципу трансфертного ценообразования для целей налогообложения.
Соглашение о ценообразовании
Соглашение о ценообразовании является дополнительным инструментом контроля применения рыночных цен для целей налогообложения.
Соглашение может быть заключено между ФНС России и:
- конкретной организацией;
- группой взаимозависимых организаций, которые совершают однородные контролируемые сделки;
- организацией и налоговым (иным уполномоченным) органом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Порядок заключения такого соглашения должен быть установлен Минфином России.
Соглашение носит добровольный характер, и заключать его вправе только те организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками.
Основная задача соглашения – документально закрепить порядок ценообразования, который:
- организация будет применять при совершении тех или иных контролируемых сделок;
- представители ФНС России будут соблюдать при проведении соответствующих проверок.
Это следует из положений пунктов 1–3 статьи 105.19, пунктов 1–3 статьи 105.20,пункта 1 статьи 105.23 Налогового кодекса РФ.
В соглашении должны быть оговорены следующие обязательные условия:
- виды (перечни) сделок и товаров (работ, услуг), на которые распространяется согласованный порядок ценообразования;
- порядок определения цен (применения методов, формул) для целей налогообложения;
- перечень источников информации, используемых для определения сопоставимости цен;
- перечень документов, которые подтверждают исполнение соглашения, а также порядок и сроки их представления;
- срок действия соглашения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 4 статьи 105.19 Налогового кодекса РФ.
Примерная структура соглашения о ценообразовании приведена в приложении 3 кписьму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.
Соглашение о ценообразовании действует в течение согласованного сторонами срока, но не более трех лет. В дальнейшем его можно продлить на срок до двух лет. По общему правилу соглашение вступает в силу с 1 января года, следующего за тем, в котором оно было подписано. Однако допускается, чтобы соглашение вводилось в действие «задним числом»: с 1 января года, в котором организация подала заявление о заключении соглашения. Такой вариант возможен, если он согласован с налоговой службой и прописан непосредственно в соглашении о ценообразовании. Это следует из пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 105.21 Налогового кодекса РФ и разъяснений Минфина России. Воспользовавшись этим вариантом, организация, заключившая соглашение, например, в апреле 2012 года, должна руководствоваться им при контроле за ценами во всех сделках, совершенных с 1 января 2012 года.
Чтобы выяснить целесообразность заключения соглашения о ценообразовании, организация может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения его основных положений. Порядок организации и проведения такого обсуждения приведен в приложении 1 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.
Чтобы заключить соглашение, в ФНС России нужно подать:
- заявление о заключении соглашения. Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении 2 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85;
- проект соглашения о ценообразовании. Примерная структура соглашения приведена в приложении 3 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85;
- документы о деятельности организации, связанной с контролируемыми сделками, в отношении которых планируется заключить соглашение;
- учредительные документы (копии);
- свидетельство о госрегистрации (копия);
- свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (копия);
- бухгалтерская отчетность за последний отчетный период;
- платежный документ на перевод госпошлины в размере 1 500 000 руб. (п. 133 ст. 333.33 НК РФ);
- иные документы, которые имеют значение для заключения соглашения.
Помимо этих документов, организациям рекомендуется подавать дополнительные сведения об их деятельности, которые будут иметь значение при заключении соглашений о ценообразовании. Такие сведения можно представить в виде пояснительной или аналитической записки, примерная структура которой приведена в приложении 4 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.
Поданное заявление организация вправе отозвать. При этом госпошлина за рассмотрение такого заявления возврату не подлежит.
Документы должны быть рассмотрены в течение шести месяцев с даты их получения. Данный срок может быть продлен до девяти месяцев. После этого ФНС России вынесет одно из следующих решений:
- о заключении соглашения о ценообразовании;
- об отказе в заключении соглашения (с мотивировкой отказа);
- о необходимости доработки проекта соглашения.
Принятое решение должно быть направлено организации по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения.
Об этом сказано в пунктах 1, 4, 5, 6 и 11 статьи 105.22 Налогового кодекса РФ иприложении 1 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85. Формы решений о заключении (отказе в заключении) соглашения о ценообразовании, а также о необходимости доработки проекта соглашения утверждены приказом ФНС России от 26 марта 2012 г. № ММВ-7-13/182.
Если организация получила решение о необходимости доработки проекта соглашения, она вправе подать повторное заявление о заключении соглашения. Рекомендуемая форма такого заявления приведена в приложении 2 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85. Повторно поданное соглашение (доработанное) ФНС России рассматривает в течение трех месяцев без дополнительного взимания госпошлины.
Если организация получила решение об отказе, то его можно обжаловать в суде.
Копию подписанного соглашения о ценообразовании ФНС России направит в налоговую инспекцию по месту учета организации.
Такой порядок предусмотрен пунктами 7, 9 и 10 статьи 105.22 Налогового кодекса РФ.
Процесс заключения соглашения о ценообразовании в виде блок-схемы представлен в приложении 5 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.
Из рекомендации Александра Симачева, руководителя юридического департамента ОАО «Корпорация "Иркут"» (авиастроение), Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке, Сергея Аристова, выпускающего редактора ЮСС «Система Юрист»
Цена товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика
Условие о порядке и месте определения цены
Данное условие наиболее удобно, если стороны на момент заключения договора не могут указать точную цену товара. Так, стороны могут согласовать, что цена товара будет определена после подписания договора, например:
- в протоколе согласования цены либо
- в товарных накладных, подтверждающих передачу товара.
Пример формулировки условия договора поставки об определении цены товарана основании протокола согласования цены
«Цена товара определяется на основании протокола согласования цены, который должен быть подписан сторонами не позднее ______ дней с момента подписания настоящего Договора».
Внимание! Явное занижение (или завышение) договорной цены товара по отношению к рыночной цене несет существенные риски для сторон договора поставки.
Стороны часто сознательно занижают цену товара в договоре для оптимизации налогообложения либо при наличии коррупционной составляющей. В таких случаях налоговые органы могут обратиться в суд с требованием о доначислении поставщику налогов и уплате штрафов. Иск будет удовлетворен, если будут представлены доказательства того, что поставщик действительно получил большую сумму, чем указано в договоре поставки.
Кроме того, сама сделка с явно заниженной (или завышенной) ценой может быть признана недействительной на основании статьи 168 и пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ как притворная сделка, прикрывающая:
- сделку дарения покупателю (при занижении цены) или
- сделку дарения продавцу (при завышении цены).
См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2000 г. № 4774/00.
Внимание! Свобода договора в отношении условия о цене товара может быть ограничена. Уполномоченные государственные органы и (или) органы местного самоуправления в установленных законом случаях могут устанавливать обязательные для применения цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.).
На это указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ.
Ограничение цен происходит путем государственного либо ведомственного регулирования цен. Оно необходимо для того, чтобы:
- стабилизировать цены;
- реализовывать социально-экономическую и научно-техническую политику государства;
- развивать рыночные отношения, конкуренцию, свободное перемещение продукции, свободную экономическую деятельность;
- защитить частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности;
- пресечь нарушения со стороны субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;
- предотвратить или преодолеть кризисные явления в экономике.
Пример государственного регулирования цен с целью их стабилизации
Правительство РФ может установить предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Для этого нужно, чтобы рост цен на них на территории отдельного субъекта (нескольких субъектов) Российской Федерации составил 30 и более процентов в течение 30 календарных дней подряд. Предельно допустимые розничные цены могут быть установлены на срок не более чем 90 календарных дней (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Приведенный пример относится к государственному регулированию цен прямого характера. Данный вид регулирования состоит в том, что государство:
- устанавливает в твердой сумме цены (тарифы) на товары, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на товары, наценки на товары;
- регулирует цены (тарифы) на товары, различные надбавки, наценки, определяя их предельный уровень или коэффициенты к действующим ценам (тарифам) либо иным образом.
Если на товар установлены фиксированные цены, то хозяйствующие субъекты обязаны реализовать продукцию только по такой цене, а если установлены предельные цены – по цене не выше (не ниже) установленных границ.
Примеры определения предельного уровня цен на товары
Установление максимальных цен – Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утвержденыпостановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865).
Установление минимальных цен – постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности».
Установление предельных уровней минимальных и максимальных цен – пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Кроме того, государственное регулирование цен может носить косвенный характер, когда уполномоченные органы:
- принимают для целей налогообложения рыночные цены на аналогичные товары, сложившиеся на момент их реализации, в случае продажи товаров по цене не выше себестоимости;
- определяют состав затрат, определяющих структуру цены, которые могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг), для уменьшения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль;
- устанавливают налоги, пошлины, сборы, которые приходится учитывать в структуре цены (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы и т. п.).
Внимание! Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность контроля со стороны налоговых органов над соответствием рыночным ценам цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Соответствующие правила закреплены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ.
Так, согласно пункту 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ цена сделки между взаимозависимыми лицами не должна отличаться от рыночных цен при сопоставимых условиях.
Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидата юридических наук, Геннадия Уваркина, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега», кандидатя юридических наук
Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения в ООО
Отдельные сделки в ООО можно заключать только после их одобрения общим собранием участников или советом директоров. К таким сделкам относятся, в частности, так называемые «сделки, в совершении которых имеется заинтересованность». Если не соблюдать порядок их совершения, суд может признать сделку недействительной.
В связи с этим при подготовке к сделке юристу нужно проверить, не подпадает ли она под критерии сделки с заинтересованностью и если подпадает – соблюсти порядок ее совершения.
Какие сделки являются сделками с заинтересованностью
Суть сделки с заинтересованностью лучше всего показать на простом примере: когда ООО заключает гражданско-правовой договор (например, договор купли-продажи или подряда) со своим директором – это сделка с заинтересованностью, в ней заинтересован директор.
На практике все чуть сложнее. Перечень лиц, которые в данном случае могут быть на месте директора, установлен в статье 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). К ним относятся:
- единоличный исполнительный орган общества (далее – директор);
- члены совета директоров (наблюдательного совета);
- члены правления;
- лица, имеющее право давать обществу обязательные для него указания;
- участники общества, имеющие совместно с их аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества.*
Кроме того, нужно учитывать не только самих этих лиц, но также их супругов, родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных и (или) их аффилированных лиц.
Но и это еще не все. Указанным лицам не обязательно самим быть стороной (или выгодоприобретателем) по сделке, чтобы для ООО она считалась сделкой с заинтересованностью. Стороной по сделке может быть юридическое лицо, такая сделка также будет сделкой с заинтересованностью, если указанные лица:
- занимают должности в органах управления этого юридического лица;
- владеют (в том числе в совокупности) не менее 20 процентами уставного капитала этого юридического лица.
Кроме того, контрагентом по сделке может быть вообще третье лицо, но сделка будет признана для ООО сделкой с заинтересованностью, если директор, члены правления илииные лица, перечисленные в статье 45 Закона об ООО в отношениях с обществом:
- выступают в интересах этих третьих лиц;
- занимают должности в органах управления юридического лица, которое выступает в интересах этих третьих лиц;
- владеют (в том числе в совокупности) не менее 20 процентами уставного капитала юридического лица, которое выступает в интересах этих третьих лиц;
- занимают должности в органах управления управляющей компании юридического лица, которое выступает в интересах этих третьих лиц.
Устав может расширять эти рамки и относить к сделкам с заинтересованностью дополнительно другие сделки.
Сделка признается сделкой с заинтересованностью только тогда, когда указанные лица (или одно из них) отвечают признакам заинтересованности именно на момент совершения сделки (подп. 2 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» (далее – постановление № 28), п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).
Если указанные лица когда-то отвечали признакам заинтересованности, но на момент совершения сделки этих признаков нет, сделка не признается сделкой с заинтересованностью.
Какой порядок совершения сделки с заинтересованностью
Общество имеет право совершить сделку с заинтересованностью только после того, как она будет одобрена участниками. Если в обществе создан совет директоров, то уставом общества на него можно возложить полномочия по принятию решений о совершении сделок с заинтересованностью, сумма оплаты или стоимость имущества по которым не превышает 2 процентов от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 3, 7 ст. 45 Закона об ООО).
Процедура одобрения сделок с заинтересованностью в ООО определена в статье 45 Закона об ООО. Общие правила одобрения сделок предусмотрены в статье 157.1 Гражданского кодекса РФ. Они применяются, когда отношения не урегулированы Законом об ООО.*
Обоснование
С 1 сентября 2013 года начала действовать статья 157.1 Гражданского кодекса РФ, посвященная согласию на совершение сделки. Она внесена в кодекс Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ее положения являются общими. По отношению к ней будут иметь приоритет специальные нормы, закрепленные в законах (например, в Законе об АО) или иных правовых актах (например, в приказе ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»,приказе ФМБА России от 1 сентября 2011 г. № 357 «Об организации работы в Федеральном медико-биологическом агентстве по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований и других сделок»).
Таким образом, специальное законодательство может устанавливать более строгие требования к порядку одобрения сделки, нежели Гражданский кодекс РФ. Например, в пункте 3 статьи 45 Закона об ООО предусмотрено, что в решении об одобрении сделки должны быть указаны лицо или лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В то время как пункт 3 статьи 157.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что в согласии на совершение сделки достаточно определить предмет сделки.
Сделка с заинтересованностью, которая предварительно не была одобрена, является оспоримой и может быть признана недействительной только по решению суда на основании требования ООО или его участника при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 5статьи 45 Закона об ООО.
Не нужно одобрять сделку с заинтересованностью в следующих случаях (п. 6 ст. 45 Закона об ООО):
если общество состоит из одного участника, который одновременно осуществляет функции директора;*
если в сделке заинтересованы все участники;
при переходе к обществу доли (части доли) в его уставном капитале (в случае выхода участника, выкупа доли у участника);
при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе договоры о слиянии и договоры о присоединении;
если это сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с законом и расчеты по которым производятся по ценам, определенным уполномоченным органом власти.