Порядок ведения бухучета, оформления и хранения документов бухучета организация определяет самостоятельно.
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все организации на основании Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Порядок ведения бухучета зависит от статуса организации. Например, субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» могут применять упрощенные способы ведения бухучета. Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации. При этом законодательство устанавливает ряд общих требований к ведению бухучета:
- организация обязана вести бухучет в рублях;
- вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности;
- все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий;
- не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета;
- вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.
Порядок учета хозяйственных операций в специализированной бухгалтерской программе организация определяет самостоятельно, соблюдая основные требования к ведению бухгалтерского учета. О необходимости отражения в учете расчетов с каждым конкретным контрагентом в случае, когда факт оказания услуги и поступления оплаты за нее совпадают, также принимает решение организация. При этом денежные средства, принятые от покупателей, до момента оказания услуги нужно учитывать обособленно как авансы полученные.
В то же время всю поступившую наличную выручку организация может оприходовать одним приходным ордером, составленным на основании контрольной ленты ККТ.
Каждый факт хозяйственной жизнидолжен быть документально подтвержден. В качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут использоваться договор, акт, счет на оплату, платежные документы и т.д. При этом оформление акта об оказания услуг необходимо только в случае, если это предусмотрено договором. Не соблюдать письменную форму договора организация может только в отношении публичных договоров на основании статьи 426 Гражданского кодекса РФ. В стальных случаях договор возмездного оказания услуг нужно заключить в письменной форме.
Необходимо учитывать, что за грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций. Поэтому в указанном случае оформлять договоры на оказание услуг и хранить их в качестве первичных документов организация обязана.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать ведение бухучета
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Полностью освобождены от ведения бухучета:
- индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
- находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Упрощенные способы бухучета
Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций. К первой из них относятся субъекты малого предпринимательства. Во вторую группу входят организации, получившие статус участников проекта «Сколково». И наконец к третьей группе относятся некоммерческие организации.
При этом упрощенные способы ведения бухучета не вправе применять:
- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством России;
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
- микрофинансовые организации;
- организации государственного сектора;
- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
- коллегии адвокатов;
- адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, которые включены в специальный реестр (п. 10 ст. 13.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
Таковы требования частей 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Организация бухучета
Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:
- возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
- принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).
Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Ответственность за нарушение правил ведения бухучета
За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.
Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Есть также мера наказания и для ответственных сотрудников организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Там грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности признаются:
- искажения в бухучете, из-за которых организация занизила сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Но грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны именно с бухучетом и при этом привели к недоимке;
- искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
За любое из этих нарушений, а также за несоблюдение сроков и порядка хранения учетных документов по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать ответственных сотрудников организации (например, ее руководителя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:
- в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.
Основные правила бухучета
Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:
- федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
- положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, руководствуясь ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008);
- рекомендациями в области бухучета (например, письма Минфина России);
- стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить бухучет);
- другими документами в области регулирования бухучета.
Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:
1. Организация обязана вести бухучет в рублях;
2. Вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).
3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).
4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.
5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.
Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Регистры
Данные, содержащиеся в первичных документах, отражаются в бухгалтерских регистрах. Регистры бухучета представляют собой перечни операций в хронологическом порядке, сгруппированные по счетам бухучета (например, ведомости, отчеты в табличной форме).
Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются:
- наименование регистра;
- наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
- единица измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.
Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).
При регистрации объектов бухучета в регистрах не допускаются:
– пропуски или изъятия;
– отражение мнимых и притворных объектов бухучета.
Такие правила определены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Сотрудник, ответственный за оформление первичного документа, должен обеспечить его своевременную передачу для внесения в регистры бухучета. При этом данный сотрудник несет ответственность за достоверность данных, зафиксированных в первичном документе. Об этом сказано в части 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Ответственность за отсутствие первичных документов
Внимание: отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, а также регистров бухгалтерского и налогового учета признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму:
- от 300 до 500 руб. за непредставление первичных документов, необходимых для налогового контроля (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
- от 2000 до 3000 руб. за несоблюдение порядка и сроков хранения первичных документов (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
В каких случаях нужно выписывать приходные и расходные ордера при расчетах наличными
Приходный кассовый ордер
При получении наличных денег составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1 и выдайте вносителю денег квитанцию к приходному кассовому ордеру (п. 4.1, 5, абз. 5 п. 5.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Деньги, полученные от населения (с оформлением чеков ККТ), нужно оприходовать в кассу организации не позднее окончания рабочего дня или приезда инкассатора, если он приезжает раньше. В этом случае составьте один или несколько приходных кассовых ордеров на всю сумму выручки (п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Ситуация: нужно ли оформлять приходный кассовый ордер при получении наличных денег от покупателей (организаций или предпринимателей)
Нет, не нужно.
По общему правилу все продавцы обязаны применять ККТ и выдавать кассовые чеки при расчетах наличными. Поступление в кассу наличных денег следует оформить приходным кассовым ордером по форме КО-1. Если продавец применяет ККТ, то всю поступившую наличную выручку он может оприходовать одним приходным ордером, составленным на основании контрольной ленты. При этом такого требования, как выдавать покупателю к чеку ККТ квитанцию к приходному кассовому ордеру, законодательством не установлено.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и пунктов 5, 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Стоит отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались другого мнения. При расчетах наличными между организациями нужно было выдавать не только кассовый чек, но и приходный ордер. Такую позицию в свое время высказывала налоговая служба (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690, УМНС по г. Москве от 20 октября 2003 г. № 29-12/58566 и от 23 июля 2003 г. № 29-08/41041). Однако доводы инспекторов строились на основании нормативных документов, которые уже утратили свою силу.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как документально оформить отгрузку готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг)
Реализация результатов выполненных работ (оказанных услуг)
Факт выполнения работ (оказания услуг) должен быть документально подтвержден (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Ситуация: нужно ли оформлять акт по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)
Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.
Акты по гражданско-правовому договору можно составить следующим образом:
В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, для договора перевозки факт оказания услуг подтверждается третьим экземпляром товарно-транспортной накладной. Если перевозка груза на грузовом автомобиле оплачивается заказчиком по повременному тарифу, то документом, подтверждающим факт выполнения услуг по перевозке, помимо товарно-транспортной накладной, является отрывной талон к путевому листу. Факт оказания услуг по договору комиссии подтверждается отчетом комиссионера (ст. 999 ГК РФ). По агентскому договору – отчетом агента (ст. 1008 ГК РФ). По договорам поручения (если это предусмотрено самим договором) – отчетом поверенного (абз. 5 ст. 974 ГК РФ).
Вместе с тем, для признания расходов по договору при налогообложении акт может потребоваться и в случаях, не предусмотренных в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ сказано, что акт нужен организациям, применяющим метод начисления, для признания материальных расходов по договорам на выполнение работ (оказание услуг) производственного характера (подп. п. п. 6 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279.
Главбух советует: в тех случаях, когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказания услуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:
- договор;
- счет на оплату;
- платежные документы.
Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778.
Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом. Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Если организация является плательщиком НДС, то, кроме документов, подтверждающих отгрузку готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), она должна выставить организации-покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Подробнее об этом см. Как оформить счет-фактуру, выставляемый покупателю.