Имеете полное право. Ведь организация, добывающая природное ископаемое признается собственников данных активов (ст. 209 ГК РФ).
В статье 11 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» сказано, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В письме Минфина России от 24.08.2015 № 03-06-06-01/48765 сказано, что организация также может добывать ископаемые из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, которыми являются вскрышные (рыхлые, полускальные и скальные) горные породы карьера, для формирования отвалов вскрышных пород, в качестве отсыпки дорог, дамб и других нужд в период строительства предприятия.
Поэтому при добыче указанных полезных ископаемых из таких отвалов ранее они не подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, следовательно, такие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения и, соответственно, в отношении их уплачивается НДПИ.
Таким образом, использование добываемой глины для производственных нужд определяется руководством предприятия. В этом случае в учете необходимо вести раздельный учет добытой глине, себестоимость которой сформирована. Иными словами, глина для производства кирпича списывается в состав производственных расходов (и использованием счетов (10, 20, 40, 43). А глина, добытая для отсыпки дорог учитывается в составе расходов общехозяйственных (счет 26).
Обоснование
1. Из рекомендации Как рассчитать НДПИ по стоимости добытого полезного ископаемого
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как рассчитать НДПИ по стоимости добытого полезного ископаемого
Налоговая база исходя из расчетной стоимости
Третий способ расчета стоимости полезного ископаемого (исходя из расчетной стоимости) применяйте, если в течение месяца, за который рассчитывается НДПИ, у организации не было операций по реализации конкретного вида добытого полезного ископаемого (абз. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ).
При определении расчетной стоимости учтите как прямые, так и косвенные расходы.
Перечень прямых расходов организация устанавливает самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 318 НК РФ). К прямым расходам могут относиться:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- материальные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (на приобретение сырья и материалов для производства, на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке) (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- расходы на оплату труда сотрудников, занятых в добыче полезных ископаемых (ст. 255 НК РФ);
- суммы амортизации, начисленной по имуществу, которое используется в добыче полезных ископаемых (ст. 256-259.2 НК РФ).
Прямые расходы распределите между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец месяца, за который рассчитываете НДПИ. Часть прямых расходов, которая приходится на остаток незавершенного производства в конце месяца, исключите:
Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым | = | Прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде | + | Остаток незавершенного производства на начало налогового периода | – | Остаток незавершенного производства на конец налогового периода |
Косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, включают:
- все материальные расходы, кроме предусмотренных подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ;
- расходы по ремонту основных средств (ст. 260 НК РФ);
- расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ);
- прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в расчетной стоимости нужно учесть внереализационные расходы на ликвидацию основных средств, списание нематериальных активов, на консервацию и расконсервацию производственных мощностей и объектов (подп. 6 п. 4 ст. 340 и подп. 8 и 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, распределите между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на другую деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Распределить нужно только те косвенные расходы, которые непосредственно не связаны с добычей полезных ископаемых (в т. ч. и расходы на оплату труда административного персонала). Расходы, которые связаны исключительно с видами деятельности, не имеющими отношения к добыче полезных ископаемых, не учитывайте. Все косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых:
Сумма косвенных и иных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым | = | Внереализационные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым | + | Косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым полезным ископаемым | + | Внереализационные и косвенные расходы, относящиеся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности, непосредственно не связанным с добычей полезных ископаемых | ? | Прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде | : | Общая сумма прямых расходов, произведенных в налоговом периоде |
Налоговым периодом по НДПИ является месяц (ст. 341 НК РФ). Поэтому при определении расчетной стоимости учитывайте только те косвенные и внереализационные расходы, которые были понесены в отчетном месяце. Например, если добыча полезного ископаемого носит сезонный характер, то в тех периодах, когда добыча не велась, косвенные расходы у организации все равно могут возникать. Однако включать их в расчетную стоимость полезного ископаемого за тот месяц, в котором добыча возобновилась, не нужно. Это следует из положений пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ и разъяснений, которые содержатся в письме ФНС России от 20 августа 2012 г. № ЕД-4-3/13708.
Пример распределения косвенных расходов между несколькими видами полезных ископаемых при определении их расчетной стоимости
ООО «Альфа» занимается добычей известнякового камня и глины на основании лицензий. Кроме того, организация занимается производством цемента.
В августе «Альфа» добыла 83 000 тонн известнякового камня и 59 000 тонн глины.
В августе операций по реализации добытых полезных ископаемых не было. Все количество добытого известняка и глины было направлено на производства цемента.
По данным налогового учета за август:
- прямые расходы, связанные с добычей известняка и глины, составили 1 836 900 руб.;
- прямые расходы по производству цемента составили 5 836 900 руб.
- косвенные расходы составили 2 314 800 руб.
Остаток незавершенного производства по добыче полезных ископаемых на начало и конец налогового периода у организации отсутствует.
Общая сумма прямых расходов составила 7 673 800 руб. (1 836 900 руб. + 5 836 900 руб.).
Сумма косвенных расходов, приходящаяся на деятельность по добыче известняка и глины, равна 554 100 руб. (1 836 900 руб. ? 2 314 800 руб. : 7 673 800 руб.).
Общее количество добытых полезных ископаемых в августе составляет 142 000 тонн (83 000 т + 59 000 т).
Следовательно, сумма косвенных расходов, приходящаяся на добычу известняка, равна 323 875 руб. (83 000 т ? 554 100 руб. : 142 000 т)
Сумма косвенных расходов, приходящаяся на добычу глины, составила 230 225 руб. (59 000 т ? 554 100 руб. : 142 000 т).
Общую сумму расходов, относящихся к добыче всех полезных ископаемых, нужно распределить между видами добытых полезных ископаемых пропорционально доле каждого вида полезного ископаемого в общем количестве:
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого за месяц | = | Общая сумма прямых и косвенных расходов, относящихся к добыче всех полезных ископаемых за месяц | ? | Количество добытого полезного ископаемого за месяц |
Общее количество добытых полезных ископаемых за месяц |
Расходы, указанные в статьях 266, 267 и 270 Налогового кодекса РФ, при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитывайте.
Такой порядок определения расчетной стоимости предусмотрен пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ, пунктами 9.1–9.5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197, и подтверждается письмами Минфина России от 8 июня 2007 г. № 03-06-06-01/25, от 23 января 2006 г. № 03-07-01-04/2.
Ситуация: нужно ли при определении НДПИ включать в расчетную стоимость полезного ископаемого суммы НДПИ, уплаченные за предыдущий налоговый период
Да, нужно.
Расчетный способ определения стоимости полезного ископаемого применяется, если у организации не было операций по реализации полезного ископаемого в месяце, за который рассчитывается НДПИ (абз. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ). При таком способе стоимость полезного ископаемого складывается из расходов, связанных с добычей этого полезного ископаемого. При этом учесть нужно только те расходы, которые:
- прямо поименованы в пункте 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ;
- связаны с добычей полезного ископаемого.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ.
Прочие расходы, связанные с добычей полезного ископаемого, включаются в его расчетную стоимость (подп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом в состав прочих расходов входят суммы начисленных налогов, кроме налогов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Никаких исключений в отношении НДПИ статья 270 Налогового кодекса РФ не содержит. Следовательно, суммы этого налога признаются прочими расходами и увеличивают расчетную стоимость полезного ископаемого.
Такой вывод подтверждается определением Конституционного суда РФ от 1 декабря 2009 г. № 1484-О-О и письмами Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-06-06-01/1, от 13 ноября 2010 г. № 03-06-06-01/17 и от 23 июля 2009 г. № 03-06-05-01/49. По мнению финансового ведомства, в расчетной стоимости полезного ископаемого нужно учитывать сумму НДПИ за предыдущий налоговый период. Например, при определении расчетной стоимости полезного ископаемого, добытого в октябре, – сумму НДПИ, исчисленную и уплаченную за сентябрь.
Однако в письме Минфина России от 2 августа 2010 г. № 03-06-05-01/84 отражена другая точка зрения. В нем говорится, что правовой механизм для учета сумм НДПИ в составе расходов при исчислении налоговой базы текущего налогового периода главой 26 Налогового кодекса РФ не определен. Поэтому у организации есть основания для применения норм пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ. Согласно этим нормам все неустранимые неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщиков. В рассматриваемой ситуации толкование неясностей в пользу организации означает, что она вправе самостоятельно принять решение, включать в расчетную стоимость полезного ископаемого суммы НДПИ, уплаченные за предыдущий налоговый период, или нет.
Письмо Минфина России от 2 августа 2010 г. № 03-06-05-01/84 было доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 18 августа 2010 г. № ШС-37-3/9330. Причем в сопроводительном письме ФНС России рекомендовала инспекциям ориентироваться на сложившуюся арбитражную практику.
В постановлении от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 Президиум ВАС РФ признал, что налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания и противоречит основам налогового законодательства. Поэтому требования о включении сумм НДПИ, уплаченных за предыдущий налоговый период, в налоговую базу текущего налогового периода неправомерны.
До выхода постановления Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 арбитражная практика по данной проблеме была неоднородной. Некоторые суды подтверждали правомерность включения в расчетную стоимость полезного ископаемого суммы НДПИ за предыдущий налоговый период (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 мая 2009 г. № Ф04-2805/2009(6110-А03-6), от 26 марта 2009 г. № Ф04-1723/2009(3050-А03-31), Центрального округа от 16 сентября 2008 г. № А14-1375/2008/57/28, от 4 июля 2008 г. № А14-15029-2007/773/28, Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А26-2581/2008).
Но были судебные решения, в которых говорилось, что сумма НДПИ не является расходом на добычу полезного ископаемого и не может быть включена в его расчетную стоимость (см., например, постановление ФАС Московского округа от 21 мая 2009 г. № КА-А40/3724-09).
С выходом постановления Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 можно было ожидать, что арбитражная практика по рассматриваемому вопросу станет единообразной. Однако некоторые суды по-прежнему признавали правомерным включение НДПИ в состав расходов при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2011 г. № А03-5096/2010). В связи с этим в постановлении от 8 ноября 2011 г. № 5292/11 Президиум ВАС РФ подтвердил свою первоначальную позицию и указал, что судебные акты по делам со схожими обстоятельствами, основанные на ином толковании налогового законодательства, могут быть пересмотрены (п. 5 ч. 3 статьи 311 АПК РФ).
Поэтому при возникновении споров с проверяющими у организаций, которые не включают суммы НДПИ в расчетную стоимость полезного ископаемого, есть высокие шансы отстоять свою позицию в суде.
2. Из письма Минфина России от 24.08.2015 № 03-06-06-01/48765
При этом в случае если организация добывает полезные ископаемые из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 336 Кодекса при условии, если при их добыче они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, указанные полезные ископаемые не признаются объектом налогообложения и, соответственно, в отношении их НДПИ не уплачивается.
Согласно представленным материалам организация планирует добывать полезные ископаемые из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, которыми являются вскрышные (рыхлые, полускальные и скальные) горные породы карьера, для формирования отвалов вскрышных пород, в качестве отсыпки дорог, дамб и других нужд в период строительства предприятия.
Таким образом, полагаем, что при добыче указанных полезных ископаемых ранее они не подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, следовательно, такие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения и, соответственно, в отношении их уплачивается НДПИ.