Экологические платежи должен платить должен тот субъект, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью, в т.ч. подрядчик. Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченных им экологических сборов (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:
Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
При этом, платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью (например, подрядчик).
Экологические платежи взимаются с организаций (природопользователей), осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, абз. 7 ст. 3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Невнесение в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа.
Иными словами, плательщиками указанных сборов являются организации (природопользователи), хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве такими организациями являются подрядчики или застройщики (заказчики), выполняющие строительство собственными силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, ст. 751 ГК РФ). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства (собственником строящегося объекта). По общему правилу экологические сборы должны платить организации, фактически оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченных им экологических сборов (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
Существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе строительства образуются отходы от разборки зданий, стружка, пыль бетонная и т. д. Право собственности на отходы принадлежит организации, в результате деятельности которой они образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Поэтому организация-собственник отходов, приобретает обязанность внесения в бюджет платы за негативное воздействие, оказываемое их размещением (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.
Относительно образования отходов, то на все образованные отходы I-IV класса опасности образователь отходов должен составить паспорт и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, образователь отходов должен заключать договоры на утилизацию отходов, т.е. фактически подтвердить правомерность их утилизации.
Обязанность разработать паспорт отхода (далее – паспорт) установлена в части 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Предприниматели и юридические лица составляют паспорт на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712; далее – Правила).
Для составления паспорта необходимо подтвердить, что те или иные отходы относятся к конкретному классу опасности (п. 6 Правил). Министерство природных ресурсов и экологии РФ разъяснило порядок отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности в письме от 15 сентября 2014 г. № 05-12-44/20925.
Отходы изначально являются собственностью лица, в результате деятельности которого они образовались. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден «Порядок учета в области обращения с отходами», который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данную форму на основании ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ предоставляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Следовательно, образователь отходов должен произвести отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, определить объемы и виды передаваемых в собственность отходов и только после этого вправе передать их на утилизацию или в собственность другому лицу, имеющему лицензию, соблюдая требования пункта 1 статьи 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
При этом, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (п. 1, ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ), а ст. 51 данного закона, среди прочего, запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
То есть, невыполнение «обязанности» заключить договор на вывоз мусора само по себе не свидетельствует о нарушении организацией-природопользователем экологических, санитарных и иных требований природоохранного законодательства. Эти требования не нарушаются лишь в одном случае – если у организации есть собственная лицензия на размещение, сбор, утилизацию отходов. В ее отсутствии необходимо заключать договоры на утилизацию отходов.
Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначана, и по существу сводится к различным мнениям, согласно первому из которых, вносить плату за размещение отходов производства и потребления должна организация их производящая, согласно второму мнению вносить плату должна только специализированная организация, которая занимается размещением отходов (вывозом и захоронением).
Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 г. № 8672/08 сделан вывод, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались отходы (см. также Постановление ФАС ПО от 26.04.2011 г. № А55-14600/2010).
Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. № 14561/08, сделан вывод, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, в связи с чем, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на специализированные организации по вывозу и захоронению отходов (см. Постановление ФАС УО от 27.09.2013 № А07-16873/2012).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
1.Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
«Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.
44.2046 (6,8,9)
Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.
Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б»пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.
Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
86.72722 (6,7,8,9)
Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные органы Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно.
Основания для постановки организации на учет приведены в пункте 6 Порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867. К ним, в частности, относятся:
– обращение организации за выдачей разрешения на выбросы вредных веществ;
– включение объекта негативного воздействия в расчет платы за загрязнение окружающей среды;
– упоминание объекта в протоколе об административном правонарушении в сфере экологии или в акте проверки, проведенной органом Росприроднадзора.
При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:
- атмосферные выбросы стационарными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
- атмосферные выбросы стационарными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.
12.74453 (6,7,8,9)
Ситуация: кто из участников строительства – инвестор, застройщик, заказчик или подрядчик – должен перечислять экологические платежи
Платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью.
Экологические платежи взимаются с организаций (природопользователей), осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, абз. 7 ст. 3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Невнесение в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа.
Иными словами, плательщиками указанных сборов являются организации (природопользователи), хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве такими организациями являются подрядчики или застройщики (заказчики), выполняющие строительство собственными силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, ст. 751 ГК РФ). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства (собственником строящегося объекта). По общему правилу экологические сборы должны платить организации, фактически оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченных им экологических сборов (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
Существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе строительства образуются отходы от разборки зданий, стружка, пыль бетонная и т. д. Право собственности на отходы принадлежит организации, в результате деятельности которой они образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Поэтому организация-собственник отходов, приобретает обязанность внесения в бюджет платы за негативное воздействие, оказываемое их размещением (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.
Выбросы в атмосферу
86.72723 (6,7,8,9)
Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утвержденыприказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных впункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.
Загрязнение водных объектов
86.72724 (6,7,8,9)
Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются стоки, сбрасываемые в поверхностные и подземные водные объекты.
С 1 июля 2015 года порядок расчетов с бюджетом по плате за загрязнение водных объектов изменился. Изменения касаются организаций, которые сбрасывают загрязняющие вещества в централизованные системы канализации. Раньше такие организации освобождались от платы за загрязнение. Считалось, что водные объекты они не загрязняют. Плата за загрязнение включалась в стоимость услуг водопроводно-канализационных служб, которые осуществляли сброс стоков непосредственно в водные объекты. И в бюджет эту плату перечисляли именно коммунальные службы.
Теперь ряд абонентов канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
– организация ведет деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;
– организация заключила или обязана заключить договор водоотведения в соответствии счастью 8 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
– организации принадлежат (на праве собственности или на другом законном основании) канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения;
– организации установлены нормативы допустимых сбросов вредных веществ.
Для остальных организаций сохраняется прежний порядок. Так же как и раньше, плату за загрязнение они должны перечислять коммунальным службам в составе платежей за их услуги.
Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ,постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606.
12.74454 (6,7,8,9)
Ситуация: нужно ли перечислять плату за загрязнение окружающей среды, если организация осуществляет сбросы загрязняющих веществ не в водные объекты, а на рельеф местности
Да, нужно.
Сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Понятие «водосборные площади» действующим законодательством не определено.
Однако установлена обязанность составлять отчетность по этому виду природопользования. Впункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 сказано, что раздел 3 расчета нужно заполнять как при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, так и при неорганизованном сбросе на водосборные территории.
Под неорганизованным сбросом подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора организации неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних организаций) (п. 1.1 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.).
Таким образом, перечислять плату нужно и за сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком, в том числе на рельеф местности. О том, что сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности приравниваются к сбросам в водные объекты, говорится и впункте 1.2 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.
Аналогичный вывод сделан в письме Ростехнадзора от 4 сентября 2006 г. № 04-09/626 и подтверждается положительной арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 19 декабря 2008 г. № 16161/08, постановления ФАС Поволжского округа от 26 августа 2008 г. № А65-30407/07, Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № Ф04-5713/2008).
Размещение отходов
86.72725 (6,7,8,9)
Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
12.74455 (6,7,8,9)
Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.
Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округаот 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.
В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.
Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
К объектам размещения отходов установлены особые требования:
- их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).
Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:
1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.
3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.
Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.
При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).
4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.
5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).*
12.74456 (6,7,8,9)
Ситуация: должна ли организация, занимающаяся продажей компьютерной техники, перечислять плату за загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями
Нет, не должна.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). К одному из видов платного негативного воздействия относится загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями (абз. 6 п. 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
Однако, хотя данный вид негативного воздействия и предусмотрен абзацем 6 пункта 2 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, нормативы для расчета суммы платы за загрязнение окружающей среды электромагнитным излучением не установлены (постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).
Ввиду отсутствия нормативов для расчета размера такой платы организация не обязана перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду электромагнитным излучением».
2.Новые правила регулирования воздействия на окружающую среду. К чему готовиться бизнесу
«С января 2015 года вступил в силу ряд изменений природоохранного законодательства. Соответствующие поправки внес Федеральный закон от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — закон № 219-ФЗ). Больше всего изменяется Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — закон № 7-ФЗ). Но точечные поправки внесены и в ряд иных законов.
Одно из главных изменений заключается в том, что все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, будут делиться на категории в зависимости от интенсивности такого воздействия. Имеются в виду прежде всего объекты капитального строительства, но не только они. Это может быть также совокупность нескольких объектов, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков (абз. 2 подп. «л» п. 1 ст. 1 закона № 219-ФЗ). В зависимости от категории будут применяться разные методы государственного регулирования: чем менее опасный объект эксплуатирует компания, тем лояльнее для него будут нормативные предписания (например, в части получения разрешительной документации).
Кроме того, закон № 219-ФЗ формирует принципиально новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Цель — минимизировать негативное воздействие с помощью мер экономического стимулирования, в частности, вводятся льготы для тех предприятий, которые будут применять в своем производстве наилучшие доступные технологии (далее — НДТ). К таким технологиям относятся технологии производства, которые разработаны на основе современных достижений науки и техники и направлены на охрану окружающей среды. Области, где применяют НДТ, установлены Правительством РФ в Распоряжении от 24.12.14 № 2674-р. Для компаний, которые не собираются модернизировать свои предприятия, наоборот, экологические платежи увеличиваются. Компании сами будут рассчитывать плату за негативное воздействие исходя из платежной базы (масса или объем выбросов/сбросов или отходов), умноженной на ставку платы (ее устанавливает Правительство РФ) и на указанный в законе коэффициент (п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в редакциизакона № 219-ФЗ).
Пакет поправок вступает в силу поэтапно в течение нескольких лет начиная с 1 января 2015 года. Кратко содержание основных изменений представлено в таблице. Ссылки на нормы законодательных актов, указанные в этом справочнике, приведены уже в редакции закона № 219-ФЗ.*
Чего коснулись изменения | Суть изменений |
Меры государственного регулирования: категории объектов, учет предприятий и разрешительная документация | |
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие (ст. 4.2 закона № 7-ФЗ) | Закон № 219-ФЗ предусматривает четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты I категории — это те, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения НДТ. По оценкам Минприроды России, под эту категорию подпадет около 15 тыс. предприятий, в частности топливно-энергетической, химической и металлургической отраслей, оказывающих в совокупности 90 процентов от общего объема негативного воздействия на окружающую среду (данные из презентации Минприроды России на сайте www.government.ru). Объекты II категории — это те, которые оказывают умеренное негативное воздействие, а объекты III категории оказывают незначительное негативное воздействие. Наконец, объекты IV категории оказывают минимальное негативное воздействие. Критерии для отнесения объектов к той или иной категории определит Правительство РФ (пока такое постановление не принято). Однако уже сейчас в законе названы те показатели, которые следует учесть при разработке критериев. Например, уровень воздействия на окружающую среду, уровень токсичности выбросов, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ (п. 2 ст. 4.2 закона № 7-ФЗ в редакции закона № 219-ФЗ) |
Постановка объектов на государственный учет (ст. 69 закона № 7-ФЗ) | Закон № 219-ФЗ впервые определил порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 69 закона № 7-ФЗ). Раньше в законодательстве этот учет был предусмотрен лишь формально. Срок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет зависеть от даты введения их в эксплуатацию. В отношении объектов, которые начали функционировать после 1 января 2015 года, нужно подать заявку о постановке на учет в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации (п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ). Если объект был введен в эксплуатацию до этого срока, то заявку необходимо подать в течение двух лет с момента вступления в силу закона № 219-ФЗ, то есть до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 11 закона № 219-ФЗ). За нарушение этого срока предусмотрен административный штраф: для должностных лиц — от 5 до 20 тыс. рублей, для компаний — от 30 до 100 тыс. рублей (ст. 8.46 КоАП РФ). Норма о штрафах уже вступила в силу (п. 1 ст. 12 закона № 219-ФЗ) |
Разрешение на строительство (абз. 2 п. 1 ст. 36 закона № 7-ФЗ) | С 1 января 2019 года (п. 4 ст. 11 закона № 219-ФЗ) разрешение на строительство (реконструкцию) объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к области применения НДТ, можно будет получить, только если строительный объект соответствует технологическим показателям НДТ. Конечно, эта норма заработает, если Правительство РФ к тому времени примет справочники НДТ, где будут определены области применения таких технологий. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.14 № 2178-р утвержден поэтапный график создания в 2015—2017 гг. отраслевых справочников НДТ. С 1 января 2020 года нельзя будет получить разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов, если на них применяются технологические процессы, не соответствующие технологическим показателям НДТ (абз. 2 п. 2 ст. 38 закона № 7-ФЗ). Исключение предусмотрено для объектов, разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2019 года (п. 5 ст. 11 закона № 219-ФЗ) |
Государственная экологическая экспертиза (подп. «б» п. 1 ст. 2 закона № 219-ФЗ) | С 1 января 2018 года (это предусмотрено в пункте 4 статьи 12 закона № 219-ФЗ) будет введена обязательная государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, если они относятся к I категории, а также материалов, обосновывающих комплексное экологическое разрешение |
Комплексное экологическое разрешение (ст. 31.1 закона № 7-ФЗ) | Такой вид разрешительной документации нужно получить компаниям, работающим с объектами I категории. При этом закон допускает получение разрешения также в отношении объектов II категории (п. 12 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Разрешение будет выдавать уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 9 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Скорее всего это будет Росприроднадзор. Данное разрешение представляет собой документ, содержащий одновременно все технологические нормативы для конкретного объекта, нормативы допустимых выбросов (сбросов), физических воздействий и лимиты на размещение отходов, а также требования к обращению с отходами. Также в разрешении указывается программа производственного экологического контроля и при необходимости программа повышения экологической эффективности. Комплексные экологические разрешения можно получить сроком на семьлет. При соблюдении ряда условий (они перечислены в пункте 13 статьи 31.1 закона № 7-ФЗ) действие разрешения может быть продлено на тот же срок. Если изменение технологических процессов, замена оборудования или сырья на предприятии повлечет изменение объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов, то экологическое разрешение подлежит пересмотру (п. 14 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Порядок выдачи, переоформления, пересмотра, внесения изменений, а также отзыва комплексных экологических разрешений устанавливает Правительство РФ (пока такой порядок также не установлен). За каждое из этих действий (разумеется, кроме отзыва разрешения) нужно будет заплатить госпошлину — 9500 рублей (подп. 118.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Нормы о разрешении вступят в силу только с 1 января 2019 года. Для получения разрешения у компаний, работающих с объектами I категории, будет большой запас времени — это нужно будет сделать до 1 января 2025 года (п. 7 ст. 11 закона № 219-ФЗ). А тем компаниям, которые попадут в специальный перечень Росприроднадзора (их будет не более 300), нужно будет обратиться с заявкой на получение разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года (п. 6 ст. 11 закона № 219-ФЗ). За работу без комплексных экологических разрешений введен административный штраф: для должностных лиц — от 4 до 10 тыс. рублей, для компаний — от 50 до 100 тыс. рублей (ст. 8.47 КоАП РФ) |
Декларация о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 закона № 7-ФЗ) | Декларацию нужно будет представлять один раз в семь лет компаниям, работающим на объектах II категории. В декларации, в частности, надо будет заявлять вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции, данные об экологических авариях и инцидентах за предыдущие семь лет, а также о параметрах негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 ст. 31.2 закона № 7-ФЗ). Эта норма тоже вступит в силу с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 12 закона № 219-ФЗ). Форму и порядок заполнения декларации определит уполномоченный федеральный орган власти. Как и в иных случаях, можно предположить, что им будет Росприроднадзор. За нарушение сроков подачи декларации, искажение заявленной в ней информации предусмотрен административный штраф: для должностных лиц — от 3 до 6 тыс. рублей, а для компаний — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей (ст. 8.5 КоАП РФ) |
Отчетность о выбросах (ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 15 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») | Компании, работающие на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к III категории, обязаны в уведомительном порядке представлять в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Если такие объекты осуществляют выбросы в атмосферу, то компания, соответственно, должна подать отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Более подробное регулирование процедуры представления отчетности должен установить Росприроднадзор. Правила об отчетности тоже вступают в силу отсроченно — с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 12 закона № 219-ФЗ) |
Экологический контроль и надзор | |
Экологический надзор (ст. 65 закона № 7-ФЗ) | С 1 января 2015 года государственный экологический надзор в подавляющем большинстве случаев должны осуществлять региональные органы (скорее всего это будут территориальные управления Росприроднадзора). Под надзор федерального органа власти (Росприроднадзора) попадет деятельность на объектах, включенных в утвержденный этим органом специальный перечень. Такой перечень составляется на основе критериев, которые будут утверждены Правительством РФ (п. 6 ст. 65 закона № 7-ФЗ). При этом компании, работающие с объектами IV категории, с 1 января 2019 года вообще освободят от плановых проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства (п. 9 ст. 65 закона № 7-ФЗ) |
Производственный экологический контроль (п. 2 ст. 67 закона № 7-ФЗ) | Как и ранее, сохраняется производственный экологический контроль. Но теперь владельцы объектов IV категории освобождены от обязанности осуществлять в отношении этих объектов производственный экологический контроль. С 1 января 2015 года он остается обязательным для компаний, работающих с объектами I–III категорий |
Меры экономического стимулирования | |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.3 закона № 7-ФЗ) | С 1 января 2016 года от платы за негативное воздействие освободят компании, работающие с объектами IV категории (ст. 16.1 закона № 7-ФЗ). Также освобождение от платы ждет компании, которые внедрят НДТ. Они будут применять нулевой коэффициент к ставкам платы (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Аналогичный коэффициент предусмотрен для тех компаний, которые используют отходы в собственном производстве (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Правда, начать применить льготы в виде нулевого коэффициента компании смогут лишь с 1 января 2020 года (п. 7 ст. 12 закона № 7-ФЗ). Также такие компании смогут вычитать из суммы платы свои затраты, понесенные на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Эта опция заработает чуть раньше — с 1 января 2016 года (п. 3 ст. 12 закона № 219-ФЗ). Для компаний, которые превысят предельные объемы выбросов (сбросов) или отходов, предусмотрены повышающие коэффициенты. С 1 января 2016 года максимальный коэффициент в определенных случаях составит 25 (для тех, кто превысит объемы выбросов или сбросов), а с 1 января 2020 года — 100 (только для тех, кто эксплуатирует объекты I и II категорий). Сейчас коэффициент за превышение лимитов существенно ниже — он равен 5 |
Налоговые льготы | С 1 января 2019 года компании смогут применять повышающий коэффициент амортизации (не выше 2) в отношении технологического оборудования, которое является основными средствами и эксплуатируется при применении наилучших доступных технологий (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ, ч. 5 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). Это значит, что стоимость такого оборудования можно будет быстрее списать в расходы при расчете налога на прибыль |
».
«Основания платы за загрязнение
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 3 ст. 16 закона № 7-ФЗ).
В законе № 7-ФЗ установлены конкретные виды воздействия на окружающую среду. Среди них размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16 закона № 7-ФЗ). Больше всего вопросов и споров вызывает плата именно за этот вид воздействия.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы). Порядок определения платы устанавливает платежи за конкретные виды воздействия на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.
ВОПРОС В ТЕМУ
Может ли Ростехнадзор взыскать с компании платежи за загрязнение в безакцептном порядке?
Нет, поскольку плата за загрязнение не относится к налогам (определение Конституционного суда РФ от 10.12.02 № 284-О), на нее не распространяются положения Налогового кодекса о принудительном взыскании налогов. Действующая редакция Порядка определения платы тоже не предусматривает возможности внесудебного взыскания платежей за загрязнение.
Мнение Ростехнадзора: за размещение отходов платит каждая компания*
Все виды платежей за загрязнение с 2005 года администрирует Ростехнадзор. По мнению этого ведомства, за размещение отходов должны платить все компании просто потому, что отходы есть у всех.
Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, обычный «офисный» мусор непроизводственной компании формально относится к отходам потребления.
Приказом Минприроды России от 02.12.02 № 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. Этот перечень в том числе включает в себя такие виды отходов, которые возникают в процессе деятельности каждой компании. Например, «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства» и т.д.
По мнению чиновников Ростехнадзора, лицом, размещающим отходы, является их собственник. То есть собственник сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались (письмо Ростехнадзора от 28.10.08 № 14-07/6011). Если следовать этой логике, то платить за размещение отходов должна любая компания независимо от вида деятельности.
За невнесение в установленные сроки платы за загрязнение статья 8.41 Кодекса об административных нарушениях предусматривает штраф с юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Дела о таких административных нарушениях рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). То есть Ростехнадзор, а также органы власти субъектов Федерации, отвечающие за охрану окружающей среды, – департаменты природопользования, комитеты по экологии и т.?д. (ст. 5 и 6 закона № 7-ФЗ, ст. 5 и 6 закона № 89-ФЗ). Поводом для привлечения компании к ответственности часто становятся прокурорские проверки. Обнаружив соответствующее нарушение, прокуратура передает материалы органу экологического контроля.
Почему платежи за размещение отходов касаются не всех компаний*
Само понятие «размещение отходов» включает в себя хранение и захоронение отходов (ст. 1 закона № 89-ФЗ). Хранение отходов означает их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования. А под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. При этом статья 12 закона № 89-ФЗ предъявляет особые требования к объектам размещения отходов. Это специально оборудованные помещения (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и др.), создание которых допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом государственной власти.
Другими словами, хранение и захоронение отходов – это специализированный вид деятельности. Временное «хранение» мусора в корзине или в мусорном контейнере рядом с офисом компании под эти понятия не подпадает. Захоронением мусора непроизводственные компании тоже самостоятельно не занимаются. В этих целях обычно заключается договор о вывозе и утилизации мусора со специализированной организацией. Однако, по мнению Ростехнадзора и Высшего арбитражного суда, в такой ситуации обязанность вносить плату за размещение отходов все равно остается за компанией, в результате деятельности которой эти отходы образовались (определение ВАС РФ от 12.09.08 № 8672/08). То, что компания размещает отходы не своими силами, как правило, на обязанность внесения платежей не влияет. Исключение – если по договору на вывоз мусора заказчик передает исполнителю право собственности на вывозимые отходы (письмо Ростехнадзора от 28.10.08 № 14 07/6011).
Следовательно, компания не должна платить за размещение отходов, только если ее деятельность никак не соотносится с понятиями хранения и захоронения отходов. Другими словами, если у Ростехнадзора нет никаких данных о том, что она хранит либо размещает отходы.
Доказательства деятельности по размещению отходов в арбитражной практике*
До недавнего времени в судебной практике было немало примеров, когда суды делали вывод о законности штрафа по статье 8.41 Кодекса об административных нарушениях, даже если у чиновников не было никаких доказательств, что компания хранила или размещала отходы. То есть сам факт осуществления компанией любой деятельности, в результате которой теоретически могут появляться отходы (пусть даже только бумажные), суды уже принимали в качестве основания для платежей за загрязнение (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.08 № Ф08-5876/08-2122). Но в большинстве случаев суды все-таки соглашались со штрафом только при наличии доказательств, что у компании были отходы.
Разные подходы к доказательствам. Отношение к доказательствам у судов разное. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа посчитал доказанным факт образования и размещения отходов только потому, что у компании был заключен договор со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора (постановление от 17.12.08 по делу № А41-8592/08). А в другом деле суд, наоборот, пришел к выводу, что аналогичный договор сам по себе не может служить достаточным подтверждением негативного воздействия на окружающую среду, если нет доказательств его фактического выполнения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.02.08 по делу № А08-3674/07-26).
Когда компания работает в арендованном помещении, в договоре аренды, как правило, есть условие о том, что арендатор возмещает арендодателю расходы на услуги по вывозу мусора. Органы экологического контроля пытаются подтвердить факт размещения отходов, ссылаясь на данное условие аренды. Однако суд может не принять эту оговорку в качестве доказательства наличия у арендатора отходов (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.07 по делу № А06-1038/07). Но в аналогичной ситуации, когда арендодатель по требованию Ростехнадзора представил данные о фактическом объеме вывезенных отходов арендатора, суд оказался на стороне чиновников (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.07 по делу № А56-49061/2006).
Мнение Высшего арбитражного суда. Совсем недавно свою позицию в отношении платы за размещение отходов выразил Президиум Высшего арбитражного суда в постановлении от 17.03.09 № 14561/08. Ростехнадзор оштрафовал непроизводственную компанию по статье 8.41 Кодекса об административных нарушениях. Суд первой инстанции согласился со штрафом, так как компания в своей деятельности использует оргтехнику, оформляет документацию. Значит, образуются канцелярские и бытовые отходы. Но судьи надзорной инстанции встали на сторону компании. Они обратили внимание на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что деятельность компании действительно повлекла образование отходов и не установлено, что компания занималась их размещением. Ростехнадзор вообще не выяснил, какую деятельность осуществляет компания, оказывает ли она негативное воздействие на окружающую среду, какую сумму платы за загрязнение она должна была заплатить. Другими словами, по мнению Президиума Высшего арбитражного суда, суд не может выносить решение, основываясь лишь на предположении, что любая деятельность влечет образование отходов.
С учетом постановления № 14561/08 теперь чиновники Ростехнадзора смогут отстоять в суде законность штрафа только при наличии конкретных доказательств объема произведенных компанией отходов, их составе и факте размещения.* Одного только договора о вывозе мусора или о возмещении соответствующих расходов арендодателю будет уже недостаточно. Вероятно, суды будут требовать не только доказательств исполнения таких договоров, но и сведений об объеме и составе размещенных отходов, а также расчет неуплаченных платежей за загрязнение. Если компания не ведет учет отходов, то представить такие сведения чиновники не смогут. В этом случае суд скорее всего будет на стороне компании».