Работодателю, выдающему зарплату «в конверте», не удерживающему и не уплачивающему с нее НДФЛ и взносы (или уплачивающему в неполном размере), грозит налоговая, административная и уголовная ответственность.
Так, если с зарплаты сотрудника не будут уплачиваться НДФЛ и взносы в ПФ и ФСС РФ, организация также может привлекаться к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде:
- пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
- штрафа в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ)ю
Кроме того, если ежемесячные платежи по страховым взносам будут перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Также если контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 1, 2 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р
Штрафы взыскивают территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
В некоторых случаях должностных лиц организации (чаще всего - ее директора) могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 198, 199, ст. 199.1 УК РФ).
В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Обоснование
Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Какая ответственность предусмотрена за задержку выплаты зарплаты
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Сроки выплаты зарплаты
Организация должна выплачивать зарплату в установленные сроки (ст. 22 ТК РФ).
Сроки выплаты должны быть закреплены в одном из внутренних документов:
- в коллективном или трудовом договоре;
- в Правилах трудового распорядка.
Периодичность выплаты зарплаты
Организация обязана выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Если установленный день выплаты совпал с выходным или нерабочим праздничным днем, выдавайте зарплату накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).
Ответственность за задержку зарплаты
За задержку зарплаты предусмотрена ответственность:
- для организации – административная – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
-
для должностных лиц (например, руководителя):
– административная – штраф в размере от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
– уголовная (ст. 145.1 УК РФ);
– дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ).
Уголовная ответственность руководителя
К уголовной ответственности руководителя организации могут привлечь при условии, что он был прямо или косвенно заинтересован в задержке зарплаты. При этом не имеет значения, какому количеству сотрудников была задержана выплата (достаточно одного). Сроки задержки зарплаты, при нарушении которых руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности, следующие:
- полная невыплата – свыше двух месяцев;
- выплата зарплаты в размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) – свыше двух месяцев;
- частичная невыплата – свыше трех месяцев.
Для руководителя, который допустил частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
- штраф в размере до 120 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до одного года);
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
- принудительные работы на срок до двух лет;
- лишение свободы на срок до одного года.
К руководителю организации, в которой зарплата в течение двух месяцев полностью не выплачивалась либо выплачивалась в размере ниже МРОТ, применяются более жесткие меры уголовной ответственности. А именно:
- штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до трех лет);
- принудительные работы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
- лишение свободы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Эти виды ответственности перечислены в частях 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Если задержка зарплаты повлекла тяжкие последствия, то наказание будет еще более жестким (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ).
Уголовной ответственности можно избежать, если причина задержки не зависела от воли руководителя.
Материальная ответственность организации
Материальная ответственность организации в виде выплаты компенсации за задержку зарплаты установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ. Указанную компенсацию организация обязана выплатить сотрудникам даже в том случае, если задержка зарплаты произошла по независящим от нее причинам. Сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы должна быть отражена в расчетных листках (ст. 136 ТК РФ).
Если организация не выплачивает компенсацию добровольно, то принудить ее сможет суд (п. 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
Потери в связи с инфляцией
Ситуация: правомерны ли требования сотрудника возместить ему потери, связанные с инфляцией за период задержки зарплаты, одновременно с компенсацией за задержку
Получение компенсации за задержку выплаты зарплаты не лишает сотрудника права требовать возмещения потерь, связанных с инфляцией. Но для удовлетворения таких требований сотрудник должен обратиться в суд. Такие разъяснения дал Пленум Верховного суда РФ в пункте 55 постановления от 17 марта 2004 г. № 2.
Права сотрудника
Сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности и виновность организации (отсутствие вины) в задержке значения не имеют (п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Максимальный срок прекращения работы – до полного погашения задолженности. Перед тем как прекратить работу, сотрудники обязаны письменно уведомить руководителя о своих действиях. После этого они имеют право вообще не приходить на рабочие места (ч. 3 ст. 142 ТК РФ, п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В этом случае выйти на работу сотрудники обязаны только на следующий день после получения от организации письменного уведомления о готовности погасить задолженность по зарплате. При этом выплатить задержанную зарплату организация должна в день их выхода на работу.
Такие условия предусмотрены в статье 142 Трудового кодекса РФ. Там же приведен перечень случаев, когда прекращать работу из-за задержки зарплаты запрещено.
Ситуация: как оплачивать рабочее время, если сотрудник прекратил работу из-за задержки зарплаты, которая составила более 15 дней
Рекомендуем выплатить сотруднику средний заработок за время, на которое была прекращена работа.
Порядок оплаты времени прекращения работы из-за задержки зарплаты законодательно не установлен. Более того, в Трудовом кодексе не прописана и сама обязанность работодателя оплатить это время.
Но, по мнению специалистов Минтруда России, сотрудник имеет право на сохранение средней зарплаты за период, на который он приостановил исполнение своих трудовых обязанностей в связи с задержкой зарплаты. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 25 декабря 2013 г. № 14-2-337.
Таким образом, время, на которое сотрудник прекратил работу из-за того, что задержка зарплаты составила более 15 дней, оплатите в размере среднего заработка.
ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ ОТ 08.08.2007 № 15-08/075418 «О мониторинге организаций с низкой заработной платой (извлечение)»
«Управление ФНС России по г.Москве сообщает следующее.
Налоговые органы г.Москвы в настоящее время проводят активную работу по выявлению организаций, работающих по "теневым" схемам выплаты заработной платы. "Теневой" или "серой" заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая "в конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.Оплата труда является основной составляющей налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.Поэтому под пристальное внимание налоговых органов попадают организации с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются неучтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения денежные средства.Происхождение неучтенных наличных денежных средств у организации понимают все, и такая ситуация даст налоговым органам основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по "зарплатным" налогам. В большинстве случаев предположения налоговых органов подтверждаются при проверках.Налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по "зарплатным" налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной Комиссии, направления в организации письменных обращений, передачи материалов в префектуры и городскую инспекцию труда. Проводятся также выездные проверки организаций, имеющих признаки ухода от налогообложения единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.Таким образом, функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству».
Из рекомендации: Способ выгодно использовать предел для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование
Организация может снизить размер взносов на обязательное страхование, если иногда будет начислять премии, предназначенные для всего коллектива, только на одного сотрудника, зарплата которого превышает предельную величину начисления страховых взносов. Фактически же премия впоследствии будет перераспределяться между всеми сотрудниками.
В 2015 году страховые взносы по общему тарифу нужно начислять, пока выплаты сотруднику нарастающим итогом с начала года не превысят предельной величины:
– для расчета взносов на социальное страхование в ФСС России – 670 000 руб.;
– для расчета на пенсионное страхование взносов в ПФР – 711 000 руб.
Для взносов на обязательно медицинское страхование предельная база не установлена. Взносы в ФОМС положено начислять на всю сумму выплат без ограничений. А для пенсионных взносов выплаты сверх предельной величины облагаются только по тарифу 10 процентов (ч. 5 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.
Официальная позиция
Налоговое ведомство полагает, что неофициальная зарплата, выдаваемая в конвертах, страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой зарплаты являются прямым уклонением от уплаты налогов. В этом случае инспектор имеет полное право определить размер налоговых обязательств расчетным путем и взыскать штрафные санкции.
Обоснование
Контролеры исходят из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, согласно которым инспекторы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о компании и данных об аналогичных организациях в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности рассчитать налоги.
Поэтому под пристальное внимание инспекторов попадают организации с официальной зарплатой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, что является признаком выплаты зарплаты за счет неучтенных и сокрытых от налогообложения денежных средств.
Происхождение неучтенных наличных денежных средств дает основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по зарплатным налогам.
«Таким образом, функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда» (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418). Компании, у которых установлено занижение зарплаты по сравнению со среднеотраслевой, будут вызваны на специальную комиссию (приказ УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96).
О нарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, инспекторы обязательно сообщат в ПФР, ФСС России и иные службы.
В качестве доказательств, подтверждающих недобросовестность организации, контролеры используют:
- свидетельские показания работников, получавших зарплату в конвертах;
- расчетно-платежные ведомости, кассовые и иные документы, связанные как с официальными выплатами сотрудникам, так и неофициальными;
- информацию на жестких дисках системных блоков организации;
- справки 2-НДФЛ с прежних работ сотрудников, свидетельствующие о более высокой зарплате;
- объявления о вакансиях организации и зарплате в Интернете и СМИ;
- копии справок о размере зарплаты, которые выдавали сотрудникам по их просьбе для предъявления в банки и иные учреждения, и т. д. (письмо ФНС России от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742).
«Главбух» советует
Хотя распределение премии в трудовом коллективе через одного ответственного сотрудника и не связано с сокрытием от налогообложения неучтенных денежных средств, оно имеет все признаки теневой схемы выплаты зарплаты. Вместе с тем существуют способы, позволяющие снизить очевидные риски и в случае необходимости оспорить действия и обвинения контролеров в суде.
В деталях
Безопасность этого метода налогового планирования зависит от выбора способа, которым распределяется зарплата между сотрудниками.
Самый простой способ перераспределения денег – дарение между сотрудниками. Однако в этом случае произойдет двойное обложение НДФЛ сумм вознаграждений: первый раз – при выплате зарплаты топ-менеджерам, второй – при дарении от них другим сотрудникам. Это следует из общего требования, выраженного пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ. Дарение между гражданами не облагается НДФЛ, только если даритель и получатель подарка состоят в близкой родственной связи, это правило не применяется в случаях передачи недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).
Промежуточным звеном, введенным в схему перераспределения зарплаты сотрудникам, иногда выступает благотворительная организация. В этом случае топ-менеджер в официальном порядке заключает с дружественной благотворительной организацией договор пожертвования, по которому и перечисляет лишнюю сумму (ст. 582 ГК РФ). Далее благотворительная организация оказывает материальную помощь малоимущим сотрудникам или членам их семей.
Средства, полученные и израсходованные благотворительной организацией на ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ). А материальная помощь, полученная от зарегистрированной в установленном порядке благотворительной организации, не облагается НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ). Также не возникает и обязанность уплачивать страховые взносы с материальной помощи, поскольку эта выплата не связана с исполнением трудовых обязанностей, оказанием услуг или выполнением работ (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). То есть дополнительной налоговой нагрузки при передаче денег сотрудникам не возникает. Налоговый риск возможен, если инспекторы проведут анализ справок по форме № 2-НДФЛ. Они могут заинтересоваться источниками средств благотворительной организации для выплаты материальной помощи. В результате может выясниться, что жертвователями являются топ-менеджеры организации.
Крупные налогоплательщики могут снизить страховые платежи и НДФЛ с помощью независимого профсоюза, созданного сотрудниками нескольких дружественных организаций (ст. 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
Членами этого профсоюза становятся все сотрудники, включая высокооплачиваемый топ-менеджмент. Уставом профсоюза предусматривается перечисление членских взносов по прогрессивной шкале: например, с зарплаты до 9999 руб. – 0,3 процента, от 10 000 до 14 999 руб. – 0,5 процента, от 15 000 до 29 999 руб. – 1 процент, свыше 30 000 руб. – 30 процентов. Профсоюз за счет членских взносов выплачивает материальную помощь сотрудникам, находящимся в тяжелом финансовом положении. Эта материальная помощь не облагается страховыми взносами, поскольку не связана с выполнением трудовых обязанностей, выполнением работ или оказанием услуг (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Не возникнет и обязанность рассчитать НДФЛ (п. 31 ст. 217 НК РФ).
Если налоговые инспекторы все же предъявят обвинения, учитывайте, что свидетельские показания могут быть не приняты судами как бесспорные доказательства:
- если невозможно будет установить точный размер фактических выплат и периоды, за которые они произведены (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 декабря 2009 г. № Ф03-6834/2009);
- если материалы налоговой проверки получены и исследованы инспекцией не в рамках мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. № А21-927/2007);
- если в свидетельских показаниях имеются неточности и противоречия;
- если в представленных документах отсутствуют реквизиты, указывающие на принадлежность именно к проверяемой организации и ее уполномоченным лицам, по документам невозможно установить, какие суммы каким конкретно лицам и за какие периоды выплачивались (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2010 г. № А33-13580/2009).
Понижение зарплаты сотрудника по сравнению с предшествующим рабочим местом до поступления в организацию само по себе не может свидетельствовать о выплате серой зарплаты, так как оплата труда является не единственным критерием при выборе места работы. Объявления о имеющихся вакансиях также являются спорным доказательством. В них может быть допущена ошибка. Кроме того, при устройстве на работу сотрудник подписывает трудовой договор, а также подтверждает, что ознакомлен с новыми условиями оплаты труда.
Пример налоговой оптимизации с использованием предельного значения базы для начисления страховых взносов
Численность сотрудников ООО «Альфа» составляет 100 человек, в том числе 10 топ-менеджеров. Общий фонд оплаты труда – 3 000 000 руб. в месяц. Зарплата каждого сотрудника (включая топ-менеджеров) составляет 15 000 руб. в месяц, плюс по решению руководства выплачивается ежемесячная премия в размере 15 000 руб. В 2015 году выплаты сотрудникам не достигнут предельной величины для начисления страховых взносов:
12 мес. ? (15 000 руб./мес. + 15 000 руб./мес.) = 360 000 руб.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование за год составит:
3 000 000 руб./мес. ? 12 мес. ? 30% = 10 800 000 руб.
С начала года принято решение, не меняя общий фонд оплаты труда, увеличить размер окладов на предприятии до 20 000 руб., но премии выплачивать только топ-менеджерам организации. Премию топ-менеджеру установить в размере 100 000 руб. в месяц.
Как видно, общий фонд оплаты труда не изменился:
120 000 руб./мес. ? 10 чел. + 20 000 руб./мес. ? 90 чел. = 3 000 000 руб.
Сумма страховых взносов с выплат топ-менеджерам за год составит:
(711 000 руб. ? 22% + (1 440 000 руб.– 711 000 руб.) ? 10% + 670 000 руб. ? 2,9% + 1 440 000 руб. ? 5,1%) ? 10 чел. = 3 221 900 руб.
Сумма страховых взносов за год с выплат остальным сотрудникам составит:
20 000 руб./мес. ? 12 мес. ? 90 чел. ? 30% = 6 480 000 руб.
Всего начислено взносов:
3 221 900 руб. + 6 480 000 руб. = 9 701 900 руб.
При расчете налога на прибыль начисленные суммы страховых взносов нужно включить в состав расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Увеличение годовой суммы налога на прибыль в результате снижения суммы взносов составит:
(10 800 000 руб. – 9 701 900 руб.) ? 20% = 219 620 руб.
Общее снижение размера обязательств перед бюджетом составит:
10 800 000 руб. – 9 701 900 руб. – 219 620 руб. = 878 480 руб.
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Административная ответственность
Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.1, 23.5Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.
Ситуация: можно ли за налоговое преступление оштрафовать организацию
Нет, нельзя.
Одной из особенностей уголовного права является то, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Поэтому привлечь организацию к уголовной ответственности (например, оштрафовать по статье 199Уголовного кодекса РФ) невозможно.
Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, предусмотренное статьей 199 Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если полностью погасит недоимки по налогам, а также пени и штрафы за счет собственных средств или за счет средств организации, в которой было выявлено уклонение от уплаты налогов (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).
Ситуация: можно ли привлечь должностное лицо организации одновременно к уголовной и административной ответственности. Должностное лицо признано виновным в совершении налогового правонарушения
Нет, нельзя.
Если в отношении должностного лица организации возбуждено уголовное дело, административное дело по тому же правонарушению должно быть прекращено (подп. 7 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Справочная информация: Основные преступления, за которые директор ООО может быть привлечен к уголовной ответственности
№ | Преступление | Положение УК РФ |
1 | Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат | ст. 145.1 |
2 | Фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета | ст. 170.1 |
3 | Незаконное предпринимательство | ст. 171 |
4 | Незаконное получение кредита | ст. 176 |
5 | Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности | ст. 177 |
6 | Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества | ст. 185.5 |
7 | Неправомерные действия при банкротстве | ст. 195 |
8 | Преднамеренное банкротство | ст. 196 |
9 | Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации | ст. 199 |
10 | Неисполнение обязанностей налогового агента | ст. 199.1 |
11 | Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов | ст. 199.2 |
12 | Злоупотребление полномочиями | ст. 201 |
Из статьи журнала «Зарплата» № 3, Март 2015
ЗА СЕРУЮ ЗАРПЛАТУ ОТВЕТЯТ ВСЕ
Что нового: законопроект № 717519-6 запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам
Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.
Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.
Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.