Вопрос: У нас в июне текущего года заключен договор на спецоценку рабочих мест. Нам данную спецоценку не могли провести,так как по некоторым профессиям не было метода расчета вредность . В настоящее время начали проводить спецоценку-но до конца года ее не проведут и у меня на руках не будет заключения специалиста о вредности. Это первый момент-второй момент,что до сих пор нет методики определения расчета риска по профессии пожарный и если делать расчет по старому методу,то очень накладно по деньгам. И вот ситуация-Минтруд говорит,что мы должны провести спецоценку рабочих мест, но как -не берутся ответить.Работники еще в прошлом году интересовались данными доплатами , и я не могу не принять решения не посоветовать что-то руководителю. И еще один нюанс-работники приняты на год и 31.12.15г. уволены на основании срочного трудового договора. Но они опять будит приняты с 01.01.2016г.,так как договор с охраной объекта пролонгируется. Этот факт можно взять за основу и не провести спецоценку в 2016г.?
Как заполнить и сдать декларацию по итогам спецоценки условий труда
Ответ: По Трудовому Кодексу работодатель обязан выплачивать доплату за вредные условия труда только при наличии вредных или опасных условий труда. С 01.01.2014 данный факт устанавливается по результатам спецоценки. Поэтому компания сможет установить доплату за вредные/опасные условия труда только с даты утверждения отчета о спецоценке, если до 01.01.2014 она не провела аттестацию рабочих мест. Как правильно провести спецоценку условий труда, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры. При этом Закон не предусматривает послаблений из-за высокой стоимости оценки определенных факторов. Поэтому компания должна провести спецоценку на новых рабочих мест в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. Увольнение и прием на работу работников-срочников не расценивается как ликвидация рабочего места и ввод в эксплуатацию нового рабочего места. Ведь сотрудники будут трудиться на тех же самых рабочих местах, что и раньше. Т.о. пролонгация договора и увольнение-прием сотрудников не могут служить основанием для несвоевременного проведения спецоценки.
Еще читайте: Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018-2019 году
Обоснование
Как провести специальную оценку условий труда
Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).
Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.
Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка условий труда
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются
Да, нужно.
Данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.
Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.
Поэтапная специальная оценка условий труда
В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Использование результатов оценки
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Как рассчитать зарплату при вредных или опасных условиях труда
Установление повышенного размера зарплаты
Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).
Организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления повышенной оплаты) самостоятельно по результатам:
- аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н;
- специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Правила повышения зарплаты
Устанавливая повышение зарплаты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, организация должна руководствоваться следующими правилами.
1. Минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации).
Так предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса РФ.
Устанавливая конкретный размер повышения оплаты труда, можно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):
- постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115;
- постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.
Применяя постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, учтите, что абзац 1 пункта 2 этого документа признан не действующим с 28 марта 2013 г. (постановление Верховного суда РФ от 4 июня 2013 г. № АКПИ13-411). А это значит, что при решении вопроса о доплатах отраслевой перечень тяжелых и вредных работ принимать во внимание не нужно.