Отвечает Ваш персональный эксперт
Если доход предпринимателя за календарный год превысил 300 000 руб., для расчета платежей 1 МРОТ умножается на Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ и количество календарных месяцев в периоде, за который рассчитываются взносы, и на 1%.
При этом контролировать размер полученного дохода Пенсионный фонд будет на основании информации, поступающей из налоговой инспекции. ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.
Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.
На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.
Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.
Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, такая информация, как:
- выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
- копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
- акты камеральных проверок;
- выписки из актов выездных проверок;
- решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок.
Соответственно, фактическая выручка предпринимателя для расчета взносов в ПФР в размере 1% от суммы, превышающей 300 000 не важна. Учитывается именно величина дохода, указанная в декларации 3-НДФЛ (п.8 ст.14 212-ФЗ).
Таким образом, ПФР неправомерно начислил предпринимателю взносы от суммы всей полученной выручки, это противоречит положениям п.8 ст.14 212-ФЗ. Такое решение ПФР нарушает права страхователя и может быть оспорено в установленном порядке.
Судебная практика, хотя и немногочисленная, свидетельствует о поддержки судами позиций страхователей. Суды признают неправомерным исчисление суммы взносов в зависимости от суммы всей выручки страхователя (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2015 N Ф09-6878/15, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 N 18АП-5943/2015,
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обоснование
Из рекомендации Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России
Как предпринимателю рассчитать взносы на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование
Индивидуальные предприниматели, как и все остальные работодатели, платят страховые взносы. Однако, помимо платежей за сотрудников, платить придется и за себя. О том, как рассчитать эти суммы, за какие периоды их платить и какие особенности при этом учесть, читайте в этой рекомендации.
Предприниматели, у которых работают наемные сотрудники, платят взносы на пенсионное (социальное, медицинское) страхование не только за своих сотрудников (других граждан, которым выплачивают вознаграждения), но и за себя. Поскольку в данном случае предприниматели одновременно относятся к двум категориям плательщиков страховых взносов:
- лицам, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
- лицам, которые такие выплаты производят.
Такой вывод следует из пункта 2 части 1, части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частей 2 и 3 статьи 2.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, письма Минтруда России от 10 октября 2014 г. № 17-4/ООГ-867.
В обязательном порядке за себя предприниматели платят страховые взносы:
- в Пенсионный фонд РФ – на обязательное пенсионное страхование;
- в ФФОМС – на обязательное медицинское страхование.
Это следует из пункта 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Взносы на социальное страхование в ФСС России предприниматели платить не обязаны, но могут это делать добровольно (ч. 5 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 6 ст. 4.5 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 790).
Платить страховые взносы за себя предприниматели должны с момента госрегистрации и вплоть до исключения из ЕГРИП. Причем перечислять собственные страховые взносы предприниматель должен независимо от своего возраста, вида деятельности, а также от того, ведет ли он фактически деятельность и получает ли доходы от нее или убыток. Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 26 октября 2015 г. № 17-4/ООГ-1464, от 6 октября 2015 г. № 17-4/ООГ-1358, от 1 апреля 2014 г. № 17-4/ООГ-224.
- <…>
Взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование рассчитывайте самостоятельно.
Для расчета используйте:
- минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который установлен на федеральном уровне на 1 января года;
- страховой тариф;
- количество календарных месяцев в периоде, за который рассчитываете взносы. Тут играет роль выбранная периодичность уплаты взносов. Возможно три варианта: 12 месяцев – при единовременной, 3 месяца – при ежеквартальной, 1 месяц – при ежемесячной уплате.
Страховые взносы рассчитывайте отдельно по каждому внебюджетному фонду (ч. 3 ст. 16 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
<…>
Пенсионное страхование
Размер взноса на обязательное пенсионное страхование зависит от величины годового дохода предпринимателя. И не важно, есть у него наемные сотрудники или нет (письмо Минтруда России от 10 октября 2014 г. № 17-4/ООГ-867).
Если доход предпринимателя за календарный год не превысил 300 000 руб., для расчета платежей используйте формулы:
Сумма взноса на обязательное пенсионное страхование | = | МРОТ | ? | Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ | ? | Количество календарных месяцев в периоде, за который рассчитываются взносы |
Если доход предпринимателя за календарный год более 300 000 руб., пенсионные взносы рассчитайте так:
Сумма взноса на обязательное пенсионное страхование | = | МРОТ | ? | Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ | ? | Количество календарных месяцев в периоде, за который рассчитываются взносы | + | Сумма, превышающая 300 000 руб. | ? | 1% |
При этом годовой размер страхового пенсионного взноса не может превышать величину, которую определяют по формуле:
Максимальная сумма взноса на обязательное пенсионное страхование | = | МРОТ | ? | 8 | ? | Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ | ? | 12 |
Годовой доход предпринимателя определяйте по тем же правилам, которые действуют для его расчета в рамках применяемой системы налогообложения:
- те, кто платит НДФЛ (общий режим налогообложения), – по правиламстатьи 227 Налогового кодекса РФ. При этом доход на налоговые вычеты не уменьшайте (письмо Минтруда России от 3 сентября 2015 г. № 17-4/ООГ-123
- все, кто платит ЕСХН, – по правилам, установленным пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
- предприниматели, которые применяют упрощенку, – по правилам, предусмотренным статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то доходы, рассчитанные по таким правилам, на расходы не уменьшайте (письмо Минтруда России от 28 февраля 2014 г. № 17-3/ООГ-118);
- те, кто платит ЕНВД, – по правилам, предусмотренным статьей 346.29Налогового кодекса РФ. При этом доход определяйте с учетомкоэффициентов К1 и К2;
- для предпринимателей на патентной системе налогообложения – по правилам, предусмотренным статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса РФ;
- если же бизнесмен применяет несколько режимов налогообложения, доход определяйте как сумму доходов, рассчитанную в рамках каждого режима налогообложения.
Контролировать размер полученного дохода Пенсионный фонд будет на основании информации, поступающей из налоговой инспекции. Если же предприниматель не отчитался в инспекцию о полученных доходах, специалисты фонда начислят страховые взносы в максимальном размере.
Такой порядок следует из положений статьи 14, части 1 статьи 16 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, частей 2, 3 статьи 4.5 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Пример расчета предпринимателем взносов на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование. Предприниматель перечисляет страховые взносы единовременно. Доход за год превысил 300 000 руб.
Гражданка И.И. Иванова (1980 г. р.) зарегистрирована в качестве предпринимателя с 2009 года.
Иванова в добровольном порядке перечисляет взносы на собственное социальное страхование. В 2016 году она решила заплатить страховые взносы единовременно – в марте. Доход Ивановой за год составил 370 000 руб. (т. е. превысил 300 000 руб.).
На начало 2016 года минимальный размер оплаты труда равен 6204 руб. в месяц (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ).
Страховые тарифы во внебюджетные фонды составляют:
1) в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;
2) в ФФОМС – 5,1 процента;
3) в ФСС России – 2,9 процента.
Суммы годовых взносов Ивановой на свое пенсионное (медицинское, социальное) страхование равны:
- 20 056,48 руб. (6204 руб. ? 26% ? 12 мес. + 70 000 руб. ? 1%) – в Пенсионный фонд РФ;
- 3796,85 руб. (6204 руб. ? 5,1% ? 12 мес.) – в ФФОМС;
- 2158,99 руб. (6204 руб. ? 2,9% ? 12 мес.) – в ФСС России.
Сумма страхового взноса, зачисляемая в Пенсионный фонд РФ, не превысила максимального значения. Итого сумма страховых взносов, которую предприниматель Иванова должна заплатить за 2016 год, равна 26 012,32 руб. (20 056,48 руб. + 3796,85 руб. + 2158,99 руб.).
Пример расчета предпринимателем взносов на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование. Предприниматель перечисляет страховые взносы ежеквартально
Гражданка И.И. Иванова (1980 г. р.) зарегистрирована в качестве предпринимателя с 2009 года.
Иванова в добровольном порядке перечисляет взносы на собственное социальное страхование. В 2016 году она решила платить страховые взносы ежеквартально. Доход Ивановой за год не должен превысить 300 000 руб.
На начало 2016 года минимальный размер оплаты труда равен 6204 руб. в месяц (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ).
Страховые тарифы во внебюджетные фонды составляют:
1) в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;
2) в ФФОМС – 5,1 процента;
3) в ФСС России – 2,9 процента.
Суммы ежеквартальных взносов Ивановой на свое пенсионное (медицинское, социальное) страхование равны:
- 4839,12 руб. (6204 руб. ? 26% ? 3 мес.) – в Пенсионный фонд РФ;
- 949,21 руб. (6204 руб. ? 5,1% ? 3 мес.) – в ФФОМС;
- 539,75 руб. (6204 руб. ? 2,9% ? 3 мес.) – в ФСС России.
Итого сумма страховых взносов, которую предприниматель Иванова перечисляет ежеквартально, равна 6328,08 руб. (4839,12 руб. + 949,21 руб. + 539,75 руб.).
Пример расчета предпринимателем взносов на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование. Предприниматель перечисляет страховые взносы ежемесячно
Гражданин А.А. Белов зарегистрирован в качестве предпринимателя с 2010 года и в добровольном порядке перечисляет взносы на собственное социальное страхование.
В 2016 году он решил платить страховые взносы ежемесячно. Доход Белова за год не должен превысить 300 000 руб.
На начало 2016 года минимальный размер оплаты труда равен 6204 руб. в месяц (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ).
Страховые тарифы во внебюджетные фонды составляют:
1) в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;
2) в ФФОМС – 5,1 процента;
3) в ФСС России – 2,9 процента.
Суммы ежемесячных взносов Белова во внебюджетные фонды на свое пенсионное (медицинское, социальное) страхование равны:
- 1613,04 руб. (6204 руб. ? 26% ? 1 мес.) – в Пенсионный фонд РФ;
- 316,40 руб. (6204 руб. ? 5,1% ? 1 мес.) – в ФФОМС;
- 179,92 руб. (6204 руб. ? 2,9% ? 1 мес.) – в ФСС России.
Общая сумма страховых взносов, которую предприниматель Белов перечисляет на свое пенсионное (медицинское) страхование ежемесячно, равна 2109,36 руб. (1613,04 руб. + 316,40 руб. + 179,92 руб.).
<…>
Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
<…>
Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
«1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
<…>
8. В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.»
<…>
ПИСЬМО ФНС РОССИИ, ПФР ОТ 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04 «О заключении Соглашения между ФНС и ПФР»
Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд РФ направляют для сведения и использования в работе Соглашение* по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ (далее - Соглашение).
* Текст Соглашения см. по ссылке.
В целях обеспечения информационного обмена сообщаем, что до подписания Протокола обмена информацией в соответствии с пунктом 3.1 Соглашения, передача данных осуществляется в соответствии с Протоколом обмена информацией между ФНС России и ПФР в электронном виде от 05.03.2007 и Порядком информационного взаимодействия территориальных регистрирующих (налоговых) органов и территориальных органов Пенсионного фонда РФ при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде, утвержденным распоряжением МНС России и ПФР от 30.12.2003 № 310/183р (в ред. распоряжения МНС России и ПФР от 28.07.2004 № 138/124р), действующих в части, не противоречащей Соглашению. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и отделениям ПФР довести настоящее письмо и Соглашение до сведения территориальных органов.
Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФ РФ N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации"
<…>
«II. Взаимодействие ФНС России и ПФР, их территориальных органов
2.1. Налоговые органы представляют органам ПФР следующую информацию:
2.1.1. На федеральном уровне:
2.1.1.1. Данные статистической налоговой отчетности ФНС России о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, задолженности по ним по показателям, относящимся к деятельности ПФР:
по форме N 1-НМ - ежемесячно, по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации - до 22 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по форме N 4-НМ - ежемесячно, по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации - до 23 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.1.1.2. Информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход, ежегодно не позднее 10 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2.1.2. На региональном уровне:
2.1.2.1. Выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета, приложение к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, информацию из расчетных документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, справку органа Федерального казначейства, прилагаемую к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов в части платежей, относящихся к ПФР.
Указанные документы передаются налоговыми органами органам ПФР по мере поступления информации из органов федерального казначейства и формирования соответствующего архива файлов для передачи в органы ПФР.
2.1.2.2. Копии решений о списании 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам при выполнении условий реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 в части, подлежащей зачислению в ПФР, в 10-дневный срок с даты вынесения решения.
2.1.2.3. Копии решений о сохранении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в части ПФР в 10-дневный срок с даты вынесения решения.
2.1.2.4. Копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, не позднее двух рабочих дней с момента получения информации.
2.1.2.5. Сведения о сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, по налогоплательщикам, переданным в налоговый орган по новому месту их постановки на учет, в течение 15-ти рабочих дней после передачи пакета документов; а по иным налогоплательщикам в течение 30 рабочих дней после поступления запроса.
2.1.2.6. Копии расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе уточненных, в сроки выгрузки сведений из расчетов по авансовым платежам (декларациям) в два этапа: 1 - по данным налогоплательщика без камеральной проверки, 2 - по данным налогового органа после проведения камеральной проверки, ежемесячно в срок до 10 числа следующего месяца.
2.1.2.7. Акты камеральных проверок, проводимых налоговыми органами в рамках контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также копии соответствующих данным актам материалов проверок не позднее двух рабочих дней, следующих со дня подписания акта проверки и передачи (лично или по почте) плательщику страховых взносов.
2.1.2.8. Выписки из актов выездных налоговых проверок и копии соответствующих данным выпискам материалов проверок, относящихся к контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении налоговых периодов, истекших до 01.01.2010, не позднее двух рабочих дней, следующих со дня подписания акта проверки.
2.1.2.9. Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления решения в силу.
2.1.2.10. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих с 1 января 2010 года право применения пониженного тарифа:
2.1.2.10.1. Сведения о переходе организаций на применение ими льготных налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также об отмене применения указанных налоговых ставок, ежеквартально не позднее 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, и не позднее 20 апреля года, следующего за налоговым периодом.
2.1.2.10.2. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения (УСНО) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.
2.1.2.10.3. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.
2.1.2.10.4. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.
2.1.2.10.5. Информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение 10 дней после поступления запроса (при наличии соответствующей информации у налоговых органов).
2.1.2.10.6. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, не позднее 10 рабочих дней после поступления подтверждающей информации (не применяется с 1 января 2012 года, начиная с расчетного периода - 2012 год).
2.1.2.10.7. Информацию о доходах организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исчисляемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.
2.1.2.10.8. Информацию об организациях, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, или применяющих налоговую ставку в размере 0 процентов, а также о прекращении применения льготного режима налогообложения, не позднее 10 рабочих дней после поступления подтверждающей информации.
2.1.2.10.9. Сведения об индивидуальных предпринимателях, применяющих патентную систему налогообложения. Сведения должны передаваться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.
2.1.2.11. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в срок не позднее пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляют в порядке, определяемом совместно ФНС России и ПФР, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, внесенные соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, для регистрации в качестве страхователей.
2.1.2.12. Информацию о подтверждении факта направления в арбитражный суд заявления о признании плательщика страховых взносов банкротом.
2.1.2.13. Ежеквартально выписки из решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок:
о суммах доначислений по НДФЛ;
о сумме доходов, на которые произведены доначисления по НДФЛ с разбивкой по видам доходов и ставке налога.
2.1.2.14. Ежегодно сводную информацию по каждому налоговому агенту на основании представленных в налоговые органы справок о доходах физического лица за год (форма 2 - НДФЛ):
об общей сумме доходов по итогам налогового периода с разбивкой по видам дохода;
о сумме налоговой базы по итогам налогового периода с разбивкой по ставке налога;
о сумме начисленного НДФЛ.
2.1.2.15. Сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Если плательщик страховых взносов прекращает осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщика страховых взносов с начала расчетного периода до момента ликвидации в течение календарного месяца.
2.1.2.16. Иные сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, не позднее 30 рабочих дней с момента получения мотивированного запроса.
2.2. Органы ПФР на региональном уровне обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:
2.2.1. Копии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принятых территориальным органом ПФР, не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления решения в силу на основании актов камеральных и выездных проверок, принятых налоговыми органами.
2.2.2. Копии расчетов (в том числе уточненных) по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1 ПФР) плательщиками страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды с 01.01.2010 ежемесячно в срок до 10 числа.
2.2.3. Сведения о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате взносов в ПФР, заключенных в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" до 1 января 2001 года, в 5-дневный срок после принятия органами ПФР соответствующих решений.
2.2.4. Сведения о взысканных (не взысканных) органами ПФР в судебном порядке суммах недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на основании переданной налоговыми органами информации, предусмотренной п. 2.1.2.7 и п. 2.1.2.8 настоящего соглашения, с указанием причин невзыскания с приложением копий решений суда, по которым отказано во взыскании, не реже 1 раза в квартал (в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года).
2.2.5. Сведения о дате регистрации и регистрационном номере страхователя для включения соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в порядке, определяемом совместно ФНС России и ПФР, в срок не позднее пяти рабочих дней с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве страхователей.
2.2.6. Сведения, подтверждающие представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральными законами от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" по запросам налоговых органов в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения запроса. Указанные сведения представляются в форме электронного документа в порядке, определяемом совместно ФНС России и ПФР.
2.2.7. Подтверждение факта направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий и (или) получения образования ребенком (детьми), гражданам, заявившим налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса, по форме и в порядке, определяемом ПФР и ФНС России.
2.2.8. Сведения о пенсиях физических лиц (вид пенсии, дата ее установления, срок ее установления) при наличии их согласия на передачу персональных данных по запросу налогового органа. Указанные запросы подлежат рассмотрению в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
Данное положение вступает в силу со дня завершения ФНС России и ПФР организационно-технических мероприятий по его реализации.
2.2.9. В целях реализации функций уполномоченного органа в делах о банкротстве в соответствии с пунктами 12 и 14 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", для объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах, применяемых в делах о банкротстве:
уведомление о наличии задолженности у организации-должника перед Российской Федерацией по уплате обязательных платежей в порядке, установленном пунктом 8 Положения;
документы, предусмотренные пунктом 8 Положения, подтверждающие наличие задолженности у организации-должника перед Российской Федерацией по уплате обязательных платежей не позднее одной недели со дня получения запроса.
2.2.10. Сведения об уплаченных индивидуальными предпринимателями страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
2.2.11. Сведения об уплаченных индивидуальными предпринимателями страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере исходя из стоимости страхового года за 2011 - 2012 гг. и в фиксированном размере за 2013 год в разрезе страхователей.
2.2.12. Иные сведения, необходимые для администрирования налогов налоговыми органами не позднее 30 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса, исключая сведения о физических лицах, содержащиеся в базах данных персонифицированного учета либо пенсионного обеспечения, при наличии соответствующей информации в органах ПФР.
III. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР в электронном виде
3.1. Обмен информацией осуществляется в соответствии с утвержденным Сторонами Протоколом и порядками обмена информацией.
До подписания Протокола обмена информацией передача данных осуществляется в соответствии с Протоколом обмена информацией между ФНС России и ПФР в электронном виде от 05.03.2007 и Порядком информационного взаимодействия территориальных регистрирующих (налоговых) органов и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде, утвержденным распоряжением МНС России и ПФР от 30.12.2003 N 310/183р (в редакции распоряжения МНС России и ПФР от 28.07.2004 N 138@/124р), действующих в части, не противоречащей настоящему Соглашению.
3.2. Обмен информацией, за исключением информации, предусмотренной пунктами 2.1.1.1, 2.1.2.7 - 2.1.2.9 настоящего Соглашения, осуществляется по каналам электронной связи с применением средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Обмен информацией, предусмотренной пунктами 2.1.2.5, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.7 и 2.2.8 настоящего Соглашения, осуществляется по каналам электронной связи с применением средств криптографической защиты информации (СКЗИ) при наличии программно-технических возможностей.
Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.
3.3. При отсутствии каналов связи обмен информацией осуществляется на магнитных носителях с учетом требований по защите информации.
3.4. Информация, подлежащая обмену в электронном виде между соответствующими подразделениями ФНС России и ПФР на региональном уровне, заверяется электронной цифровой подписью.
3.5. В целях реализации обмена информацией в электронном виде ФНС России и ПФР обеспечивают использование согласованных справочников и классификаторов.
3.6. Выбор сторонами совместимых средств криптографической защиты информации определяется отдельными протоколами.
3.7. Безопасность информации обеспечивается сторонами в их зоне ответственности.
3.8. Обмен информацией осуществляется имеющимися у Сторон программно-техническими средствами».
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 N 18АП-5943/2015
<…>
«29.10.2014 индивидуальный предприниматель Мустафина Наталья Леонидовна (далее - заявитель, предприниматель, Мустафина Н.Л.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 13936 от 30.07.2014 о привлечении к ответственности ч. 1 по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) и начисления штрафа - 3 850,85 руб., пени - 321,41 руб., страховых взносов - 19 254,08 руб.
По результатам камеральной проверки расчета по форме-4 за 2013 год фонд сделал вывод о незаконном применении пониженного тарифа по страховым взносам, т.к. не соблюдены условия в виде применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и получения доли дохода от реализации услуг по физкультурной - оздоровительной деятельности менее 70% в общем объеме доходов.
Выводы фонда неверны, по п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-фз условиями для применения пониженного тарифа являются применение УСН и соответствие основного вида деятельности предоставляющей право на льготу.
Предприниматель на основании уведомления налогового органа в 2013 году применял УСН, ее основным видом деятельности является "Физкультурно - оздоровительная деятельность" (код по ОКВЭД 93.04), включаемый в группу "предоставление персональных услуг", т.е. ею соблюдены все условия для применения пониженного тарифа.
То, что по основному виду деятельности она уплачивает не УСН, а единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, т.к. это право не ставится в зависимость от вида налогообложения основного вида деятельности. Сделаны ссылки на разъяснения Фонда социального страхования Российской Федерации (т. 1 л.д. 3).
Фонд требования общества не признал, сослался на результаты проведенной проверки и выводы решения по ее результатам. Предприниматель неосновательно применяет пониженный тариф (т. 1 л.д. 21-22).
Решением суда от 03.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Установлено, что предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, что подтверждается уведомлением выданным налоговым органом, основным видом его деятельности является "Физкультурная - оздоровительная деятельность" (код ОКВЭД 93.04), включенный в группировку "предоставление персональных услуг", что по ст. 58 Закона N 212-фз имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
То обстоятельство, что по основному виду деятельности заявитель уплачивал не УСН, а ЕНВД не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость какой налог уплачивается по основному виду деятельности (т. 1 л.д. 129-136).
13.05.2015 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения, в связи с неправильным применением закона.
Камеральной проверкой установлено, что деятельность по коду ОКВЭД 93.04 является основной для предпринимателя, и ее доля должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов, а плательщик должен ежеквартально подтверждать это путем заполнения таблицы 4.3 в расчете по форме 4-ФСС, а также представлять декларацию по УСН с указанием суммы доходов по этому виду деятельности.
По имеющимся документам в 2013 году доля дохода от льготируемого вида деятельности отсутствовала. В расчетах предприниматель указал, что в 2014 году ее доходы облагались ЕНВД, что также исключает применение пониженного тарифа (т. 1 л.д. 145-147).
Предприниматель возражает против апелляционной жалобы и ссылается на обстоятельства установленные судебным актом.
Фонд извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание его представители не явились, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей фонда.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) - в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, установил следующие обстоятельства.
Мустафина Н.Л. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 03.06.2013, состоит на учете в территориальном отделении фонда, является плательщиком страховых взносов (т. 1, л.д. 5-9).
По пояснению представителя она оказывает банные услуги, что подпадает под категорию "Физкультурная - оздоровительная деятельность". Оказание этих услуг физическим лицам облагается ЕНВД, юридическим лицам подпадает под обложение УСН.
05.06.2013 ей получено уведомление о переходе на УСН (т. 1 л.д. 14), но доходов облагаемых УСН в отчетном периоде получено не было. В книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доходы и расходы не отражены (т. 1 л.д. 51-52).
Статус плательщика УСН подтвержден письмом налогового органа (т. 1 л.д. 49)
14.04.2014 в фонд представлен расчет по форме - 4 ФСС о начисленных и уплаченных страховых взносах, при исчислении которых применен пониженный тариф (т. 1 л.д. 41-47).
Фондом проведена камеральная проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов за 2013 год, составлен акт камеральной проверки N 13936 от 27.06.2014 (т. 1, л.д. 24-26).
Вынесено решение N 13936 от 30.07.2014 о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-фз и начислении штрафа - 3 850,85 руб., пени - 321,41 руб.
Указано о незаконном применении предпринимателем пониженного тарифа страховых взносов, им не соблюдаются критерии о применении УСН. т.к. доля дохода от реализации продукции или оказанных услуг за 2013 год равна 0, что менее 70% в общем объеме доходов. В проверенном периоде фактически велась деятельность, подпадающая под обложение ЕНВД, следовательно, условие о применении УСН не соблюдалось (т. 1 л.д. 10-13, 34-37).
По мнению подателя апелляционной жалобы - фонда, предприниматель необоснованно применял пониженные страховые тарифы, не соблюдал условия предусмотренные для применения льготы.
Суд пришел к выводу о незаконности решения фонда.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
По ч. 3 ст. 5 Закона N 212-фз если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель в 2013 году являлась плательщиком УСН и ЕНВД, основным видом его деятельности является "Физкультурная - оздоровительная деятельность" (код ОКВЭД 93.04), включенный в группировку "предоставление персональных услуг". При оказании услуг юридическим лицам доход от этой деятельности подлежал обложению УСН, услуги, оказанные физическим лицам, относились "к бытовым" и облагались ЕНВД.
По п. 8 ст. 14 Закона N 212-фз доход для исчисления страховых взносов учитывается следующим образом:
- для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;
- для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются предоставление персональных услуг (п. п. "ы").
По п. 1.4 соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Материалами дела установлено, что "Физкультурная - оздоровительная деятельность" (код ОКВЭД 93.04), облагаемая УСН в проверяемом периоде отсутствовала (составляла 0%), а вся деятельность подпадала под обложение ЕНВД.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприниматель имеет право на применении пониженного тарифа при условии применения им УСН и объему льготируемой деятельности более 70 процентов независимо от примененной системы налогообложения. Следует учесть, что один и тот же вид деятельности влечет начисление УСН и ЕНВД в зависимости от категории потребителей услуг (физические или юридические лица) и эти различия не должны влиять на права плательщика.
Вызывает сомнение законность и правильность начисления обязательных платежей, которые должны быть отдельно исчислены по каждому виду налогообложения.
База для исчисления страховым взносов по УСН определяется в порядке, установленном ст. 346.15 НК РФ, в виде дохода от реализации. Учитывая отсутствие доходов, обязанность уплаты страховых взносов от этого вида деятельности не возникает.
База для исчисления страховых взносов по ЕНВД рассчитывается в порядке ст. 349.29 НК РФ и определяется базовой доходностью в месяц от данного вида деятельности независимо от фактически полученного дохода. Согласно решения фонда, начисления страховых взносов произведены от неустановленной суммы 663 933,34 руб., расчет которой отсутствует, и проверить правильность начисления которой не представляется возможным. В деле отсутствуют налоговые декларации по ЕНВД, расчеты налога.
Суд считает размер обязанности по уплате страховых взносов, приведенный в решении, достоверно не установленным.»
Читайте также: