Да, обязана.
Проанализировав часть 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», можно сделать вывод, что предрейсовый медосмотр нужно проходить тем сотрудникам, которые работают в качестве водителя. При этом не важно, управляет водитель транспортным средством работодателя или же личным автомобилем.
Обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб).
Обоснование
Из ситуации
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.
Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб).* А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.
За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, а также за нарушение порядка проведения обязательных осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.*
Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 4, апрель 2014
Как организовать предрейсовые медосмотры
Что изменилось в медосмотрах водителей
В конце 2013 года были внесены изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон). В статье 23 Закона теперь более подробно говорится об обязательных медосмотрах водителей, предрейсовых и послерейсовых осмотрах.
Теперь в Законе перечислены случаи, когда обязательно проводятся медосмотры:*
- перед получением водительского удостоверения;
- перед заменой водительского удостоверения либо после того, как истечет срок лишения водительских прав или запрета на занятие определенными видами деятельности;
- периодически не реже одного раза в два года;
- перед выездом на линию (предрейсовые) и после возвращения из рейса (послерейсовые).
По периодичности различают:
- предварительные (перед поступлением на работу);
- очередные периодические (раз в два года или перед (после) каждым рейсом);
- внеочередные.
Внеочередной медосмотр может быть проведен, если у водителя во время обязательного периодического осмотра выявлены признаки заболевания. Но не любого, а которое является противопоказанием для управления автомобилем.
Важно, что в законе указано, за чей счет проводятся медосмотры.
Работодатель оплачивает:*
- обязательные предварительные осмотры;
- обязательные периодические осмотры;
- обязательные предрейсовые и послерейсовые осмотры.
Остальные виды осмотров оплачивает сам водитель.
В Законе уточнено, что предрейсовые медосмотры проводятся всем, кто работает в качестве водителя. Исключение составляют работники экстренных служб, которым приходится выезжать на выезды в течение смены неоднократно и оперативно.*
Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 2, февраль 2015
Ответы на вопросы, поступившие со 2 по 9 февраля
Кому нужно проводить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?
Нужно ли проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр работникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях?
Елена БОРИСОВА, руководитель службы охраны труда (Москва)
На практике по этому вопросу часто возникают споры. Одни считают, что проводить такие осмотры необходимо, чтобы снять ответственность с работодателя за возможные ДТП и их последствия, а другие – нет.
Проанализировав часть 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», можно сделать вывод, что предрейсовый медосмотр нужно проходить только тем сотрудникам, которые работают в качестве водителя.* Послерейсовый обязателен для тех, кто выполняет перевозки пассажиров и опасных грузов.
При этом не важно, управляет водитель транспортным средством работодателя или же личным автомобилем.