Такое возможно, но организация обязательно должна встать на учет по месту нахождения склада как обособленного подразделения.
Дело в том, что организация может быть зарегистрирована в одном месте и при этом фактически работать в другом. Но в таком случае по фактическому месту ведения деятельности потребуется встать на учет по местонахождению обособленного подразделения организации.
В подобной ситуации есть только два законных варианта действий:
1) сменить юридический адрес;
2) создать обособленное подразделение по месту фактического ведения деятельности.
Оба варианта одинаково правомерны, но вариант с обособленным подразделением проще, чем смена юр.адреса.
О последствиях подробно читайте в материалах в обосновании.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать
Как поставить на учет обособленные подразделения
По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет* (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России.
При этом для филиалов (представительств) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации, – другие.
Подразделения, которых нет в уставе
Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения.* Это следует из пункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).
Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).
Какие документы подать в инспекцию
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488.* Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.
Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
Внимание: Если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.
За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.*
Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется. По мнению судей, оштрафовать организацию за то, что она не сообщила о создании обособленного подразделения, инспекция может либо по пункту 1 статьи 129.1, либо по статье 126 Налогового кодекса РФ (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035, постановления ФАС Уральского округа от 28 декабря 2015 г. № Ф09-10484/15 и Московского округа от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только за то, что она не представила в налоговую инспекцию, где уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Размер штрафа для организации составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а для ее руководителя – от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.
Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.
Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Как быстро обособленное подразделение поставят на учет
Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимые документы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положений пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.
Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.
Из статьи журнала «Главбух», № 17, сентябрь 2014
Что предпринять, если у инспектора появились претензии к юридическому адресу вашей компании
Что сделают налоговики, когда обнаружат несовпадение адресов
Обнаружив, что по адресу государственной регистрации компания свою деятельность не ведет, инспекторы должны ликвидировать компанию. Но это конечная цель, чтобы до нее добраться, инспекторам нужно провести еще ряд мероприятий (см. также схему ниже). И тут мы должны сказать, что на практике у налоговиков почти никогда не получается ликвидировать организации по причине несовпадения юридического и фактического адресов. Это признает в своих документах и ФНС.* Причина в некачественной подготовке доказательств, поэтому руководство намерено лично проверять подготовку к суду.
Ликвидировать по суду можно только действующую компанию. То есть ту, которая за последние 12 месяцев отчитывалась в ИФНС и проводила через расчетный счет операции. Иначе налоговики могут самостоятельно исключить компанию из ЕГРЮЛ в административном порядке как недействующую.
Итак, что инспекторы обязаны сделать перед судом. Во-первых, собрать доказательства, что связь с компанией по юридическому адресу невозможна, то есть отправленные письма возвращаются. С этим налоговики вполне справляются. А вот дальше у них начинаются сложности. Они обязаны направить уведомление в адрес компании, что ее ликвидируют, если она не изменит свой адрес на достоверный. Причем опять же по юридическому адресу. Понятно, что письмо снова вернется, поэтому для подстраховки ФНС рекомендует инспекторам одновременно отправлять уведомления домой учредителям и директору.
Кроме того, инспекторы будут искать доказательства того, что компания действующая. А увидеть это они смогут по банковским выпискам и отчетности.
И вот если с компанией так и не удастся связаться или заставить внести изменения в ЕГРЮЛ, то инспекторы будут подавать иски о ликвидации организации. Пленум ВАС РФ подтвердил право инспекторов подавать в суд заявления о ликвидации компаний с недостоверным адресом (постановление от 30 июля 2013 г. № 61). Но отсутствие компании по юридическому адресу — это устранимое нарушение и не безусловное основание для ликвидации(постановление ФАС Центрального округа от 27 марта 2014 г. № А64-2674/2013). Между тем помешать компании спокойно работать могут и другие последствия. О них расскажем в следующем разделе статьи.*
Чем еще грозит недостоверный адрес
Ликвидация через суд — дело сложное, поэтому налоговики будут пытаться другими способами вынуждать компанию унифицировать фактический адрес с юридическим. А это повлечет за собой неприятные последствия. Во-первых, закрытие расчетного счета. У инспекции есть данные всех банковских счетов компании. И в течение 10 календарных дней после того, как они обнаружат отсутствие офиса компании по юридическому адресу, сообщат об этом в банк. А он в свою очередь может расторгнуть договор, если клиент не сообщает свой настоящий адрес. Такое право подтверждает и Президиум ВАС РФ (постановление от 27 апреля 2010 г. № 1307/10).
Осторожно!
Банк вправе через суд закрыть счет компании, если она не сообщает достоверный адрес.
Во-вторых, неисполнение требований инспекции, так как их все равно налоговая будет отправлять на юридический адрес, даже если будет знать, что компании фактически там нет. В результате, например, за непредставление каждого документа будет штраф — 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Сумма может оказаться существенной, если объем затребованных по почте документов был велик.
В-третьих, отказ в вычете НДС. В счете-фактуре должен быть отражен адрес покупателя из учредительных документов (подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Из-за наличия двух адресов поставщик может по ошибке привести в счете-фактуре фактический, а не юридический адрес покупателя. Тогда есть риск, что инспекция на проверке откажет ему в вычете НДС.
В-четвертых, всеобщая огласка. Сразу после выявления факта недостоверности юридического адреса инспекция вносит эти сведения в специальную открытую базу на своем сайте nalog.ru. Путь к данному сервису: Электронные сервисы > Проверь себя и контрагента > Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу(месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Попав в такую базу, у компании возникает риск, что потенциальный контрагент посчитает ее недобросовестной и откажется от сотрудничества.*
Какие возможны штрафы
По закону у организации есть три рабочих дня на то, чтобы уведомить налоговиков о переезде в другой офис (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому, обнаружив нестыковку в адресах, налоговики оштрафуют директора на 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Основание — непредставление сведений о юридическом лице в регистрирующую инспекцию.
Кроме того, если компания ведет деятельность по адресу, отличному от юридического, налоговики могут оштрафовать ее на 200 руб. за несвоевременную сдачу в ИФНС сообщения о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1 (п. 1 ст. 126 НК РФ, письмо ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404). Ведь факт пребывания по другому адресу они расценивают как работу в дополнительном офисе. А обособленное подразделение надо ставить на учет в инспекции в течение месяца с даты его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ). Одновременно руководителю компании могут назначить штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).*
Важная деталь
О создании обособленного подразделения компания должна сообщить в инспекцию в течение одного месяца со дня его создания.
Не исключено, что вместо штрафа в сумме 200 руб. контролеры попытаются наказать компанию на 10 000 руб. (ч. 1 ст. 116 НК РФ). Но обжаловать этот штраф можно в УФНС, поскольку он связан с непредставлением в инспекцию заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Но сейчас вместо заявления налоговикам достаточно выслать сообщение об открытии подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Поэтому можно сделать вывод, что такой штраф в отношении допофиса неправомерен. Однако за ведение деятельности через незарегистрированное подразделение инспекторы могут оштрафовать компанию на 10 процентов от полученных доходов (но не менее 40 000 руб.).*