В общем случае цену сделки определяют стороны договора самостоятельно.
Если покупатель и продавец не являются взаимозависимыми лицами, то в целях налогообложения договорная цена признается рыночной. Т.е. стороны могут определить стоимость имущества самостоятельно или воспользоваться услугами независимого оценщика.
Только при совершении контролируемых сделок договорные цены (для целей налогообложения) должны соответствовать рыночному уровню.
Особенности сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения установлены в Законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.
При реализации земельного участка у организации возникают налогооблагаемые доходы, которые в общем порядке могут быть уменьшены на величину понесенных расходов в виде стоимости земельного участка, а также расходы, связанные с реализацией.
НДС при реализации земельных участков платить не нужно (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
В том случае, если сделка не будет признана контролируемой, у покупателя в связи с приобретением земельного участка возникает только обязанность по уплате земельного налога. Подробнее об этом в рекомендации ниже.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении выбытие сельскохозяйственных земель
Организация вправе самостоятельно распоряжаться своей собственностью, в том числе земельными участками сельскохозяйственного назначения. Их она, в частности, может:
- продать (обменять);
- отдать безвозмездно;
- вложить в уставный капитал других организаций.
Это следует из частей 1, 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ.
В некоторых случаях организация обязана передать земли в государственную или муниципальную собственность (ст. 49–51 Земельного кодекса РФ). Например, при изъятии имущества для государственных (муниципальных) нужд (ст. 279 Гражданского кодекса РФ, ст. 50 Земельного кодекса РФ).
Особенности сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения установлены в Законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.
Документальное оформление
Независимо от способа выбытия факт выбытия земельного участка подтвердите первичным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Для этого заполните акт (например, по форме № ОС-1) и внесите в инвентарную карточку (например, по форме № ОС-6 (№ ОС-6а)) или в инвентарную книгу (например, по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий)).
Если земельный участок передается сельскохозяйственной организации, в состав подтверждающих первичных документов включите акт (например, по форме № 401-АПК (№ 402-АПК)), составленный принимающей стороной.
Такой порядок следует из пункта 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, и пояснений к формам № 401-АПК и № 402-АПК, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750.
При этом перечисленные первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Кроме того, их должен утвердить руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Бухучет
В бухгалтерском учете реализацию (прочее выбытие) земельных участков отразите как выбытие основных средств (п. 29 ПБУ 6/01).
Подробнее об этом см.:
- Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств;
- Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу основных средств;
- Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал.
При этом учитывайте, что в случаях выбытия земельных участков открывать к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основного средства» не нужно. Это объясняется так. Данный субсчет применяется для формирования остаточной стоимости выбываемого имущества (Инструкция к плану счетов). Земельные участки не амортизируются (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01). Поэтому у них нет остаточной стоимости.
Операции по реализации (в т. ч. безвозмездной передаче) земельных участков не облагаются НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Если участок изымается у организации для государственных или муниципальных нужд, то в качестве доходов от выбытия основного средства учитывайте сумму возмещения, которая полагается землепользователям (т. е. его рыночную цену и убытки, причиненные изъятием имущества) (п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, ст. 281 Гражданского кодекса РФ).
Раздел (размежевание) участка
Ситуация: как отразить в бухгалтерском учете раздел (размежевание) сельскохозяйственного земельного участка на несколько новых участков
Однозначного ответа на данный вопрос законодательство не содержит.
С одной стороны, при разделе (размежевании) земельного участка образуются несколько новых земельных участков меньшего размера, а разделенный участок прекращает свое существование. Организация, владевшая им, становится собственником вновь образованных участков. Это следует из пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в бухучете организация должна отразить:
Это следует из пунктов 4–6 и 29 ПБУ 6/01.
Новые объекты недвижимости примите к бухучету по рыночной стоимости (п. 10.3 ПБУ 9/99). Это объясняется тем, что при разделе земельного участка новые объекты собственник получает безвозмездно. Кроме того, законодательство не содержит положений об определении стоимости разделенных участков пропорционально площади каждого из них в первоначальной стоимости исходного участка.
С другой стороны, фактически земельный участок, как часть земной поверхности, при его разделе не выбывает из собственности организации (ст. 11.1, 11.4 Земельного кодекса РФ). То есть происходит «разделение» единого инвентарного объекта на несколько составных частей, которое в бухучете можно отразить как образование новых участков. Их стоимость формируйте с учетом расходов, связанных с размежеванием первоначального земельного участка, а также с учетом его балансовой стоимости. Такой подход объясняется тем, что для создания новых объектов (земельных участков) используется старый объект (земельный участок до его разделения).
В сложившейся ситуации организация должна самостоятельно принять решение о том, какой точке зрения следовать.
Порядок расчета налогов при выбытии земельных участков зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
ОСНО: налог на прибыль
При продаже земельного участка в налоговом учете отразите:
- доход от реализации (мены);
- расходы в виде стоимости земельного участка;
- расходы, связанные с реализацией.
Доходы и расходы при расчете налога на прибыль признавайте в зависимости от метода определения доходов и расходов, который применяет организация (п. 2 ст. 249, ст. 271–273 НК РФ).
Доход от продажи (мены) земельного участка включите в выручку от реализации (п. 1 ст. 249 и п. 3 ст. 38 НК РФ). О том, как определить ее сумму, см. Как оценить в налоговом учете выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Если организация применяет метод начисления, доходы от реализации земельного участка включайте в выручку с учетом особенностей, предусмотренных для имущества, права на которое подлежат госрегистрации.
Если организация применяет кассовый метод, учтите выручку по мере получения оплаты за реализованное имущество. Предварительную оплату (аванс) также учтите в составе доходов (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Выручку от реализации земельного участка уменьшите на затраты, связанные с его получением (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/111. При условии, что они ранее не были учтены в расходах начиная с момента его приобретения на основании статьи 264.1 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 252 НК РФ). Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление сельскохозяйственных земель.
При продаже земельного участка, который ранее был получен организацией в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, уменьшите выручку от реализации на стоимость этого земельного участка, сформированную в налоговом учете (подп. 2 п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 277 НК РФ, письмо Минфина России от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/738).
Помимо стоимости земельного участка, в расходы включите суммы, непосредственно связанные с его продажей (п. 1 ст. 268 НК РФ). Например, расходы по оценке участка, информационные услуги, по межеванию, оформлению документов.
Если организация применяет метод начисления, расходы признавайте в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если организация применяет кассовый метод, расходы уменьшат выручку от реализации при условии их оплаты (п. 3 ст. 273, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
При реализации безвозмездно полученного земельного участка включить в расходы его рыночную стоимость нельзя, поскольку организация не несла затрат в виде стоимости его приобретения (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/1/488).
Если расходы, связанные с реализацией, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признается убытком. Порядок признания этого убытка в налоговом учете зависит от категории земельного участка, при реализации которого убыток образовался. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль убытки прошлых лет.
При безвозмездной передаче основного средства в налоговом учете доходов не возникает (ст. 249, 250 НК РФ). Стоимость земельного участка и другие расходы, связанные с его безвозмездной передачей, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
При передаче земельного участка в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК РФ).
О том, как отразить разницу в случае если стоимость передаваемого земельного участка отличается от его оценки, согласованной учредителями, см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал.
ОСНО: НДС
Реализация (в т. ч. безвозмездная передача) имущества облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ). Однако операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как оценить в налоговом учете выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
Состав выручки от реализации
В налоговом учете выручка от реализации равна сумме всех поступлений (в денежной и натуральной форме) за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права) (п. 2 ст. 249 НК РФ). В выручку не включаются НДС и акцизы, предъявленные покупателю (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Если реализация осуществляется на условиях товарного кредита, то в сумму выручки включите также проценты, начисленные за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары (работы, услуги) (абз. 6 ст. 316 НК РФ).
Расчет выручки
Чтобы рассчитать выручку от реализации, определите стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), передаваемых покупателю. Под этой стоимостью понимается цена, которая согласована сторонами сделки (договорная цена) (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
При совершении контролируемых сделок договорные цены (для целей налогообложения) должны соответствовать рыночному уровню (п. 2 и 3 ст. 105.3 НК РФ). Если это условие не выполняется, по итогам специальной проверки представители налоговой службы вправе пересчитать налог на прибыль и начислить пени (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).
Главбух советует: Организациям – участникам контролируемых сделок целесообразно не ждать проведения специальных проверок, а самостоятельно сопоставлять применяемые договорные цены с рыночным уровнем. Если рыночная цена отличается от цены реализации, при расчете налога на прибыль нужно рассчитать выручку исходя из рыночных цен.
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
Если долю непосредственного участия в уставном капитале (долю голосующих акций) определить нельзя, долю прямого участия рассчитайте пропорционально общему количеству участников.
Если акции (доли) входят в состав активов российского инвестиционного или негосударственного пенсионного фонда, долю прямого участия определите пропорционально доле участия в фонде (доле имущества, вносимого во вклад). Если таким способом определить долю невозможно, то рассчитайте ее пропорционально количеству лиц в фонде.
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:
Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» | х | Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» | х | Доля прямого участия организации «В» в организации «Г» |
В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.
При определении доли участия лица в организации учитывайте участие в ней:
- через иностранные структуры без образования юридических лиц;
- через иностранные организации, для которых не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).
Этот порядок применяется, если лицо признается контролирующим лицом этих структур. Долю участия определите в общем порядке. При этом учитывайте следующую особенность. Если структуру контролируют несколько лиц, то долю участия определяйте пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. Если размер вклада определить нельзя, долю рассчитайте пропорционально количеству контролирующих лиц.
Это следует из положений пункта 6 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Кто должен платить земельный налог
Налогоплательщики
Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.
Участки, не облагаемые земельным налогом
Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:
1) изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
- входящие в состав земель лесного фонда;
- занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).
3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.
Льготы по земельному налогу
Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:
- общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
- организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.
От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:
- не облагаемой земельным налогом суммы;
- уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.
Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение
Да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.
Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).
После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:
- в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
- за плату в совместную собственность членов такого объединения.
Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):
- в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
- в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).
Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.
Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю
Нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.
Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.
Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г. № А56-58100/2009).
Внимание: Длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.
Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
- для организации – от 30 000 до 40 000 руб.
Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из таблицы
Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки | Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой1 | Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой | |
Условия сделки | Годовая сумма доходов по сделке2 | ||
Стороной сделки является иностранное лицо | |||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ)3 | Любые | Любая | Отсутствуют |
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Любые |
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами | |||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
|
|||
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
1 Контролируемыми не являются сделки, которые не приводят к увеличению или уменьшению налоговой базы по НДС, налогу на прибыль, НДПИ и НДФЛ (у предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой). Положения раздела V.1 Налогового кодекса РФ на такие сделки не распространяются (п. 13 ст. 105.3 НК РФ).
2 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:
- в качестве года принимается один календарный год;
- в совокупном годовом доходе учитываются доходы от сделки, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Доходы, полученные вне сделки, например курсовые разницы, дивиденды, в расчет не включайте. Также не учитывайте доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ;
- учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.
Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и писем Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349, от 9 июля 2013 г. № 03-01-18/26448, от 17 июля 2013 г. № 03-01-18/28094.
Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).
3 Сделки с взаимозависимыми лицами из стран, входящих в ЕАЭС, признаются контролируемыми на общих основаниях, независимо от объема доходов (письмо Минфина России от 4 сентября 2015 г. № 03-01-11/51070).
4Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.
Из таблицы
Условия признания лиц взаимозависимыми
Взаимозависимые лица | Условия признания взаимозависимыми | Основание |
По доле участия** | ||
Организации А и В | Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% | подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует*** в организациях: – А (с долей более 25%) и – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует в организации – А (с долей более 25%) и близкие родственники**** физического лица F прямо и (или) косвенно участвуют в организации – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях: – А (с долей более 25%) и – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) | А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)*** | подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | F прямо и (или) косвенно участвует*** в А (с долей более 25%) | подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием) | ||
Организация А и организация В |
В имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) |
Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и): – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Организация D назначила: – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) | подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и организация В | В выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Другие критерии | ||
Физическое лицо F и физическое лицо G | F подчиняется G по должностному положению | подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) | Безусловно | подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми | п. 6 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда | п. 7 ст. 105.1 НК РФ |
* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.
** Долю участия в организации определяйте с учетом следующих особенностей.
1. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации-покупателя не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, которые приобретены:
– по договорам РЕПО или
– в результате операции, признаваемой операцией РЕПО по законодательству иностранного государства.
У организации – продавца ценных бумаг при определении доли прямого и (или) косвенного участия учитываются проданные ценные бумаги, если организация является продавцом ценных бумаг по первой части РЕПО. Исключение – когда ценные бумаги, проданные продавцом по первой части РЕПО, были получены им по другой операции РЕПО или операции займа ценными бумагами. Эти правила не применяются, если вторая часть РЕПО не исполнена (исполнена не в полном объеме).
2. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации – получателя займа не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными по договору займа. При этом договор займа может быть заключен по законодательству России или по законодательству иностранного государства.
У организации-кредитора в целях определения доли прямого и (или) косвенного участия учитываются ценные бумаги, переданные по договору займа. Исключение – когда переданные ценные бумаги были получены кредитором по другой операции займа ценными бумагами или операции РЕПО. Эти правила не применяются, если обязательства по возврату заемных ценных бумаг не исполнены (исполнены не в полном объеме).
3. При определении доли участия в организации учитывается участие контролирующих лиц через иностранную структуру без образования юридического лица, а также через иностранную организацию, для которой не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).
Это предусмотрено пунктами 4–6 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
*** Доля участия физического лица определяется как совокупная доля участия в данной организации самого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).
**** К близким родственникам относятся супруги, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны (попечители) и подопечные (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, письмо ФНС России от 25 сентября 2013 г. № 13-3-08/0022).