В графах 3–6 таблицы 10 указывается общее количество рабочих мест, которые подлежат специальной оценки. Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, в графе 3 Таблицы 10 указывается общее количество рабочих мест. Указывать нужно количество именно рабочих мест, а не количество сотрудников. Информация о рабочих местах берется из штатного расписания.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев
Сведения о специальной оценке условий труда
Для установления скидки (надбавки) к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний организация обязана информировать ФСС России о результатах специальной оценки условий труда и проведении обязательных медосмотров сотрудников (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Необходимые сведения отражаются в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС,* утвержденной приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.
Таблица 10 является обязательной в форме-4 ФСС. Ее должны заполнять все страхователи. Если страхователь еще не проводил специальную оценку условий труда, указывайте в таблице данные о действующих результатах аттестации рабочих мест, проведенной в предыдущие годы. Об этом сказано в пункте 34.1 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.
В графах 3–6 таблицы 10 укажите общее количество рабочих мест, которые подлежат специальной оценке, и количество рабочих мест, уже проверенных (в т. ч. отнесенных к вредным и опасным условиям труда). Графы заполняйте на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В графах 7–8 по строке 2 укажите количество сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях труда и должны проходить обязательные и предварительные медосмотры. Графы заполняйте на основании заключительных актов медицинских комиссий. Количество сотрудников определяйте по состоянию на начало календарного года.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Об этом сказано в пунктах 34–34.4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.
Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, таблицу 10 все равно нужно заполнить. В таком случае в графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.*
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России
2. Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников* (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться правовыми актами о соответствующих службах, в том числе региональными (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
<...>
Аналогичные рабочие места
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.*
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.*
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всехрабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
14.04.2014 г.
С уважением,
Ирина Киселева, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».