В соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгметаллов для производства драгоценных металлов и аффинажа.
Определяя, нужно ли платить НДС при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза, руководствуйтесь только тем перечнем, который приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Положения статьи 149 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяйте.
Например, лом драгоценным металлов поименован в статье 149, но не указаны в статье 150 Налогового кодекса РФ. Поэтому при ввозе таких товаров в Россию НДС нужно заплатить. А при продаже – нет. Значит вычет импортного НДС, уплаченного при ввозе драгоценных металлов, организации не положен. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 18 сентября 2014 г. № ГД-18-3/1260.
Это одна из самых важных особенностей налогообложения по данному вопросу.
В рамках Таможенного союза, в состав которого входит республика Кыргызстан, существует единое таможенное пространство. Поэтому при ввозе таких активов на территорию России таможенные пошлины не исчисляются и не уплачиваются. Вместе с тем, организация обязана подать статистические форму учета в Таможенный орган.
В соответствии с п. 6 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее - Правила), статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.
Согласно п. 1 Правил они определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Республика Кыргызстан входит в состав Евразийского экономического союза.
Согласно п. 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
По общему правилу активы принимаются к бухгалтерскому учету по сумме фактических затрат на их приобретение (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Способы ведения бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением и продажей лома драгоценных металлов, нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлены. Соответственно, организация может самостоятельно установить такой способ, руководствуясь при этом общими правилами бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Вместе с тем, организация обязана соблюдать в бухучете нормы Постановления Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» и нормы Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
Лом драгоценных металлов учитывается организациями по наименованию драгоценных металлов, виду отходов, массе отходов в лигатуре и массе химически чистых драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении (, п. 8 Правил учета и хранения драгоценных металлов, абз. 2 п. 6.5 Инструкции).
Подробнее об импорте товаров из стран ЕАС см.:
Как начислить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
Как получить вычет по НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обоснование
Из ПИСЬМА ФНС РОССИИ от 18.09.2014 № ГД-18-3/1260 «О применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов»
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов и сообщает следующее.Порядок применения НДС во взаимной торговле Российской Федерации и государств - членов Таможенного союза регламентируется положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). Статьей 3 Соглашения установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). При этом в указанный перечень лом и отходы черных металлов не включены. Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено данным Протоколом, осуществляется налоговым органом государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
С учетом изложенного, ввоз на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза лома и отходов черных металлов подлежит налогообложению НДС в порядке, установленном нормами Соглашения и Протокола, по налоговой ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.
Кроме того, рассматриваемый вопрос неоднократно был предметом обсуждения на заседаниях экспертов Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Консультативный комитет). Так, в пункте 4.2 Протокола заседания V Консультативного комитета, состоявшегося 25-27 ноября 2013 года в г.Минске, при рассмотрении вопроса о налогообложении при ввозе отдельных видов товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза и ЕЭП на территорию другого государства - члена Таможенного союза и ЕЭП (в частности, лома черных и цветных металлов) отражена следующая позиция Минфина России по данному вопросу: "Позиция российской Стороны (письмо Минфина России от 16.10.2013 № 03-07-13/43111) заключается в том, что НДС, взимаемый при импорте товаров в рамках Соглашения, платежом, эквивалентным таможенным пошлинам, не является, поэтому взимание этого налога при ввозе в Российскую Федерацию лома и отходов черных и цветных металлов, реализация которых освобождена от налогообложения НДС, не противоречит нормам международных договоров".