в настоящее время отсутствуют разъяснения по вопросу применения положений статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 по отношению к самоходной технике и шасси, применяемых в изделиях, изготавливаемых для нужд Министерства обороны РФ.
Однако в Постановлении № 1291 применяется наименование «самоходные машины» наравне с наименование «транспортное средство», а также на указанную ситуацию не распространяется действие п. 6 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ, исключающего уплату утилизационного сбора, что позволяет сделать вывод, что в отношении указанной техники утилизационный сбор также уплачивается (несмотря на то, что она изготавливается для нужд Минобороны РФ, и не предназначена для эксплуатации на дорогах общего пользования). Кроме того, утилизационный сбор предназначен для защиты экологии, которой колесное транспортное средство вредит вне зависимости от возможности его перемещения по дорогам общего пользования.
За получением подробных разъяснений по указанному вопросу организации следует обратится к контролирующему органу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. ЗАКОН ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
«Статья 24.1. Утилизационный сбор
1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее в настоящей статье - транспортные средства (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:*
осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.*
4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси):
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.*
7. Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами (шасси), в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.
9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств (шасси), в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами (шасси) своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций».
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
4. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная налоговая служба.
5. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"*.
6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами.
Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.
7. На бланке паспорта транспортного средства, или паспорта шасси транспортного средства, или паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - паспорт), оформляемых на выпускаемые в обращение транспортное средство или шасси, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на транспортное средство или шасси, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
На бланке паспорта транспортного средства или паспорта шасси транспортного средства, оформляемых на выпускаемые в обращение транспортное средство или шасси, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
8. Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется:
а) на бланке паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства)* или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) либо его дубликате в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой;
б) на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники и паспорте самоходной машины и других видов техники или его дубликате в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой*.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2013 года N 1291
Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе колесных транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств либо шасси, на базе которых была осуществлена достройка.*
Виды и категории транспортных средств |
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора |
||
Новые транспортные средства |
Транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет |
||
Категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств". |
|||
I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории М, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории |
|||
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей. |
|||
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
0,86 |
5,3 |
|
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: |
|||
не более 1000 куб. сантиметров |
0,86 |
5,3 |
|
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
1,34 |
8,26 |
|
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
2,56 |
16,12 |
|
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
3,47 |
28,5 |
|
свыше 3500 куб. сантиметров |
5,5 |
35,01 |
|
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя |
0,1 |
0,15 |
|
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N N, N, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий |
|||
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей. |
|||
4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны |
0,5 |
0,88 |
|
5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
0,8 |
1,25 |
|
6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
1 |
1,6 |
|
7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
1,1 |
4,56 |
|
8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн |
1,34 |
6,91 |
|
9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
1,47 |
10,06 |
|
Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25. |
|||
10. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
1,47 |
10,06 |
|
11. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
1,47 |
10,06 |
|
12. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
2,9 |
11,8 |
|
Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25. |
|||
13. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
2,9 |
11,8 |
|
14. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
2,9 |
11,8 |
|
III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий М, М, N, N, N, в том числе повышенной проходимости категории G |
|||
15. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей |
1 |
10 |
|
16. Автобетоносмесители |
3 |
13 |
|
IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий М, М, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий |
|||
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей. |
|||
17. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров |
0,6 |
1 |
|
18. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
0,6 |
1 |
|
19. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров |
1,2 |
3 |
|
20. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров |
1,6 |
4,4 |
|
21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров |
2 |
5,2 |
|
V. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья |
|||
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей. |
|||
22. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн |
13,6 |
30,98 |
|
23. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн |
25 |
32 |
|
24. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 350 тонн |
37 |
40 |
|
VI. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N, N, N, М, М |
|||
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей. |
|||
25. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой не более 3,5 тонны |
0,8 |
1,25 |
|
26. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
1 |
1,6 |
|
27. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
1,1 |
4,56 |
|
28. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн |
1,34 |
6,91 |
|
29. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
1,47 |
10,06 |
|
30. Шасси колесных транспортных средств категории N полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
2,9 |
11,8 |
|
31. Шасси колесных транспортных средств категории М полной массой не более 5 тонн |
1,6 |
4,4 |
|
32. Шасси колесных транспортных средств категории М полной массой свыше 5 тонн |
2 |
5,2» |
|
4. Статья: Платить утилизационный сбор и отчитываться за него теперь надо в ИФНС
Документ: Письмо ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@.
Что изменилось в работе: С 2014 года утилизационные сборы частично контролирует налоговая служба. В связи с этим в ФНС разработали новую форму расчета сбора.
Налоговики разработали рекомендованную форму расчета по утилизационному сбору. Сдавать расчет необходимо в свою инспекцию тем компаниям и гражданам, у которых возникает обязанность платить этот сбор.
Срок сдачи отчета — в течение трех рабочих дней со дня уплаты.
Кому надо платить утилизационный сбор? Прежде всего, автопроизводителям и импортерам. Но такая же обязанность возникает у тех, кто купил подержанную машину, по которой ранее утилизационный сбор не уплачен. Во-первых, если машину купили у того, кто был освобожден от сбора. Например, у дипломатического представительства (ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Во-вторых, когда продавец не заплатил сбор раньше, хотя должен был. Значит, пока новый хозяин машины не погасит долг, ее не поставят на учет в ГИБДД, то есть не выдадут номера. Напомним, что платить такой сбор надо по всем автомобилям, ввезенным и произведенным с 1 сентября 2012 года.*
Величину сбора считают так: умножают базовую ставку, которая зависит от вида машины, на специальный коэффициент (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291).
Журнал «Главбух» № 3, Февраль 2014
03.04.2014г.
С уважением,
эксперт « Системы Главбух» Алла Пыжова
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт « Системы Главбух» Варвара Абрамова