Со стоимости временно не используемых в связи с переводом на консервацию основных средств нужно платить налог на имущество. Исключение установлено только для организаций, в отношении которых региональным законодательством предусмотрена льгота. Размер налога на имущество зависит от того, на какой срок актив передан на консервацию (см. ситуацию №1).
Особенностей принятия к вычету входного НДС по материалам (работам, услугам), приобретенным для проведения ремонта и модернизации основного средства, законодательством не предусмотрено (ст. 172 НК РФ). Поэтому при ремонте и модернизации основных средств входной НДС принимается к вычету в обычном порядке. То есть после принятия на учет материалов (работ, услуг), приобретенных для использования в облагаемых НДС операциях, и при наличии счета-фактуры. При этом право на принятие к в вычету НДС не зависит от наличия в налоговом периоде налогооблагаемых операций. Поэтому даже если в отчетном квартале налоговая база по НДС у организации равна нулю, при выполнении необходимых условий организация вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками (исполнителями). Также, организация вправе воспользоваться вычетом в следующих налоговых периодах, когда налоговая база по НДС будет сформирована.
Все расходы организации, которые включаются в расчет налоговой базы, должны быть экономически обоснованны (пункт 1 статьи 252 НК РФ). При этом одним из критериев экономической обоснованности расходов является направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде.
Таким образом, если организация не использует в данном отчетном (налоговом) периоде имущество в связи с консервацией в деятельности, направленной на получение дохода, но предполагает задействовать его в деятельности в следующих периодах, то расходы по содержание и ремонту законсервированного имущества можно учесть при расчете налога на прибыль. Проведение ремонтных работ и работ по содержанию законсервированного имущества связано с поддержанием в надлежащем состоянии временно неиспользуемых производственных фондов, которые в дальнейшем могут принести организации выгоду.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, переведенных на консервацию
Да, нужно.*
Налогом на имущество облагается стоимость объектов, которые числятся в бухучете как основные средства (п. 1 ст. 374 НК РФ). Имущество принимается к учету в качестве основных средств, если выполняется ряд условий, предусмотренных в пункте 4 ПБУ 6/01. Из положений пункта 4 ПБУ 6/01 следует, что имущество, которое временно не используется (находится на консервации), является основным средством. Его по-прежнему нужно отражать на счете 01 «Основные средства» (03 «Доходные вложения в материальные ценности»). Подтверждает это и пункт 20Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Таким образом, со стоимости временно не используемых основных средств нужно платить налог на имущество. Исключение – если для организаций, основные средства которых находятся на консервации, региональным законодательством предусмотрена льгота.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101.
Размер налога на имущество зависит от того, на какой срок актив передан на консервацию.
Если срок консервации объекта до трех месяцев, продолжайте начислять по нему амортизацию (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ). Остаточная стоимость основного средства в этом случае будет ежеквартально уменьшаться, а вместе с этим – и размер платежей по налогу на имущество.
Если срок консервации актива более трех месяцев, амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете начислять не нужно (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ). После расконсервации объекта амортизацию следует начислять по тем же правилам, что и до нее. На период консервации срок полезного использования основного средства продлевается. Поэтому налог на имущество придется платить в течение более длительного времени.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Ситуация: Можно ли принять к вычету входной НДС, если в налоговом периоде у организации не было операций, облагаемых НДС
Да, можно.
По общему правилу основанием для применения налогового вычета по НДС является выполнение следующих условий:
- приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) принято к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);
- у покупателя (заказчика) есть правильно оформленный счет-фактура на приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) (п. 1 ст. 171 НК РФ).
Покупатель (заказчик) лишается права на применение налогового вычета, если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий. В то же время других оснований для отказа в вычете НДС (в т. ч. отсутствие в налоговом периоде налогооблагаемых операций) налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому даже если в отчетном квартале налоговая база по НДС у организации равна нулю, при выполнении названных условий она вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ею поставщиками (исполнителями). При этом возместить или вернуть на расчетный счет (зачесть в счет уплаты других налогов) предъявленный к вычету НДС можно только после камеральной проверки (ст. 176 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 и ФНС России от 7 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20687. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».
Правомерность такого подхода подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. № 14996/05, определения ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № ВАС-15888/09, от 22 сентября 2009 г. № ВАС-11732/09, от 13 августа 2009 г. № ВАС-10133/09,от 23 июля 2009 г. № ВАС-9173/09, от 26 ноября 2008 г. № 15146/08, от 26 ноября 2008 г. № 15147/08, от 22 октября 2008 г. № 13589/08, Московского округа от 26 января 2011 г. № КА-А40/17935-10, от 10 августа 2010 г. № КА-А40/8605-10, Западно-Сибирского округа от 31 мая 2010 г. № А70-10587/2009, от 25 мая 2010 г. № А45-21328/2009).
Ранее Минфин России придерживался другой позиции. В письмах от 8 декабря 2010 г. № 03-07-11/479, от 22 июня 2010 г. № 03-07-11/260, от 30 марта 2010 г. № 03-07-11/79, от 1 октября 2009 г. № 03-07-11/245говорилось, что организация вправе принимать к вычету входной НДС, только если в течение квартала она проводила операции, с которых налог был начислен к уплате в бюджет (п. 1 ст. 171 НК РФ). Если таких операций не было и, как следствие, налоговая база по НДС не формировалась, то основания для вычета входного налога отсутствуют. Воспользоваться вычетом организация может только в том налоговом периоде, когда у нее будет начислен НДС.
Следует отметить, что в письме от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 Минфин России не отказывается от своей прежней позиции, а предоставляет организациям право выбора. То есть если в течение квартала у организации не было операций, облагаемых НДС, то предъявленные суммы входного налога она может принять к вычету либо в этом же квартале, либо в следующих налоговых периодах, когда налоговая база по НДС будет сформирована. При этом применение второго варианта не может служить поводом для отказа в вычете.*
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Рекомендация: Как учесть при налогообложении расходы на ремонт основных средств. Организация применяет общую систему налогообложения
«Входной» НДС
Особенностей учета входного НДС по материалам (работам, услугам), приобретенным для проведения ремонта основного средства, законодательством не предусмотрено (ст. 172 НК РФ). Поэтому при ремонте основных средств входной НДС примите к вычету в обычном порядке. То есть после принятия на учет указанных материалов (работ, услуг) (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ) и при наличии счета-фактуры (абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключение из этого правила составляют случаи, когда:
- организация пользуется освобождением от уплаты НДС;
- организация использует основное средство только для выполнения не облагаемых НДС операций.
В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости материалов (работ, услуг), использованных при проведении ремонта. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Если организация использует основное средство для выполнения как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, входной налог со стоимости материалов (работ, услуг), использованных при ремонте, распределите(п. 4 ст. 170 НК РФ).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Рекомендация: Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении модернизацию основных средств
Входной НДС по материалам (работам, услугам), приобретенным для проведения модернизации основного средства, примите к вычету в обычном порядке (абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ). То есть после принятия на учет указанных материалов (работ, услуг) и при наличии счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключение из этого правила составляют случаи, когда:
- организация пользуется освобождением от уплаты НДС;
- организация использует основное средство только для выполнения не облагаемых НДС операций.
В этих случаях входной НДС учтите в стоимости материалов (работ, услуг), использованных при проведении модернизации. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Когда организация использует основное средство для выполнения как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, входной налог со стоимости материалов (работ, услуг), использованных при модернизации, распределите(п. 4 ст. 170 НК РФ).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
5. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на ремонт законсервированного основного средства
Да, можно.
Консервация основного средства не освобождает его собственника от обязанности по сохранению работоспособности объекта. Содержание имущества в исправности имеет непосредственное отношение к производственной деятельности, направленной на получение дохода. Это объясняется тем, что проведение ремонтных работ связано с поддержанием в надлежащем состоянии временно неиспользуемых производственных фондов, которые в дальнейшем могут принести организации выгоду.
Таким образом, расходы на ремонт законсервированного основного средства являются экономически обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов (п. 1 ст. 252, подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/590.
Подтверждает правомерность такой позиции и арбитражная практика. При этом суды признавали возможность учета таких затрат независимо от того, по чьей инициативе был начат ремонт:
- по предписанию органов технического надзора (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2008 г. № 691/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 г. № Ф04-6493/2007(38344-А27-26));
- по инициативе самой организации (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 февраля 2007 г. № А09-4610/06-13-16).*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
6. Ситуация: Как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585,Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Ваш персональный эксперт.17.03.2014г.
С уважением, Ольга Пушечкина,