Как следует из Вашего вопроса, организация заключила договор с управляющей компанией по организационно-методическому обеспечению голосования по вопросу размещения оборудования, включая разработку форм документов, изготовление бланков всех необходимых документов. В такой ситуации имеет место договор поручения. Это договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны. Расходы по такому договору можно учесть при расчете налога на прибыль. Кроме того, при расчете налога на прибыль можно учесть любые экономически обоснованные расходы. В Вашей ситуации расходы направлены на получение дохода, поэтому они признаются экономически обоснованными.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Статья справки: Договор поручения – договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны (доверителя).* Договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок (ст. 971 ГК РФ). Все действия поверенный совершает на основании доверенности. Права и обязанности по сделке, которую он совершил, возникают у доверителя. За услуги поверенного доверитель уплачивает ему вознаграждение* (ст. 972 ГК РФ).
2.Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций по продаже (покупке) товаров
Вознаграждение посредника
Сумму вознаграждения посредника включите в состав прочих производственных расходов* (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, учтите при расчете налога на прибыль и другие расходы, которые возмещаются посреднику по условиям договора* (например, расходы на хранение товаров (ст. 1001 ГК РФ)). В зависимости от вида расхода учтите его по соответствующей статье затрат* (например, рекламные расходы – по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это возможно в том случае, если комиссионер (поверенный, агент) представил документы, подтверждающие понесенные расходы (*накладные, акты и т. д.) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
3.Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными
Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»*
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде* (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585,Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым* (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыто*к. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль*. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга