Может, но только если организация является некоммерческой или субъектом малого предпринимательства. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Если организация таковой не является, то руководитель обязан выбрать возложить ли ведение бухучета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации или заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом) и закрепить это в учетной политике. Такие требования содержатся в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации и от системы налогообложения, которую она применяет.*
Полностью освобождены от ведения бухучета:
- индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
- находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Организация бухучета
Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
- принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).
Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья: 1.1. Разработка учетной политики
Учетная политика представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).
Такое определение приведено в пункте 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
А вот в налоговом законодательстве нет специального документа, который бы регулировал вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Но требования к ней можно найти в разных главах Налогового кодекса РФ (например, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» или в главе 25 «Налог на прибыль организаций»).
Учетная политика организации формируется (п. 4 ПБУ 1/2008):
– либо главным бухгалтером;
– либо иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации.
Напомним, что руководитель экономического субъекта обязан:
– либо возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
– либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).*
Как правило, учетную политику и приложения к ней разрабатывает главный бухгалтер организации, а утверждает их руководитель.
Библиотека журнала «Главбух».
Выгодная и безопасная учетная политика на 2014 год
3. Закон от 28.12.2013 № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций»
«3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.* Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в соответствии с настоящим Федеральным законом, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.»*
С уважением, Наталья Колосова,19.02.2014 г.
Ваш персональный эксперт.