Иностранный гражданин может приступить к работе только после получения разрешения на работу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
- Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца
Разрешительная документация
Непосредственно оформлению на работу иностранных лиц сопутствует ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:
- получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
- получение разрешения на работу;*
- оформление приглашения на въезд.
О необходимости таких процедур читайте:
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке;
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в визовом порядке;
Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.
Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены вСоглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Может ли работодатель заключить ученический договор и приступить к обучению иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу. Иностранец не является сотрудником организации
Да, может.
Разрешение на работу требуется для осуществления трудовой деятельности* (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Трудовая деятельность в России возникает на основе трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение определенных работ или услуг. Ученический договор направлен на обучение (в т. ч. с возможностью дальнейшего трудоустройства). Вместе с тем, сам по себе такой договор не влечет возникновения трудовых отношений с организацией (гл. 32 ТК РФ).
Подтверждает это и порядок получения разрешения на работу. Так, для получения разрешения иностранец должен представить, в частности, или трудовой договор, или гражданско-правовой договор (ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Таким образом, законодательство в принципе не предусматривает возможности выдачи разрешений на основе ученических договоров. Отсюда следует вывод, что с иностранцем можно заключить ученический договор и начать обучение, при этом необходимости оформлять разрешение на работу не возникнет. Такой вывод следует из статей 20, 205 Трудового кодекса РФ и статей 13, 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Еще один аргумент в пользу указанной позиции заключается в том, что законодательством предусмотрены суровые меры ответственности за привлечение иностранцев к труду без соответствующего разрешения* (ст. 18.15 КоАП РФ). При этом какая-либо ответственность за привлечение иностранца к обучению без разрешения в законодательстве не предусмотрена, поскольку состава нарушения в данном случае не возникает. Это лишний раз свидетельствует о том, что для осуществления взаимоотношений в рамках ученического договора необходимость получать разрешение на работу отсутствует.
Если же после курса обучения с иностранцем будет заключен трудовой договор, то ему нужно будет оформить разрешение в общем порядке.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.*
4. Трудовой кодекс РФ
Статья 61. Вступление трудового договора в силу
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
(Часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ. - См.предыдущую редакцию)
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.*
Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
20. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.
Таким образом, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.*
При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.