Да, правильное. Если комиссионер участвует в расчетах, то все расчетные операции подлежат отражению в его бухгалтерском учете, следовательно, вся задолженность, связанная с оплатой комиссионного товара, должна быть отражена в бухгалтерском балансе. При этом если организация считает необходимым, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу может быть указана, какая сумма задолженность относится к договору комиссии, а какая является задолженностью самой организации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика
Участие посредника в расчетах
В зависимости от условий посреднического договора на приобретение товаров (работ, услуг):
– посредник может участвовать или не участвовать в расчетах. В первом случае денежные средства на исполнение поручения от заказчика поступают посреднику*. Во втором – заказчик самостоятельно рассчитывается с поставщиками товаров (исполнителями работ, услуг). Функции посредника сводятся лишь к поиску этих поставщиков (исполнителей);
– посредник может действовать от имени заказчика (например, по договору поручения) или от своего имени (например, по договору комиссии). В первом случае при реализации товаров (работ, услуг) поставщик (исполнитель) оформляет сопроводительные документы на имя заказчика, при этом посредник предъявляет ему доверенность, выданную последним (п. 1 ст. 975 ГК РФ). Во втором случае документы оформляются на имя посредника;
– материальные ценности могут отгружаться заказчику либо со склада поставщика, либо со склада посредника.
Бухучет
В бухучете расчеты с заказчиком отражайте на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»*, к которому целесообразно открыть субсчета:
– «Средства, полученные для исполнения договора комиссии, поручения»;
– «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)»;
– «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»;
– «Расчеты с заказчиком по вознаграждению».
В бухучете посредника операции, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) по посредническому договору, отражаются следующими проводками (без учета операций по НДС).
Посредник участвует в расчетах
Если посредник участвует в расчетах, сделайте проводки:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Средства, полученные для исполнения договора комиссии, поручения»
– получены денежные средства от заказчика на приобретение товаров (работ, услуг);
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)» Кредит 60
– отражена задолженность перед поставщиком, подлежащая погашению заказчиком;
Дебет 002
– приняты к учету материальные ценности, приобретенные для заказчика (если имущество приходуется на склад посредника);
Дебет 60 Кредит 51
– оплачены товары (работы, услуги), приобретенные для заказчика;
Дебет 76 субсчет «Средства, полученные для исполнения договора комиссии, поручения» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)»
– засчитаны денежные средства, полученные от заказчика в счет приобретенных товаров (работ, услуг);
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов» Кредит 60 (76)
– отражена задолженность заказчика по возмещению расходов, связанных с исполнением поручения;
Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены расходы, связанные с исполнением поручения;
Дебет 76 субсчет «Средства, полученные для исполнения договора комиссии, поручения» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– засчитаны денежные средства, полученные от заказчика в счет возмещения расходов, связанных с исполнением поручения (если зачет предусмотрен условиями договора);
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– возмещены заказчиком расходы, связанные с исполнением поручения (если заказчик возмещает расходы после исполнения поручения);
Кредит 002
– списаны с учета материальные ценности, переданные заказчику;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги;
Дебет 76 субсчет «Средства, полученные для исполнения договора комиссии, поручения» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– удержана сумма вознаграждения из средств, полученных от заказчика (если посредник самостоятельно удерживает вознаграждение);
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– получено посредническое вознаграждение от заказчика (если заказчик выплачивает вознаграждение после исполнения поручения).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: Как составить Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе баланса отражают все то имущество, которое принадлежит организации, а также долги контрагентов*. То есть это основные средства, нематериальные активы, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и прочие активы.
А в пассиве баланса отражают источники, за счет которых у организации появились эти активы. Это может быть собственный капитал (уставный, добавочный), привлеченные средства и внешние обязательства. Что важно, итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.
Типовая форма Бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н – она в приложении № 1 к этому приказу.
Зачет между статьями баланса
Зачитывать между собой значения статей активов и пассивов баланса нельзя* (п. 34 ПБУ 4/99). По всем активно-пассивным счетам отражайте в балансе развернутое сальдо. Например, кредиторскую задолженность нельзя показывать за минусом дебиторки, даже если речь идет об одном и том же контрагенте*. Из этого правила есть одно исключение. Отложенные налоговые активы и обязательства можно отражать в балансе не в полной сумме (развернуто), а только в части разницы между ними, то есть в виде свернутого сальдо (п. 19 ПБУ 18/02).
Пояснения к балансу
Если какая-то информация баланса требует детальной подробной расшифровки, занесите ее в отдельную форму – Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах*. А в самом балансе в столбце «Пояснения» сделайте ссылку на соответствующую таблицу этой формы. Такой порядок следует из примечания 1 к Бухгалтерскому балансу, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга