Проводить специальную оценку условий трудаВыобязаны, если до 1 января 2014 года Вами не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом взносы в Пенсионный фонд РФ начисляйте по тарифу 22 процента, а в ФСС России – 2,9 процента и платите дополнительные страховые взносыпри наличии соответствующих условий.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:*
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ*.
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели*. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест (mod = 112, id = 62548)*
В общем случае не нужно.
Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.
Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
2.Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование
Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит от следующих факторов:*
-
категории плательщика-страхователя:
– организационно-правовой формы (юридическое лицо, предприниматель, гражданин, прочие лица);
– вида деятельности;
– применяемой системы налогообложения; -
категории сотрудника (застрахованного лица), в пользу которого производятся выплаты:
– статуса гражданина или иностранца (лица без гражданства) с учетом того, проживает он или временно пребывает в России;
– наличия у него инвалидности; - размера выплат сотруднику в течение года: более или менее предельной суммы – 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101).
Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также статьями 22, 33 и 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ*.
Действующие тарифы страховых взносов приведены в таблице*.
Тарифы на страховую и накопительную часть пенсии
Начиная с 1 января 2014 года при начислении пенсионных взносов учитывать возраст сотрудников и способ финансирования пенсионного обеспечения не нужно. Перечислять пенсионные взносы нужно единым платежом по общему тарифу, не разделяя их на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Распределение полученных сумм между страховой частью трудовой пенсии и накопительной теперь полностью лежит на страховщике – Пенсионном фонде РФ*.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 13, статьи 20.1, статьи 22.2,статьи 33.3 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ*.
Общий порядок начисления страховых взносов
По общему правилу с выплат сотрудникам организация (предприниматель) должна начислять страховые взносы по следующим тарифам:*
- в Пенсионный фонд РФ – 22 процента;
- ФСС России – 2,9 процента;
- ФФОМС – 5,1 процента.
Эти тарифы применяют все страхователи, которые не имеют права на применение пониженных тарифов и не должны начислять взносы по дополнительным тарифам. Общие тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат, величина которых нарастающим итогом с начала года по каждому застрахованному лицу не превышает 624 000 руб.*
Выплаты, превышающие предельную величину (624 000 руб.), облагаются только пенсионными взносами. К ним применяется тариф 10 процентов*.
Это предусмотрено статьей 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*.
Для страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов, действует другой порядок начисления страховых взносов. Они начисляют взносы по пониженным тарифам до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит 624 000 руб. Выплаты, превышающие данную величину, взносами не облагаются*.
Это следует из положений частей 3 и 4 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*.
Если в отношении отдельных сотрудников организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы начисляйте без учета предельной величины выплат (624 000 руб.). То есть со всех сумм, которые являются объектом обложения взносами и которые были начислены этим сотрудникам*.
Такой порядок следует из положений статей части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*.
Дополнительные тарифы
Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:*
- организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
- организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ(по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.
По результатам специальной оценки условий труда организации и предприниматели могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов (ч. 4 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Порядок проведения такой оценки установлен Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ*.
Если специальная оценка условий труда не проводилась, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ*.
Если же по результатам специальной оценки установлены определенные классы (подклассы) условий труда, для работников по спискам 1 или 2 применяйте особые дополнительные тарифы. Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ*.
К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение двух условий:*
- аттестация рабочих мест проводилась (результаты аттестации оформлены) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н;
- срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.
Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ*.
Следует учитывать, что при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать*.
Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727*.
При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*.
Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте*.
Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы тоже следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях*.
Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309*.
Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу*
В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 37 000 руб., в том числе:
- зарплата – 30 000 руб.;
- премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
- материальная помощь – 2000 руб.
В январе – 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 4 процента.
Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются все начисленные Кондратьеву выплаты (37 000 руб.). При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил только ту часть выплат, которая соответствует фактическому количеству дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях.
Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. ? 10 дн. = 21 764,70 руб.
Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. ? 4% = 870,59 руб.
При совместительстве (как внутреннем, так и внешнем) с сотрудником заключается отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляются. Об этом сказано в письме Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878*.
Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу на выплаты за периоды, которые не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию (mod = 112, id = 61595)*
Да, нужно.
Право на досрочную пенсию определяется принадлежностью к определенным профессиям. В частности, таким правом обладают сотрудники, должности которых поименованы в списках № 1 и № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Именно на выплаты в пользу этих сотрудников нужно начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам.
Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются на те же выплаты, что и взносы по основным тарифам. Никаких исключений в перечне выплат, облагаемых взносами по дополнительным тарифам, законодательством не предусмотрено. Таким образом, организация обязана начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам при выполнении двух условий:
- выплаты производятся в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров с сотрудниками, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
- выплаты не поименованы в перечне выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмами Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и № 17-3/878.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, нужно включать периоды работы во вредных и опасных условиях в течение полного рабочего дня (более 80 процентов рабочего времени), в том числе:
- периоды временной нетрудоспособности сотрудников;
- периоды ежегодных (основного и дополнительных) оплачиваемых отпусков;
- периоды обучения (переобучения) без отрыва от производства на основании ученических договоров (по отдельным видам работ).
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 11 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, пункта 5 разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5.
Данный перечень закрыт. Таким образом, в льготный стаж не нужно включать периоды:
- учебных отпусков;
- нахождения на курсах повышения квалификации;
- нахождения в командировке (если командировка не связана с работой во вредных и опасных условиях).
Кроме того, при определении льготного трудового стажа не учитывают периоды:
1) отстранения от работы (недопущения к работе), если сотрудник был отстранен по следующим причинам:
- появление на работе в состоянии опьянения;
- по требованию уполномоченных ведомств и должностных лиц;
- непрохождение обучения и проверки знаний по охране труда;
- непрохождение обязательного предварительного или периодического медосмотра;
- в других случаях, предусмотренных законодательством;
2) периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине сотрудника).
Это предусмотрено пунктом 9 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
Дополнительные пенсионные взносы надо начислять независимо от того, имеет сотрудник право на досрочную пенсию или нет. Поэтому выплаты за периоды, которые не идут в стаж для назначения досрочной пенсии, не исключайте из расчетной базы по пенсионным взносам. В частности, взносы по дополнительным тарифам начисляйте на следующие виды выплат:
- оплата командировок;
- оплата времени простоя;
- оплата учебного отпуска;
- единовременные выплаты в связи с уходом на пенсию;
- компенсация за неиспользованный отпуск.
Если на вредных (опасных, тяжелых) работах сотрудник занят неполное время, то в базу для начисления дополнительных взносов включайте только ту часть выплат, которая соответствует времени работы в таких условиях. При этом периоды командировок, учебных отпусков и т. п. из общей продолжительности рабочего времени во вредных или опасных условиях не вычитайте.
Такой порядок следует из положений статей 7, 9, 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и писем Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/877и от 5 июня 2013 г. № 17-3/10/2-3105 (разослано по территориальным отделениям Пенсионного фонда РФ письмом ПФР от 28 июня 2013 г. № ТМ-30-26/9649).
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России