Нет оснований считать списанную за бракованный товар стоимость доходом при условии документального оформления.
В первую очередь покупатель должен зафиксировать в произвольном акте несоответствие качества товара, брак.
На основании этого документа организация вправе отказаться от поступивших товаров и потребовать их замены или возврата денег. Договор в этом случае считается неисполненным, а полученные товары – принятыми на ответственное хранение (Дебет 002 – получены ТМЦ на ответственное хранение).
Далее на основании этого нужно выставить претензию поставщику.
Претензия предъявляется в письменной произвольной форме. При этом четко указывается, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации. В частности уменьшение стоимости.
Уценку товара отразите по аналогии с полученной от контрагента скидкой, т.е. через сторнирование стоимости. В пункте 3 ответа приведены корректировки стоимости товара.
Так как товар поставщик не забирает, его нужно списать с забалансового счета на основании акта: Кредит 002.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении возврат товаров поставщику в случаях, предусмотренных законодательством
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Документальное оформление
Несоответствие товаров условиям договора, обнаруженное в момент приемки (до оприходования на счет 41) отразите в акте по форме № ТОРГ-2 (№ ТОРГ-3).* На основании этого документа организация может отказаться от поступивших товаров и потребовать их замены или возврата денег. Договор купли-продажи (поставки) в этом случае считается неисполненным, а полученные товары – принятыми на ответственное хранение (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
Торговые организации, являясь посредниками между производителем и потребителем, обычно не контролируют качество (комплектность) товаров, если они поступили в неповрежденной упаковке (таре) (п. 5 Инструкции, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7, п. 14 постановления ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18). Поэтому несоответствие товара требованиям по качеству (или другим условиям договора поставки) может быть обнаружено после того, как товары были приняты организацией на учет. В этом случае выявленные недостатки зафиксируйте в акте.* Унифицированной формы для этого документа нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно.
Унифицированной формы документа, служащего для возврата принятого на учет товара, нет. Поэтому организация может задокументировать возврат товарной накладной по форме № ТОРГ-12 или расходной накладной, составленной в произвольной форме. При этом расходная накладная должна содержать все необходимые реквизиты первичной документации, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Если покупатель является плательщиком НДС, то на стоимость возвращаемых товаров он обязан выставить бывшему поставщику счет-фактуру (подп. «а» п. 7 раздела II Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии
Форма и содержание претензии
Претензию предъявите в письменной произвольной форме. При этом четко укажите, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации.*
Внимание: если организация решила предъявить контрагенту претензию, своевременно известите его о том, что выявлено нарушение условий договора. В противном случае он может отказать в удовлетворении претензии (см., например, ст. 483 ГК РФ). Если организация решит не предъявлять претензию, а сразу обратится в суд, ее исковое заявление не будет рассмотрено. Обращаться в суд, минуя стадию досудебного решения споров (например, сразу написать исковое заявление о взыскании неустойки), нельзя. Это следует из статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Например, предъявляя претензию, покупатель должен уведомить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. А если такой срок не установлен, – в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. Такой порядок установлен в статье 483 Гражданского кодекса РФ.
Какие требования можно предъявить
В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:
– оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
– возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
– вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
– оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
– устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
– снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).*
Действия контрагента при получении претензии
Контрагент, которому организация выставила претензию, вправе:*
– признать ее;
– отказаться от признания (например, при отсутствии его вины в нарушении обязательства);
– продолжить деловую переписку (например, с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие вины в нарушении обязательства).
Это следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ.
В двух последних случаях (отказа и продолжения переписки) в бухучете никаких записей делать не нужно (ст. 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Непризнанные должником претензии не влияют и на налогообложение (гл. 25, 26.2 и 26.3 НК РФ). Это связано с тем, что при этом не происходит ни возникновения обязательства, ни каких-либо расчетов.
В случае когда должник признает претензию, выставленную организацией, бухучет и налогообложение такой операции зависят от характера требований, предъявленных контрагенту.*
Расчеты по признанным контрагентами претензиям в большинстве случаев ведите с использованием счета 76 субсчета 2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов).
Уценка товара
Организация вправе потребовать у контрагента уменьшить цену бракованного товара или некачественной работы (см., например, ст. 475, 723 ГК РФ). Товар (работа) с дефектом не может стоить столько же, сколько качественный товар (работа).
Уценку товара отразите по аналогии с полученной от контрагента скидкой.
Подробнее о бухучете и налогообложении такой операции см. Как отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров
Бухучет: скидки
Порядок отражения скидок, премий, бонусов, подарков в бухучете зависит от двух факторов:
- были ли реализованы товары, по которым получена скидка;
- когда состоялась реализация этих товаров: в предыдущем или в текущем календарном году.
Если на дату предоставления скидок товары не были реализованы, стоимость полученных товаров уменьшается проводкой:
Дебет 41 (15) Кредит 60
– уменьшена стоимость товаров на величину скидки на основании первичных документов.
Независимо от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму «входного» НДС:
Дебет 19 Кредит 60
– сторнирован «входной» НДС с разницы между стоимостью товаров до и после получения скидки на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– восстановлен НДС с разницы между стоимостью товаров до и после получения скидки на основании первичных документов и корректировочного счета-фактуры.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса