да, поскольку использование музыкальных произведений без заключения лицензионных договоров является нарушением авторских прав исполнителей. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций за неправомерное использование музыкальных произведений в ресторанах и кафе, организация должна заключить лицензионный договор. И проще сделать это с одной организацией, представляющей интересы всех исполнителей, чем заключать лицензионный договор с каждым из них.
Обоснование данной позиции приведено ниже в статьях журнала «Юрист компании», который Вы можете найти в закладке «Журнал».
1. Статья: Музыка в магазине. Как оформить права на ее использование
В этой статье:
Можно ли включать радио без договора с правообладателями
С кем нужно заключать договоры об использовании музыки
Почему показ музыкальных телепередач – самый неудобный вариант
В последнее время обязательный музыкальный фон стал неотъемлемым атрибутом работы не только предприятий общественного питания и развлекательных центров, но и многих магазинов, фитнес-клубов, салонов красоты и т. д. Проигрывание музыкальных произведений и показ видеоклипов в местах свободного посещения независимо от способа использования технических средств в этих целях, считается публичным исполнением и требует заключения договора с правообладателями. Иначе компания и ее руководство могут быть привлечены к ответственности за незаконное использование авторских и смежных прав.
Использование музыкальных и аудиовизуальных произведений
Музыкальные и аудиовизуальные произведения, а также фонограммы являются объектами интеллектуальных прав. Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Для легального использования музыкального или аудиовизуального произведения необходимо заключить лицензионный договор с правообладателями (ст. 1286 ГК РФ). В некоторых случаях требуется заключение не лицензионного договора, а договора об уплате вознаграждения за использования произведения.*
Публичное исполнение и публичный показ. Публичным исполнением является представление музыкального произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и т. д.). Публичный показ – это любая демонстрация аудиовизуального произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств. В обоих случаях признак публичности исполнения или показа связан с местом осуществления соответствующих действий – речь идет о месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
Следовательно, проигрывание музыки или демонстрация видеоклипов в торговом зале и ином месте, открытом для свободного посещения, признается публичным исполнением или показом произведения независимо от того, какие технические средства используются в этих целях. Даже простое звучание радиостанции или показ музыкального телеканала требует договора с правообладателями.
Публичное исполнение и публичный показ необходимо отличать от такого способа использования произведений, как сообщение в эфир (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Этот вид использования осуществляют радио- и телевещательные компании.
Обладатели исключительных прав на публичное исполнение и публичный показ
У музыкального произведения может быть как один автор, так и несколько, если это объект коллективного творчества. Например, у музыкального произведения с текстом могут быть автор текста и автор музыки (композитор). Авторство на аудиовизуальное произведение, как правило, принадлежит нескольким лицам – режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, то есть автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Обычно создание аудиовизуального произведения инициируется продюсером, который приобретает права на использование данного произведения по договорам с авторами (п. 1 ст. 1240, п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Если у продюсера заключен с авторами договор об отчуждении исключительных прав, то продюсер становится единственным правообладателем, соответственно, договор об использовании произведения достаточно заключить с ним одним. Если же у продюсера заключены с авторами лицензионные договоры, то он не является обладателем исключительных прав, следовательно, договариваться о публичном показе необходимо со всеми авторами произведения либо иными лицами, которым авторы передали свои исключительные права. Точно так же по договору с продюсером музыкального коллектива все исключительные права на созданные коллективом музыкальные произведения могут быть переданы продюсеру.
Смежные права. Правами, смежными с авторскими, обладают исполнители и изготовители фонограмм (ст. 1303 ГК РФ). В частности, исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение произведения (п. 1 ст. 1317 ГК РФ), при этом под использованием понимается в том числе «публичное исполнение записи исполнения» (подп. 7 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). А изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму, в том числе путем публичного исполнения (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Однако заключение лицензионного договора с исполнителем и изготовителем фонограммы для публичного исполнения произведения не требуется, если фонограмма этого произведения уже была опубликована в коммерческих целях (то есть выпущена в свет с согласия изготовителя – подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Но хотя лицензионный договор в этом случае не нужен, исполнители и изготовители фонограмм все равно имеют право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).
Договор с организацией по управлению правами на коллективной основе
При публичном исполнении или показе целого ряда музыкальных и аудиовизуальных произведений, права на которые принадлежат разным правообладателям, заключение лицензионного договора и договора об уплате вознаграждения с каждым из них – весьма непростая задача. Для упрощения этой задачи существуют специальные некоммерческие организации, которые занимаются управлением авторскими и смежными правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ). Они заключают лицензионные соглашения с пользователями, собирают, распределяют и выплачивают правообладателям вознаграждения за использование произведений.*
Виды организаций по управлению правами. Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе могут действовать как на основании договоров с правообладателями о передаче полномочий по управлению конкретными правами, так и без таких договоров с каждым правообладателем (на основании государственной аккредитации).
Неаккредитованные организации. В первом случае организация действует в интересах ограниченного круга лиц, которые по договору предоставили ей полномочия на коллективное управление правами. Каждая такая организация формирует реестры со сведениями о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также о наименовании объектов авторских и смежных прав (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Эти данные организация обязана предоставить всем заинтересованным лицам (за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя), а также разместить на своем сайте. Таким образом, с помощью реестров или запросов можно найти ту организацию, которая на коллективной основе управляет конкретными правами авторов интересующего пользователя произведения на основании договора с правообладателями.
Аккредитованные организации. Во втором случае организация представляет интересы неограниченного круга лиц, то есть всех правообладателей соответствующей категории независимо от того, заключены у нее с ними договоры или нет. Такую деятельность могут вести только организации, получившие государственную аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности. Причем перечень сфер коллективного управления, в отношении которых возможно получение аккредитации, ограничен (он приведен в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ). Если одна организация получила аккредитацию на ведение конкретных сфер данного перечня, то никто другой аккредитацию на эти сферы получить уже не может. Так например, в настоящее время на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения аккредитовано Российское авторское общество (РАО)*. Полный актуальный перечень организаций, аккредитованных на управление правами на коллективной основе, можно найти на сайте Росохранкультуры www.rosohrancult.ru.
С кем заключать договор. По общему правилу наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в тех же сферах коллективного управления (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Следовательно, компания-пользователь вправе выбрать, с кем ей заключать договор об использовании музыкального произведения и выплате вознаграждения – с аккредитованной или неаккредитованной организацией. Но есть одно исключение из этого правила. Согласно императивной норме пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса, за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, сбором вознаграждений в пользу изготовителей фонограмм и обладателей исключительного права на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме, может заниматься только организация, аккредитованная на соответствующую деятельность. В настоящее время такой организацией является Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (приказы Росохранкультуры от 06.08.09 № 136, 137).
Пользователи могут заключать лицензионные договоры и напрямую с правообладателями (п. 2 ст. 1243 ГК РФ). Таким образом, можно выбрать удобную модель договорных отношений, исходя из конкретной ситуации.*
Самая трудная ситуация. Практически невозможно оформить права на публичный показ музыкальных видеоклипов с использованием телевидения (то есть путем показа музыкального телеканала в кафе, магазине и т. д.). Дело в том, что аккредитованных организаций, управляющих на коллективной основе правами авторов в части публичного исполнения аудиовизуальных произведений, нет и не может быть – эта сфера коллективного управления не названа в пункте 1 статьи 1244 Гражданского кодекса. Следовательно, необходимо заключать лицензионные договоры со всеми обладателями исключительных прав на каждый отдельный видеоклип либо с организацией, управляющей правами этих правообладателей по договорам с ними. С учетом того, что пользователю заранее неизвестен даже перечень всех транслируемых телеканалом клипов, заключить весь пакет необходимых договоров с правообладателями вряд ли возможно.
Вопрос в тему
Что важно предусмотреть при организации концерта
Ю. Мешкова
управляющий партнер юридического бюро «Виртус-Лекс»
Журнал «Юрист компании», №5, май 2011
2. Статья: Гонорары за звучание музыки в магазине требовали лжеправообладатели. Юристы разоблачили мошенников
Если в магазине или организации сферы обслуживания звучит музыка, то ее авторам и обладателям смежных прав полагаются гонорары. У одной новосибирской компании этих выплат потребовали весьма подозрительные лица. Решить проблему помогла Наталья Симиренко, ведущий юрист юридической компании АВЕГА.
Суть конфликта
В торговом зале недавно открывшегося магазина одежды, принадлежащего ООО «Модный дом», постоянно играла музыка. На обычном музыкальном центре проигрывался CD-диск, и музыка по колонкам передавалась в помещение торгового зала. В марте 2008 года в магазине появились представители некоего общества с ограниченной ответственностью (далее – общество) и предложили заключить с ним договоры о выплате вознаграждений авторам и исполнителям тех музыкальных произведений, которые звучали в магазине, а также производителям фонограмм. По словам визитеров, общество было уполномочено российским отделением международной корпорации Sony BMG MUSIC ENTERTAINMENT (ООО «СОНИ БМГ Мьюзик Энтертейнмент (РУ)») на сбор соответствующих вознаграждений. Но в подтверждение своих слов они предъявили только ксерокопию соглашения с СОНИ БМГ, к тому же плохо пропечатанную (в некоторых местах и вовсе нечитаемую). Это вызывало сомнение в правдивости заявлений представителей общества, и руководство магазина отказалось подписывать какие-либо договоры с ними. Но после этого в магазин стала регулярно наведываться милиция – целенаправленно, с проверкой соблюдения прав правообладателей при публичном проигрывании музыкальных произведений. Они составляли протоколы о допущенных нарушениях, однако штрафовать ООО «Модный дом» или заводить уголовное дело не спешили – только настойчиво рекомендовали заключить договоры с обществом. Стало ясно, что проверки инициированы самим обществом и их цель – вынудить магазин подписать сомнительные договоры. Чтобы разобраться в этой щекотливой ситуации, руководство магазина обратилось к помощи Юридической компании АВЕГА. Делом занялась ведущий юрист этой компании Наталья Симиренко.
Что предприняли юристы
Оценка ситуации. Привлеченные юристы прекрасно понимали, что в данной ситуации музыкальное сопровождение в магазине подпадает под понятие «публичное исполнение произведения». Оно включает в себя в том числе представление произведения с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Публичное исполнение относится к исключительным правам на произведение. Другими словами, чтобы включать музыку в торговом зале, сначала необходимо заключить соответст-вующий лицензионный договор с обладателем исключительных прав (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Разумеется, такие договоры предполагают возмездный характер – то есть выплату гонорара. Кроме того, вознаграждение полагается также обладателям исключительного права на фонограмму и исполнителям (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).
Поскольку ООО «Модный дом» не заключало никаких договоров с обладателями исключительных прав на музыкальные произведения, которые звучали в магазине, то компания вполне могла поплатиться за это не только гражданско-правовыми санкциями (подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ), но и понести административную ответственность (п. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), а ее руководство – даже уголовную (ст. 146 УК РФ).
Встреча со вторым участником конфликта. В данном случае казалось сомнительным, что предложение заключить лицензионный договор и заплатить гонорары поступило от законного правообладателя. «Мы встретились с лицами, которые позиционировали себя полномочными представителями СОНИ БМГ. Но они очень неохотно отвечали на наши вопросы о правовых основаниях их полномочий, а оригинал соглашения с СОНИ БМГ так нам и не показали, – рассказывает Наталья Симиренко. – Из текста предъявленной нам копии соглашения следовало, что его предметом была передача прав на распространение фонограмм через интернет, а не на сбор вознаграждений за использование фонограмм. Тогда мы решили самостоятельно проверить, кто вправе собирать гонорары и заключать лицензионные соглашения об использовании музыкальных произведений от имени СОНИ БМГ. Мы понимали, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса это должна быть какая-то организация, занимающаяся коллективным управлением авторскими и смежными правами, принадлежащими СОНИ БМГ».
Поиск настоящих представителей правообладателей. С помощью интернета юристы выяснили, что коллективным управлением исключительными правами на публичное исполнение музыкальных произведений занимается некоммерческая общественная организация Российское авторское общество (РАО). Причем эта организация прошла государственную аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности, а значит, она может управлять правами и собирать вознаграждения даже для тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры* (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). А управлением смежными правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе занимается сразу несколько организаций, но аккредитованных среди них нет. Следовательно, нужно было найти ту, у которой был заключен договор непосредственно с СОНИ БМГ (п. 3 ст. 1242 ГК РФ).
Сделать это оказалось несложно: на сайте каждой из таких организаций в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 1243 Граждан-ского кодекса в свободном доступе представлен реестр со сведениями о том, какие правообладатели наделили их полномочиями по управлению авторскими и смежными правами. Так юристы вышли на Автономную некоммерческую организацию «Равноправный фонографический альянс» (АНО «РФА»).
Когда юристы обратились в АНО «РФА», ее представители охотно показали оригиналы соглашений с ООО «СОНИ БМГ Мьюзик Энтертейнмент (РУ)», из которых явно следовало, что собирать вознаграждения за использование фонограмм СОНИ БМГ и записанных на них исполнений на территории России уполномочено только АНО «РФА». Наталья Симиренко описала ситуацию, с которой столкнулся ее клиент, и АНО «РФА» от своего имени направило в СОНИ БМГ запрос о полномочиях того общества, которое доставило ООО «Модный дом» столько беспокойства. В апреле 2008 года был получен официальный ответ о том, что с этим обществом у СОНИ БМГ действительно заключен договор. Но ему предоставлено только право на распространение объектов интеллектуальной собственности (фонограмм, исполнений, аудиовизуальных произведений) посредством сети интернет, а право на сбор вознаграждений за публичное воспроизведение фонограмм и записанных на них исполнений не передавалось.
Стало очевидно, что договоры надо было заключать именно с АНО «РФА» и РАО, а не с обществом, которое изначально обратилось с таким настойчивым предложением. Если бы ООО «Модный дом» подписало договор с ним, то понесло бы необоснованные убытки. Ведь по таким договорам оно фактически платило бы деньги «за воздух» – за права, которыми контрагент на самом деле сам не обладал. Кроме того, если бы факт несанкционированного использования музыкальных произведений и фонограмм без выплаты гонораров установил истинный правообладатель (АНО «РФА» и РАО), то магазину пришлось бы расплачиваться повторно и, возможно, в гораздо большем размере. А кроме того, существовал риск административного штрафа или уголовной ответственности руководителя ООО «Модный дом».
Итоги конфликта
В мае 2008 года ООО «Модный дом» заключило лицензионный договор с РАО о публичном исполнении музыкальных произведений и с АНО «РФА» – о выплате вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, а также исполнений, зафиксированных на этих фонограммах. Учитывая, что компания сама добровольно выразила желание заключить эти договоры, ни РАО, ни АНО «РФА» не потребовали компенсацию за тот период, когда магазин проигрывал музыку без разрешений и гонораров. После этого ни само общество, которое изначально требовало заключить эти договоры с ним, ни правоохранительные органы магазин «Модного дома» больше не беспокоили.
Какие договоры требуются для правомерного публичного проигрывания музыкальных произведений
Лицензионный договор о публичном исполнении обнародованного музыкального произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270, п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Заключается с автором музыкального произведения или организацией, управляющей правами авторов на коллективной основе. Дает право проигрывать музыкальное произведение в месте, открытом для свободного посещения, устанавливает размер гонорара за использование произведения. Как правило, сумма гонорара зависит от площади зала, в котором проигрывается музыка. Договор о выплате вознаграждения обладателям смежных прав за использование фоно-граммы, опубликованной (выпущенной в свет в любой материальной форме – на CD-дисках, аудиокассетах и т. д.) в коммерческих целях. Заключается с производителями фонограммы и исполнителями либо с организацией, управляющей их правами на коллективной основе и осуществляющей сбор вознаграждений. Лицензионного договора на использование фоно-граммы или записанного на ней исполнения не требуется (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).
Н. Симиренко
ведущий юрист юридической компании «АВЕГА»
Журнал «Юрист компании», №2, февраль 2009
04.01.2013 г.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени