В указанной ситуации следует обратить внимание на следующие моменты. Доходы гражданина республики Белоруссия облагаются подоходным налогом в этом государстве, если международными и иными законодательными актами не предусмотрено иное. В частности, Соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным между Россией и Белоруссией, предусмотрено, что доходы гражданина Белоруссии облагаются в России в случае, если доход выплачивается нанимателем – резидентом России. При этом белорус должен отчитаться о полученных доходах в налоговую инспекцию на территории Республики Белоруссия. Для того, что бы указанные доходы не были подвергнуты повторному налогообложению, гражданин Белоруссии должен предоставить документы о том, что с указанного дохода был удержан налог. Таким документом будет являться справка 2-НДФЛ, заверенная печатью российской налоговой инспекции. Для того, что бы «заверить» справку 2-НДФЛ, иностранный гражданин должен подать данную справку в налоговую вместе с заявлением - письменным запросом на подтверждение указанной справки. С одной стороны российское законодательство о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей подтверждение справки о доходах физического лица налоговыми органами Российской Федерации. Однако, между Правительством России и Правительством Республики Белоруссия заключено Соглашение от 28.07.1995 г. «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства». Сотрудники налоговой заверяют справки о доходах граждан Белоруссии печатью на основании данного Соглашения и не могут отказать в подобной просьбе, если данные предоставленной справки соответствуют данным, которые содержатся в налоговых органах. Такие разъяснения так же даны в письмах ФНС РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух» vip-версия
1. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 13.07.2005 № КБ-6-26/566@
По вопросу подтверждения сведений о полученных иностранными гражданами доходах и уплаченного с них налога
«Федеральная налоговая служба по вопросу подтверждения сведений о полученных иностранными гражданами доходах от источников в Российской Федерации и уплаченного с них налога на доходы физических лиц для целей представления в налоговые органы иностранных государств сообщает.
Положениями налогового законодательства многих стран предусмотрено декларирование всех доходов физического лица - резидента соответствующей страны, в том числе полученных в иностранных государствах. При этом документ о полученных доходах и уплаченных с них налогов в иностранном государстве, должен быть подтвержден налоговым органом этого иностранного государства*.
Сумма налога на доходы физических лиц, уплаченного в Российской Федерации в виде удержания организацией-работодателем (налоговым агентом), выплачивающим эти доходы, отражается в Справке о доходах физического лица за соответствующий год, представляемой по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 № БГ-3-04/686. Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту своего учета.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение данной Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) налоговыми органами Российской Федерации*.
Вместе с тем иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган Российской Федерации по месту учета налогового агента в целях получения подтверждения сведений о суммах и видах полученных доходов и фактически удержанной с них суммы налога, предназначенного для представления в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является этот гражданин*.
В этом случае указанное подтверждение производится налоговым органом Российской Федерации на основании письменного запроса иностранного гражданина с приложением к нему Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), выданной налоговым агентом, и копии документа, удостоверяющего личность этого гражданина (паспорт или документ, его заменяющий)*.
Налоговый орган Российской Федерации сопоставляет сведения, указанные в Справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), с информацией, имеющейся в данном налоговом органе, и при их идентичности производит подтверждение о полученных иностранным гражданином доходах от источников в Российской Федерации и уплаченной с них суммы налога в виде заверения Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), выданной налоговым агентом, подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и оттиском его гербовой печати.
Поскольку различные виды доходов могут облагаться по разным ставкам, а в Справке о доходах физического лица (форме 2-НДФЛ) они указываются в кодированном виде, то при предоставлении информации в официальные органы иностранных государств необходимо налоговому органу Российской Федерации дополнительно к заверенной указанным выше способом Справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) расшифровывать коды таких видов доходов с указанием их сумм
Если налог на доходы физических лиц уплачивался в Российской Федерации иностранным гражданином на основании представленной им в налоговый орган декларации в соответствии с положениями статей 227-229 Кодекса, то необходимые сведения могут быть почерпнуты из копии такой декларации с отметкой о принятии ее соответствующим налоговым органом, а также оригинала квитанции банка об уплате исчисленной суммы налога. В этом случае подтверждение производится указанным выше способом на указанной декларации.
В случае обращения налогоплательщика - иностранного гражданина в налоговый орган Российской Федерации по почте, заверенная Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) с приложением расшифрованных кодов видов доходов и их сумм либо заверенная декларация направляются в адрес данного налогоплательщика указанным налоговым органом.
В рамках реализации межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения или о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, аналогичный порядок подтверждения сведений о полученных иностранными гражданами доходах от источников в Российской Федерации и уплаченного с них налога на доходы физических лиц для целей представления в налоговые органы иностранных государств может применяться также и при поступлении письменных запросов из налоговых органов иностранных государств*.
В случае отсутствия указанных межправительственных соглашений такие запросы направляются в ФНС России для последующего указания налоговым органам по их исполнению.»
2. ПИСЬМО МНС РОССИИ от 13.01.2004 № ЧД-6-26/23
О подтверждении доходов граждан Республики Беларусь
«Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях урегулирования вопроса о подтверждении доходов, полученных иностранными гражданами в Российской Федерации, и фактически уплаченных с таких доходов сумм налога сообщает следующее.
Положениями налогового законодательства Республики Беларусь при налогообложении физических лиц предусмотрено декларирование всех доходов физического лица - гражданина Белоруссии, в том числе полученных в иностранных государствах, причем документ, подтверждающий суммы полученных доходов и уплаченных в иностранном государстве налогов, должен быть подтвержден налоговым органом иностранного государства*.
Сумма налога на доходы физических лиц, уплаченного в Российской Федерации, отражается в Справке о доходах физического лица за соответствующий год, представляемой по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 № БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год" (ранее - приказы МНС России от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 и от 01.11.2000 N БГ-3-08/379). Справка о доходах физического лица в соответствии с п.2 ст.230 Налогового кодекса представляется организацией - налоговым агентом в налоговые органы по месту постановки на учет.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение данной справки налоговыми органами Российской Федерации.
Вместе с тем гражданин Республики Беларусь может обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет организации-работодателя, выплатившей доход, с целью получения подтверждения сведений о суммах и видах полученных доходов и фактически удержанной суммы налога, данная информация должна предоставляться.
Подтверждение Справки о доходах физического лица (гражданина Белоруссии), предназначенной для представления в официальные органы иностранных государств, производится на основании письменного запроса физического лица и Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ)*.
Налоговые органы сопоставляют сведения, указанные в Справке, с информацией, имеющейся в налоговом органе, и в случае их идентичности Справка о доходах физического лица, выданная организацией, выплатившей доход, заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и оттиском гербовой печати налогового органа.
В случае обращения налогоплательщика в налоговый орган по почте заверенная Справка высылается в адрес отправителя налоговым органом, заверившим Справку.
В рамках реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.95, заключенного между нашими странами, аналогичный механизм подтверждения сведений о доходах физических лиц - граждан Республики Беларусь распространяется также и при поступлении письменных запросов из налоговых органов Республики Беларусь*.»
3. Письмо УМНС РФ по г. Москве от 22.01.2004 № 27-08/04191
«О подтверждении доходов граждан Республики Беларусь»
«Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве в соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.01.2004 № ЧД-6-26/23@ сообщает следующее*.
Положениями налогового законодательства Республики Беларусь при налогообложении физических лиц предусмотрено декларирование всех доходов физического лица - гражданина Белоруссии, в том числе полученных в иностранных государствах, причем документ, подтверждающий суммы полученных доходов и уплаченных в иностранном государстве налогов, должен быть подтвержден налоговым органом иностранного государства.
Сумма налога на доходы физических лиц, уплаченного в Российской Федерации, отражается в Справке о доходах физического лица за соответствующий год, представляемой по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 № БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год" (ранее - приказы МНС России от 30.10.2001 № БГ-3-04/458 и от 01.11.2000 N БГ-3-08/379). Справка о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса представляется организацией - налоговым агентом в налоговые органы по месту постановки на учет.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение данной Справки налоговыми органами Российской Федерации.
Вместе с тем гражданин Республики Беларусь может обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет организации-работодателя, выплатившей доход, с целью получения подтверждения сведений о суммах и видах полученных доходов и фактически удержанной сумме налога, данная информация должна предоставляться*.
Подтверждение Справки о доходах физического лица (гражданина Белоруссии), предназначенной для представления в официальные органы иностранных государств, производится на основании письменного запроса физического лица и Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).*
Налоговые органы сопоставляют сведения, указанные в Справке, с информацией, имеющейся в налоговом органе, и в случае их идентичности Справка о доходах физического лица, выданная организацией, выплатившей доход, заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и оттиском гербовой печати налогового органа.
В случае обращения налогоплательщика в налоговый орган по почте заверенная Справка высылается в адрес отправителя налоговым органом, заверившим Справку.
В рамках реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995, заключенного между нашими странами, аналогичный механизм подтверждения сведений о доходах физических лиц - граждан Республики Беларусь распространяется также и при поступлении письменных запросов из налоговых органов Республики Беларусь.»
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ от 21.04.1995 (орган, утвердивший документ или приложение к документу - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И (ИЛИ) ДРУГИЕ СУБЪЕКТЫ ПРАВА)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество
Статья 14
Доходы от работы по найму
«Вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, только если*:
а) вознаграждение выплачивается нанимателем* или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, или
б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве.»
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия от 28.07.1995
«О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства»
Статья 4. Порядок исполнения запроса о содействии
«Компетентные налоговые органы оказывают друг другу содействие в соответствии с национальным законодательством и в пределах своей компетенции*.
Запрашивающая налоговая служба может быть по ее просьбе оповещена о времени и месте проведения действий, осуществляемых во исполнение запроса о содействии, а ее представители при дополнительном согласовании могут присутствовать при их проведении.
Если запрос о содействии не может быть выполнен запрашиваемой налоговой службой, она в течение месяца со дня поступления запроса письменно уведомляет об этом запрашивающую налоговую службу с указанием причины отказа в содействии.
В исполнении запроса о содействии может быть отказано, если его исполнение противоречит национальному законодательству или практике запрашиваемой Стороны.
Запрашиваемая Сторона несет все расходы, связанные с исполнением запроса о содействии на ее территории.
Статья 5. Содержание предоставляемой информации
Компетентные налоговые органы по собственной инициативе или запросу о содействии предоставляют друг другу информацию относительно*:
регистрации предприятий, их филиалов и представительств, включая сведения об их местонахождении, подчиненности, форме собственности и другие;
открытия счетов в государственных и коммерческих банках юридическими и физическими лицами, а также наличия и движения на них денежных средств;
всех видов доходов и объектов налогообложения юридических и физических лиц, полученных на территории данной Стороны, уплаченных сумм налогов либо другой информации, связанной с налогообложением.»
6. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998
«О равных правах граждан»
«Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые "Договаривающиеся Стороны", в целях повышения уровня жизни народов, создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечения равных прав граждан Союза на территории каждой из Сторон, опираясь на стремление народов к единению, во исполнение целей и задач, возложенных на Союз Беларуси и России Уставом Союза Беларуси и России, основываясь на Договоре о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и развивая его положения в целях дальнейшего сближения своих народов и обеспечения действенной интеграции в различных сферах государственной и общественной жизни, договорились о нижеследующем*:
Статья 2
Граждане России и Беларуси имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях Договаривающихся Сторон.
Статья 3
Граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон.
Статья 7
Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.»
7. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4
«О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
«В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России постановляет*:
1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
2. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.
Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством государства трудоустройства.
При высвобождении работника, являющегося гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.
Статус безработного присваивается гражданину государством выезда в соответствии с его законодательством.
3. Все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет государство трудоустройства.
4. Национальным министерствам и ведомствам по вопросам труда, занятости и миграции давать необходимые разъяснения о порядке применения настоящего решения.
5. Принять к сведению, что Парламентское Собрание Сообщества Беларуси и России начнет работу по унификации законодательства о труде.
6. Настоящее решение вступает в силу с даты его подписания.»
С уважением,
Ваш персональный эксперт Пушечкина Ольга.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени