гражданское законодательство позволяет сторонам заключить любой не запрещенный законом договор, при этом соглашение может сочетать в себе разные виды договоров. Так, чтобы компенсировать ресурсоснабжающей организации № 2 расходы, связанные с выполнением обязательств ресурсоснабжающей организации № 1, стороны могут заключить соглашение о возмещении расходов РСО 2, в котором указать на обстоятельства, повлекшие за собой исполнение обязательств РСО 2, указать на обязанность РСО 1 компенсировать причиненные расходы, указать перечень расходов и размер оплаты (ближе всего это соглашение будет к возмездному оказанию услуг).
Также организации могут заключить посреднический договор, в котором следует указать, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (п. 2 ст. 425 ГК РФ), либо указать дату заключения договора до 1 января 2013 г.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендации «Системы Главбух», в статье журнала «Семинар для бухгалтера», в Библиотеке журнала «Главбух» «Все о суммовых и курсовых разницах», которые Вы можете найти в закладке «Журнал», в нормативно-правовом документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база».
1. Закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
11) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);*
28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения* (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
Статья 8. Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию
1. Регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
5_1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
2. Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
3. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
4. В случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения
1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.
2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.
3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель*, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Статья 13. Общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии
1. Потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
2. Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
2_1. Потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном статьей 15_1 настоящего Федерального закона.
3. Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.
4. Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
5. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
6. Теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона».
2. Рекомендация: Как доказать, что услуги были фактически оказаны
Если заказчик отказывается платить за оказанные ему по договору услуги, исполнитель вынужден доказывать тот факт, что они были фактически предоставлены (ст. 65 АПК РФ).
При этом глава 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ не предусматривает какого-либо определенного документа, который бы выступал в роли доказательства оказания услуг. Его составление отдано на усмотрение сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ).*
Акт об оказании услуг
Факт оказания услуг исполнителем и их получения заказчиком можно подтвердить актом об оказании услуг. Он должен содержать:
1) сведения о перечне и объеме оказанных услуг. Эта информация должна быть достаточно полной, чтобы исключить возможные споры. Иначе такой акт не будет признан надлежащим доказательством оказания услуг (постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2010 г. № КГ-А40/2431-10 по делу № А40-64974/09-106-459, определение ВАС РФ от 22 июля 2010 г. № ВАС-9853/10);
2) необходимые реквизиты:
название документа («акт об оказании услуг», также возможны наименования «акт сдачи-приемки», «акт приемки-передачи услуг» и т. д.);
дата составления акта. Акт должен быть подписан сторонами в срок, который они согласовали в договоре, или в разумный срок после завершения процесса оказания услуг (ст. 314 ГК РФ). Иначе заказчик сможет сослаться на пропуск исполнителем срока оказания услуг (постановление ФАС Московского округа от 30 марта 2011 г. № КГ-А41/2184-11 по делу № А41-20326/10);
реквизиты договора, исполнение которого подтверждает акт (наименование, дата, номер);*
реквизиты сторон договора (фирменное наименование, организационно-правовая форма, ОГРН, ИНН, юридический адрес);
данные лиц, подписавших документы (Ф.И.О., должность, подтверждающие полномочия документы);
личные подписи. Если акт подписан лицом, которое не было на это уполномочено, суд не примет такой акт в качестве доказательства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2009 г. по делу № А78-2895/2009).*
При подписании договора нужно особо проверить, может ли представитель заказчика подписывать акт. Таким правом обладают:
представители, которые действуют на основании доверенности (п. 5 ст. 185 ГК РФ);
представители, чьи полномочия явствуют из обстановки, в которой они действуют (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ);
органы юридического лица, которые могут действовать без доверенности (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
От наличия этих реквизитов зависит, будет ли составленный акт являться подтверждением оказания услуг или нет (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 мая 2009 г. по делу № А53-14323/2008).
Если акт об оказании услуг составлен должным образом и подписан сторонами, то суд признает его достаточным доказательством оказания услуг, и исполнитель сможет потребовать оплаты в силу статей 720 и 783 Гражданского кодекса РФ.
С. Н. Аристов
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
А. И. Бычков
начальник юридического отдела ЗАО «ТГК Салют»
Виктор Анохин
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, председатель Арбитражного суда Воронежской области в отставке
3. Статья: Проверьте, верно ли составлены договоры на оказание услуг или подряда
План семинара:
Договор подряда.
Договор возмездного оказания услуг.
Неграмотно составленный договор может обернуться для компании не только конфликтом с контрагентом, но и серьезными штрафами со стороны налоговиков. Как раз поэтому бухгалтеру очень важно оценить качество любого хозяйственного договора, его налоговую безопасность. Сегодня мы поговорим о двух очень распространенных и при этом имеющих немало подводных камней договорах подряда и возмездного оказания услуг. Они имеют много общего. Но тем не менее есть признаки, которые помогают их отличить и точно классифицировать сделку в учете.
Договор возмездного оказания услуг
По такому договору исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик – оплатить их (ст. 779 ГК РФ). В качестве предмета договора можно прописать обязательство совершить какое-либо действие. Допустим, доставить корреспонденцию или оказать услуги связи.
Результатом для заказчика будет полезный эффект. Он носит нематериальный характер. А в отличие от договора подряда тут никогда не появится нового объекта. Как определить, какие услуги оказаны – материальные или нематериальные? У последних есть две особенности. Первая – нет осязаемого результата. И вторая – деятельность не гарантирует достижения предполагаемого положительного итога. Ведь он зависит не только от качества услуг исполнителя, но и от самого потребителя*. К примеру, с человеком занимается репетитор. Так вот, результат работы зависит и от репетитора, и от самого обучающегося. Этот признак свойственен и всем иным видам нематериальных услуг.
В смешанных договорах надо обязательно разграничить нематериальный результат от оказанной услуги и материальный – от выполненной работы. К примеру, устная консультация аудиторской компании будет в пределах отношений по оказанию услуг. А письменное заключение той же организации должно регулироваться нормами о договоре подряда.
Еще одним важным условием договора возмездного оказания услуг является срок. Обязательно должны быть указаны начальный и конечный сроки оказания услуги. По соглашению сторон можно предусмотреть также и сроки завершения отдельных этапов услуг. Исполнитель несет ответственность за нарушение любого из них.
Основной обязанностью исполнителя является оказание услуги по заданию заказчика. В отличие от подрядчика риск лежит не на исполнителе. Это объясняется спецификой результата услуги, который носит нематериальный характер.
Если исполнить договор невозможно в результате обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, ответственность лежит на заказчике (п. 3 ст. 781 ГК РФ).
В этом случае он обязан возместить исполнителю фактически понесенные им расходы, если, конечно, иное не предусмотрено договором.
Бывает, что услуга оказана не совсем так, как прописано в договоре. Тут заказчику предоставляется ряд возможностей. Он по своему выбору вправе потребовать либо соразмерного уменьшения цены, либо безвозмездного оказания услуги заново с возмещением причиненных убытков.
Второй вариант применяется только в отдельных случаях. Все потому, что устранить отступления от условий договора можно и в ходе оказания услуги.
Если же отступления от условий договора в разумный срок не были устранены либо являются существенными, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (правильный ответ на вопрос № 2 теста – а).
Таким образом, последствия некачественной услуги различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков.
Когда недостатки не являются существенными, заказчик вправе воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в пункте 1 статьи 723 ГК РФ.
Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, он может потребовать возмещения убытков.
Основная обязанность заказчика – это оплата услуги в тот срок и в том порядке, которые указаны в договоре.
Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество оказываемых услуг, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность исполнителя (ст. 715 ГК РФ).
Что если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает услуги настолько медленно, что уложиться в срок становится явно невозможным? Тут заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
Если в процессе оказания услуг заказчику станет очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом, он может назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков. Но бывает, что и в этот срок исполнитель не справляется. Тогда заказчик опять же может отказаться от договора и потребовать возмещения убытков или поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя.
Конспект подготовил Ильфат Сыраев
О семинаре
Быстрый тест
О лекторе
В. Володарский
юрист, экономист, разработчик консалтинговых проектов, консультант по предпринимательскому праву и бизнес-планированию
Журнал «Семинар для бухгалтера», №12, декабрь 2012
4. Статья: 6. Посреднические договоры
Гражданским кодексом РФ предусмотрено три вида посреднических договоров:
договор комиссии (гл. 51 ГК РФ);
договор поручения (гл. 49 ГК РФ);
агентский договор (гл. 52 ГК РФ).
Общим в этих договорах является то, что посредник по поручению и за счет заказчика выполняет определенные действия. При этом каждый посреднический договор имеет свои особенности.
6.1. Особенности посреднических договоров
Договор поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ). При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Соглашение бывает как возмездным, так и безвозмездным, то есть вознаграждение выплачивается, когда оно предусмотрено законом, другими правовыми актами либо же самим договором.
Поверенный действует на основании доверенности, выданной доверителем. Он вправе переадресовать поручение другому лицу (заместителю), если уполномочен на это доверенностью или вынужден прибегнуть к такому шагу в интересах доверителя.
Поверенный исполняет поручение доверителя согласно его указаниям. Он может отступить от них, но только когда того требуют обстоятельства. И только в том случае, когда у поверенного не было возможности предварительно известить об этом доверителя.
Договор комиссии. По договору комиссии посредник (комиссионер) осуществляет сделку не от имени другой стороны (комитента), а от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ). У него же возникают и права, и обязанности по договору.
В отличие от договора поручения договор комиссии всегда возмездный. Если комиссионное вознаграждение договором не предусмотрено, а исходя из его условий размер оплаты определить нельзя, оплата производится по цене, устанавливаемой за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Комиссионер более свободен в действиях, чем поверенный. Договор комиссии может вообще не содержать указаний комитента, как исполнять поручение. В этом случае комиссионер поступает в соответствии с обычаями делового оборота.*
Агентский договор. По агентскому договору посредник (агент) работает либо от своего имени, либо от имени заказчика (принципала). То есть агентский договор может содержать элементы как договора поручения, так и договора комиссии (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
В первом случае руководствуются главой 49 Гражданского кодекса РФ, во втором – главой 51 кодекса.*
Отчет посредника. Посредник, исполнив поручения экспортера, обязан представить ему отчет (ст. 974, 999, 1008 ГК РФ). В отчете посредник должен указать:
дату перехода права собственности на отгруженные товары к покупателю (в случае если грузоотправителем выступает посредник);
сумму полученной выручки (авансов) и дату ее зачисления на расчетный счет или на транзитный валютный счет (в случае если посредник принимает участие в расчетах с иностранным покупателем);
сумму произведенных расходов, подлежащих возмещению посреднику.
На основании этого документа заказчик (комитент, доверитель, принципал) учитывает доходы и расходы по сделке.
Агентское вознаграждение. За свои действия посредник получает вознаграждение, которое включается в доход от реализации посреднических услуг. Вознаграждение может устанавливаться в твердой сумме или в процентах от цены сделки.
Кроме того, в состав доходов посредника может включаться и дополнительная выгода, полученная комиссионером, совершившим сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом (ст. 992 ГК РФ).
В бухгалтерском учете посредническое вознаграждение, а также дополнительная выгода являются для посредника доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Они отражаются на счете 90 «Продажи» субсчет «Выручка» аналитический счет «Выручка от оказания посреднических услуг».
Посредническое вознаграждение и дополнительная выгода принимаются к учету как выручка от оказания услуг, исходя из цены, установленной соглашением сторон.*
Если в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена из его условий, то посредническое вознаграждение подлежит оплате по цене аналогичных услуг (п. 3 ст. 424 ГК РФ), а дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 992 ГК РФ).
В налоговом учете посредническое вознаграждение и дополнительная выгода включаются в состав доходов от реализации (ст. 249 НК РФ).
Датой признания доходов и расходов посредника при методе начисления признается дата фактического оказания услуги заказчику, и эта дата не зависит от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Дата фактического оказания посреднической услуги определяется на основании положений посреднического договора, а именно:
по окончании исполнения посреднического договора;
на последнюю дату отчетного периода по договору (если договор долгосрочный или предусматривает выполнение посредником нескольких операций в течение определенного времени);
на дату представления отчета или на дату подписания акта об оказании услуг (о выплате вознаграждения).
В посредническом договоре необходимо прописать момент выплаты вознаграждения. Если посредник участвует в расчетах с покупателем, то он может удерживать посредническое вознаграждение из выручки от реализации товаров, работ, услуг, которая поступит на его расчетный счет или транзитный валютный счет. Если же посредник не участвует в расчетах с покупателем, то посредническое вознаграждение ему будет перечислять заказчик.
Посреднические услуги являются объектом обложения НДС. Налоговая база по НДС у посредника определяется как сумма доходов, полученных им в виде вознаграждения или в виде иных доходов при исполнении посреднического договора (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Возмещаемые расходы. Помимо выплаты посреднического вознаграждения заказчик обязан возместить ему все расходы, связанные с исполнением поручения. По общему правилу не возмещаются только расходы, связанные с хранением товара, переданного на реализацию.
К возмещаемым, в частности, относятся:
расходы, связанные с приобретением иностранной валюты у банка;
убыток, возникающий вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
курсовые разницы, образующиеся у комиссионера по расчетам с иностранным продавцом;
суммы таможенных платежей, уплачиваемых при экспорте или при импорте товаров;
расходы на перевозку товаров.
Заказчик возмещает расходы посредника на основании отчета, представленного посредником и при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы.
Суммы возмещения затрат, произведенные посредником в ходе выполнения своих обязательств по посредническому договору, не учитываются в составе доходов посредника. Но только в случае, когда такие затраты не подлежат включению в состав расходов посредника согласно условиям посреднического договора.
Если же посредник осуществляет расходы, которые не возмещаются заказчиком, то, по мнению Минфина, такие расходы посредник вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 7 августа 2009 г. № 03-03-06/1/521).*
Имущество и денежные средства заказчика. Денежные средства, а также стоимость имущества, которое посредник получил в связи с исполнением своих обязательств по посредническому договору, не включается в доходы при расчете налога на прибыль (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В состав расходов не включается стоимость имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, в связи с исполнением обязательств по договору комиссии (п. 9 ст. 270 НК РФ).
Доходы заказчика. Доходом комитента или принципала является выручка от реализации товаров, работ, услуг, принадлежащих ему на праве собственности.
Датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) у комитента и принципала признается дата реализации принадлежащего ему имущества (имущественных прав), которая указана в извещении агента о реализации и (или) в его отчете (п. 3 ст. 271 НК РФ).
В состав расходов комитента или принципала включается:
посредническое вознаграждение, которое заказчик выплачивает посреднику;
расходы, которые произвел посредник в интересах комитента или принципала при выполнении обязательств по посредническому договору.
Напомним, что при методе начисления расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде, когда они возникают исходя из условий сделок.
Библиотека журнала «Главбух». Все о суммовых и курсовых разницах
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени