Из Вашего вопроса можно сделать вывод, что речь идет не о рекламных журналах (буклетах), а о выпускаемой Вами продукции – печатных изданиях.
В таком случае речь идет о бесплатной раздаче образцов продукции. Распространение журналов на выставках, можно отнести к рекламным расходам. Раздача журналов в рекламных целях может быть подтверждена, например, отчетом о распространении образцов продукции на выставке.
Если из оформляемых Вами документов видно, что журналы раздавались определенному кругу лиц (например, потенциальным клиентам на переговорах), то такие расходы можно отнести к представительским.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух VIP-версия».
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете расходы на рекламу готовой продукции
Расходы на рекламу готовой продукции непосредственно связаны с ее реализацией. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). Корреспонденция счета 44 с другими счетами зависит от вида рекламных расходов.
Например, если организация (издательство) включает собственную рекламу в выпущенный ею журнал, на счете 44 учтите только те расходы на производство тиража, которые соответствуют затратам на изготовление рекламы в этом тираже.
Если организация передает часть готовой продукции в качестве образцов для демонстрации (с последующей раздачей), учтите ее отдельно на субсчете 43 «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»:
Дебет 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях» Кредит 43 субсчет «Готовая продукция на складе»
– отражена стоимость готовой продукции, переданной для демонстрации.
После раздачи образцов спишите затраты на счет 44:
Дебет 44 Кредит 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»
– отражена стоимость реализованных образцов;
Дебет 90-2 Кредит 44
– отражены рекламные расходы в себестоимости продаж.
Если услуги по рекламе готовой продукции оказывает сторонняя организация, в бухучете сделайте проводку:
Дебет 44 Кредит 60
– отражена стоимость услуг сторонней организации.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов, счета 43 и 44.
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Что относится к рекламе
Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:
отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;
эфирные справки телерадиостанций;
справки метрополитена об оказании рекламных услуг.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71.
НДФЛ
Стоимость призов, подарков, сувениров, раздаваемых в ходе рекламной компании физическим лицам, является их доходом в натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Этот доход облагается НДФЛ в случае, если стоимость рекламной продукции, переданной конкретному физическому лицу за налоговый период, превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217, п. 1 ст. 210 НК РФ). Со стоимости рекламной продукции меньше этого порога исчислять и удерживать НДФЛ не нужно.
Подробнее об этом см.:
Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении призов (выигрышей), полученных гражданами в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи (лотереи, проводимой в целях рекламы товаров);
Нужно ли сдать в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ в отношении призов (выигрышей), полученных гражданами в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи (лотереи, проводимой в целях рекламы товаров).
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Ненормированные расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:
рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, в том числе Интернет (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Нормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:
приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.
Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.
Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).
ОСНО: НДС
Если при расчете налога на прибыль расходы на рекламу учитываются не полностью (в пределах норм), сумму вычета по НДС нужно определять пропорционально доле расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. «Входной» НДС, относящийся к сверхнормативной сумме таких затрат, к вычету не принимается и при расчете налога на прибыль не учитывается (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ). Подробно об этом см. Как принять к вычету НДС по нормируемым расходам.
По рекламным расходам, которые можно учесть без ограничения, «входной» НДС полностью примите к вычету при выполнении всех необходимых условий.
НДС: льгота
Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение единицы таких товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация вправе отказаться от льготы по НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). О том, выгодно или нет организации применять такую льготу, см. Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Статья:Безопасный учет расходов на рекламу в самых затруднительных ситуациях
Контрагентам передают образцы продукции
Компания передает образцы своей новой продукции контрагентам. Можно ли учесть эти расходы как рекламные?
Чиновники считают, что нет. Ведь реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона № 38-ФЗ). А в данном случае образцы раздаются вполне конкретным организациям. Более того, по мнению контролеров, такие расходы вообще нельзя учесть. Потому что они связаны с безвозмездной передачей имущества (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 03-03-06/1/777. Конечно, эта точка зрения не бесспорна. И если компания заключит договор на поставку новой продукции с покупателем, который получил образцы, расходы можно попробовать отстоять. Ведь они, без сомнения, принесли реальную отдачу. А список затрат в целях налога на прибыль открыт.
Все гораздо проще, когда образцы (тестеры) раздают потенциальным покупателям в магазине. Тогда расходы можно учесть в качестве рекламных (подп. 28 п. 1 ст. 264 кодекса). Правда, их придется нормировать.
Семь неоднозначных ситуаций с рекламными расходами
Ситуация Можно ли учесть затраты, и если да, то как Надо ли нормировать затраты
Организация передает образцы продукции: — контрагентам; При расчете налога на прибыль расходы лучше не учитывать
— потенциальным покупателям в магазине Расходы списать как рекламные Да
Организация проводит дегустацию: — среди конкретных клиентов; При расчете налога на прибыль расходы лучше не учитывать
— в магазине, круг участников не ограничен Расходы можно списать как рекламные Да
Компания раздает сувениры: — контрагентам во время переговоров; Расходы можно учесть в качестве представительских Да
— во время рекламной акции неопределенному кругу лиц Расходы можно списать как рекламные Да
Комментирует Александра Бахвалова, специалист отдела налогообложения прибыли (доходов) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Если сувениры вручают во время официальных переговоров, их стоимость можно отнести к представительским расходам
—Допустим, компания раздает контрагентам сувениры со своим логотипом. В данном случае затраты нельзя отнести к рекламным. Ведь сувениры передаются вполне определенному кругу лиц.
Однако если это происходит во время официальных переговоров с контрагентами, расходы можно учесть в качестве представительских.
Напомним, что представительские затраты нормируются. Их размер не должен превышать 4 процентов от расходов компании на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
Обратите внимание: в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на сувениры прямо не поименованы. Поэтому у инспекторов могут возникнуть вопросы к такого рода затратам. Но если налоговики их снимут, это решение ИФНС можно оспорить в суде.
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 10, МАЙ 2011
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени