да, ресурсоснабжающая организация, являющаяся получателем денежных средств, принимая коммунальные платежи населения, может оплачивать также комиссию банка, поскольку кредитная организация вправе удерживать комиссионное вознаграждение с получателя денежных средств, если это предусмотрено соглашением с клиентом (Статья 29 Закона о банках и банковской деятельности).
Кроме того по мнению Банка России, Закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» не содержит положения об удержании комиссии за осуществление перевода денежных средств исключительно с плательщика. В соответствии с условиями договоров, заключаемых операторами по переводу денежных средств с клиентами, которыми могут быть как плательщики, так и получатели денежных средств, комиссионное вознаграждение оператору может уплачиваться получателем, а не плательщиком (Информация Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Письмо Минфина РФ от 07.07.2009 N 03-07-05/2 «Об отсутствии оснований для налогообложения НДС платы (комиссионного вознаграждения), взимаемой банком с организаций - получателей денежных средств, принятых от физических лиц за услуги связи, коммунальные услуги, услуги по обслуживанию жилищного фонда».
«В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. В перечень таких операций включены операции по кассовому обслуживанию физических лиц.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением инкассации) относится к банковским операциям. В связи с этим такие операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" предусмотрено, что через кредитные организации (их филиалы), имеющие лицензию Банка России, предусматривающую открытие и ведение банковских счетов физических лиц и (или) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), производятся безналичные расчеты физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, прием банками денежных средств физических лиц в счет оплаты услуг связи, коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилищного фонда и безналичные переводы этих денежных средств на открытые в этом или ином банке банковские счета организаций, реализующих физическим лицам данные услуги, относятся к банковским операциям, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому плата (комиссионное вознаграждение), взимаемая банком с организаций - получателей денежных средств в соответствии с заключенными с ними договорами о приеме и перечислении указанных денежных средств, налогом на добавленную стоимость не облагается*.»
2. Информация Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
«Вопрос: Исходя из анализа норм части 2 статьи 5 Закона N 161-ФЗ, можно предположить, что комиссию за банковский перевод может оплачивать исключительно плательщик. Может ли обязанность по уплате комиссионных расходов банку быть перенесена с плательщика на получателя денежных средств (в том числе по договоренности между банком-отправителем и получателем средств либо между получателем и отправителем) или на банк получателя (в том числе по договоренности с ним или по договоренности между банком получателя и получателем)?
Ответ: Согласно части 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 161-ФЗ относятся плательщики и получатели средств. Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ.
Кроме того, Закон N 161-ФЗ не содержит положений, ограничивающих возможность получения комиссионного вознаграждения с получателя денежных средств в рамках иных гражданско-правовых договоров. При этом часть 10 статьи 8 Закона N 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств*».
3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 N 09АП-19780/2011-ГК
«Жилищно-строительный кооператив "Лань" обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании размере 591 799 руб. 08 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 исковые требования удовлетворены.
При этом суды исходил из подтвержденности факта возникновения у ответчика неосновательного обогащения, возникшего в результате переплаты истцом стоимости отпущенной ОАО "МОЭК" тепловой энергии.
01.11.1996 между ЖСК "Лань" и ГУП "Мосгортепло" (правопредшественник ОАО "МОЭК") заключен договор энергоснабжения N 6.10904, который прекратил свое действие 01.01.2005.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2005 года по делу N А40-56985/05-61-464 суд обязал ОАО "МОЭК" заключить с истцом новый договор энергоснабжения.
Исковые требования по настоящему делу мотивированы тем, что в результате неправильных расчетов, произведенных ответчиком, истец переплатил за отопление и горячее водоснабжение жилого дома за период с декабря 2006 года по февраль 2010 года в размере 591 799 руб. 08 коп.
При этом ссылается на то, что переплата образовалась в результате того, что ответчик не учитывал тепловые потери в распределительных сетях, необоснованно в 2006 году снял тепловую нагрузку на отопление ФГУП НПФ "Ресма-1", а также на то, что истец повторно оплатил комиссионное вознаграждение банку в размере 3%.
Истец также указывает, что за период с декабря 2006 года по декабрь 2008 года повторно оплачивал вознаграждение ОАО АКБ "Сбербанк России" в размере 3% по платежным требованиям ответчика.*
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что суд необоснованно не удовлетворил ходатайство истца об истребовании от ответчика копий выписок из банковского лицевого счета ОАО "МОЭК" за период с января 2007 года по декабрь 2008 года.
Между тем, в материалах дела имеется письмо ОАО АКБ "Сбербанк России" N 11-27878 от 03.11.2010, адресованное Председателю правления ЖСК "Лань", в котором указано, что в соответствии п. 5.1 договоров заключенных между ЖСК "Лань" и ОАО АКБ "Сбербанк России" N 59/05 (действовал с 04.02.2005 по 22.01.2007), N 64/07 (действовал с 01.02.2007 по 10.01.2009), все суммы платежей, принятые банком в пользу ЖСК "Лань", за вычетом комиссионного вознаграждения, перечислялись на расчетный счет ЖСК "Лань" не позднее дня, следующего за днем поступления в банк платежа (т. 5, л.д. 41).
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации Письмо от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги", расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК.
Законодательством не предусмотрено возмещение ресурсоснабжающей организацией каких-либо затрат в том числе, комиссионного вознаграждения за проведение банком операций по расчетному счету ТСЖ.*
Списание комиссионного вознаграждения произведено банком, данные денежные средства на счет ответчика не поступали.
Как установлено п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 названного Кодекса.
Из содержания данной статьи следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
Таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.»
10.12.2013 г.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени