сообщаем следующее: Из Указания ЦБР от 21 июня 2013 г. № 3020-У следует, что памятные и инвестиционные монеты, являющиеся законным средством платежа на территории России, изготовленные с применением сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, могут обращаться как в качестве средств наличного платежа, так и использоваться в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации.
В данном Указании речь идет о российских монетах, однако, из него можно сделать вывод, что памятные монеты из драгметаллов, изготовленные с применением сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, могут быть средством платежа, предметом инвестирования или коллекционирования.
Памятную монету из драгметалла, предназначенную для использования в качестве подарка, отразите на счете 10.
Так как в Вашей ситуации монеты приобретаются не как средство платежа, учитывать их на счете 50 оснований нет. Также данная монета приобретается не с инвестиционными целями (т.е. не для того, чтобы со временем перепродать по более высокой стоимости), поэтому ее нельзя отражать и на счете 58.
Если данная монета является средством платежа иностранного государства (на нее имеется выданный банком сертификат), то при передаче ее сотруднику в качестве подарка НДС начислять не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Письмо Центрального банка РФ от 23 апреля 2012 г. № 29-5-2-5/2921
«Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с подтверждением статуса монет из драгоценных металлов, выпущенных иностранными государствами, в качестве законного средства наличного платежа.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача) на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).
Указанное освобождение от налогообложения НДС возможно только при наличии документального подтверждения статуса монет из драгоценных металлов.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Поскольку перечень документов, подтверждающих право на применение указанного освобождения, НК РФ не установлен, статус монет, по мнению Минфина России (Письмо от 09.11.2011 № 03-07-05/35), может подтверждаться любыми документами, применяемыми в обычае делового оборота.
Как правило, документом, подтверждающим статус монеты иностранного государства, является сертификат, в котором указываются характеристики монеты (номинал, вид и содержание в ней химически чистого драгоценного металла, вес, качество чеканки, тираж и др.). Однако на практике имеют место случаи, когда сертификат отсутствует.
Какой доступный официальный источник информации может быть использован для подтверждения статуса монеты в качестве законного средства платежа в случае отсутствия сертификата в целях освобождения от уплаты НДС?
Ассоциация российских банков
Ответ: В связи с письмом сообщаем, что статус законного средства платежа монет иностранных государств устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами каждого государства, поэтому сообщения эмиссионных институтов и уполномоченных ими организаций о выпуске в обращение монет, размещаемые в средствах массовой информации, как правило, не содержат сведений о платежном статусе монет.
В этой связи в качестве источников информации о платежном статусе монет иностранных государств можно рассматривать официальные письма эмиссионных институтов этих государств или уполномоченных ими организаций с подтверждением платежного статуса монет, направляемые российским распространителям этих монет по их запросам».
2. Письмо Центрального банка РФ от 6 августа 2013 г. № 02-29-7/3313
«Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в связи с Письмом Банка России от 23.04.2012 № 29-5-2-5/2921, а также современным состоянием рынка монет из драгоценных металлов.
Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монет "Георгий Победоносец"). Анонсированный Банком России тираж золотых монет "Георгий Победоносец" в количестве 500 000 штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа "Сочи-2014" (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке.
Вследствие указанного состояния рынка монет Банка России из драгоценных металлов многие кредитные организации планируют осваивать рынок монет из драгоценных металлов иностранных государств (Камеруна, Ниуэ, островов Конго, Соломоновых островов, Виргинских островов, Токелау, островов Кука и др.).
Однако возникает вопрос относительно правового режима сделок с монетами из драгоценных металлов иностранных государств. Если указанные монеты являются законным средством платежа на территории страны своего происхождения, то в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) такие монеты следует считать валютной ценностью. Поэтому использование указанных монет в качестве предмета валютных операций может осуществляться только в соответствии с указанным Законом № 173-ФЗ. Однако в отличие от обычных монет и банкнот иностранных государств монеты иностранных государств из драгоценных металлов используются в обороте не в качестве средства платежа, а в качестве инвестиционного актива. Указанная особенность оборота монет из драгоценных металлов никак не регулируется Законом № 173-ФЗ, в связи с чем на практике постоянно возникают различные вопросы.
Прямые запреты на покупку/продажу монет иностранных государств из драгоценных металлов действующим законодательством не установлены. Информация об эмиссии монет иностранных государств из драгоценных металлов до сведения кредитных организаций не доводится. Отсутствуют и нормативные акты Банка России, регулирующие специальный порядок работы с этими монетами, включая порядок их бухгалтерского учета.
Сложившаяся практика показывает, что большинство кредитных организаций покупает монеты иностранных государств на вторичном рынке. Эти монеты могут быть ввезены на территорию Российской Федерации физическими лицами, которые, находясь за границей, купили их в иностранных банках. При этом у физических лиц, как правило, отсутствуют официальные документы эмиссионных институтов иностранных государств, подтверждающие, что эти монеты являются законным средством платежа.
По указанной причине российские кредитные организации вынуждены получать информацию о том, являются ли конкретные монеты иностранных государств законным средством платежа, как правило, из официальных интернет-ресурсов эмиссионных институтов или в нумизматических изданиях.
Отдельного внимания заслуживает рынок инвестиционных монет иностранных государств, процедура распространения которых не предусматривает наличие рассматриваемого сертификата. Поэтому информацию о том, являются ли эти монеты законным средством платежа, кредитные организации получают только из Интернета.
Кроме того, кредитные организации работают с монетами, у которых отсутствует подтверждение их платежного статуса, поскольку они вышли из обращения. Операции с такими монетами подлежат налогообложению НДС.
Вправе ли кредитные организации использовать на вторичном рынке при совершении операций с иностранными монетами из драгоценных металлов сертификат подтверждения их платежного статуса, выданный на первого распространителя (иностранное юридическое лицо, нумизматическое издание)?
Вправе ли кредитные организации, совершающие сделку купли-продажи иностранных монет, требовать от физического лица - продавца сертификат подтверждения платежного статуса этих иностранных монет из драгоценных металлов, если он был выдан на имя продавца?
Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею инвестиционная иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Могут ли кредитные организации совершать операции с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, Российской Федерации, СССР, которые не являются законным средством платежа?
Ответ: В ответ на письмо о правилах работы кредитных организаций с монетами из драгоценных металлов иностранных государств Банк России сообщает следующее.
Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, а также нормативными актами Банка России, осуществляет операции исключительно с денежными знаками, включая монеты из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
Соответственно, нормативные акты Банка России, регламентирующие порядок реализации кредитным организациям - резидентам монет из драгоценных металлов, затрагивают только эту категорию монет.
Положение Банка России от 01.11.1996 № 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" устанавливает требования Банка России к проведению кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и определяет порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами, к которым относятся слитки золота, серебра, платины, палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации. Операции с монетами из драгоценных металлов, не являющимися валютой Российской Федерации, осуществляются кредитными организациями только при наличии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами.
Вопросы установления статуса монет из драгоценных металлов в качестве законного средства наличного платежа относятся к исключительной компетенции эмиссионных институтов соответствующих государств.
Критерием признания статуса иностранных монет из драгоценных металлов (законным средством наличного платежа) является официальное сообщение соответствующего эмиссионного института или иной способ доведения информации о законных средствах наличного платежа, определенный законодательством соответствующего государства.
Такими институтами могут быть центральные (государственные, национальные) банки, министерства финансов, в отдельных случаях другие уполномоченные организации».