в данном случае приобретенное имущество (холодильник), Вам необходимо было учесть на счете 01 или 10 (в зависимости от его стоимости). Если холодильник не использовался в производственной деятельности, то расходы в виде его стоимости или амортизации нужно было списать на счет 91.
Поэтому в данном случае Вам необходимо сделать исправления в бухучете. А далее произвести возврат холодильника поставщику.
Унифицированной формы документа, служащего для возврата принятого на учет товара, нет. Поэтому Ваша организация может задокументировать возврат товарной накладной по форме № ТОРГ-12 или расходной накладной, составленной в произвольной форме. При этом расходная накладная должна содержать все необходимые реквизиты первичной документации, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Если Ваша организация является плательщиком НДС, то на стоимость возвращаемого холодильника Вы обязаны выставить бывшему поставщику счет-фактуру (подп. «а» п. 7 раздела II Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Возврат в бухучете произвести по аналогии с рекомендацией, приведенной в ответе.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Ошибки, выявленные в бухучете и бухгалтерской отчетности, должны быть исправлены (п. 4 ПБУ 22/2010).
Причины ошибок
Ошибки могут быть обусловлены:*
– неправильным применением законодательства о бухучете;
– неправильным применением учетной политики организации;
– неточностями в вычислениях;
– неправильной классификацией (оценкой) фактов хозяйственной деятельности организации;
– недобросовестными действиями должностных лиц.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Не являются ошибками неточности (пропуски) в отражении хозяйственной операции, выявленные при получении новой информации об этой операции (которая не была доступна на момент ее отражения (неотражения) в бухучете (отчетности)).
Об этом сказано в пункте 2 ПБУ 22/2010.
Основание для исправлений
Исправления в бухучет вносите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Ими могут быть:*
– первичные документы, не отраженные в учете в соответствующем отчетном периоде;
– бухгалтерские справки с обоснованием исправлений.
Виды ошибок
Порядок исправления ошибок в бухучете и отчетности зависит от характера допущенной ошибки и от того, в какой период она была совершена и обнаружена. На практике возможны следующие варианты:*
– ошибка выявлена до окончания года, в котором она была совершена;
– ошибка обнаружена после окончания года, но до даты подписания отчетности;
– ошибка выявлена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям;
– ошибка обнаружена после представления подписанной отчетности внешним пользователям, но до даты ее утверждения;
– ошибка выявлена после утверждения годовой отчетности.
Ошибка выявлена до окончания года
Если ошибка выявлена до окончания года, в котором она была совершена, то исправительные записи внесите в том месяце отчетного периода, когда ошибка была обнаружена (п. 5 ПБУ 22/2010).*
Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.*
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Ситуация: как отразить в бухучете использование чистой прибыли, полученной по итогам года, на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.)
Если организация направляет чистую прибыль на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.), то ее использование отражайте только на субсчетах, открытых к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».*
Корреспонденция счетов для указанного случая в Плане счетов не предусмотрена. Однако в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией к плану счетов (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).
Общее сальдо по счету 84 на момент приобретения не меняется. Дело в том, что сами по себе инвестиции за счет чистой прибыли не приводят к уменьшению валюты баланса. Меняется только структура активов. Контролировать наличие и расходование нераспределенной прибыли позволяет аналитический учет по счету 84. То есть в аналитическом учете можно разделять средства, использованные в качестве финансового обеспечения покупки нового имущества, и те средства, которые еще не использованы (письмо Минфина России от 21 марта 2011 г. № 07-02-06/31).
На дату решения об использовании чистой прибыли сделайте проводку:*
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– направлена чистая прибыль (ее часть) на приобретение имущества.
На дату отражения имущества в бухучете сделайте проводку:
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли»
– отражено использование чистой прибыли (ее части).
Пример отражения в бухучете использования чистой прибыли, полученной по итогам года, на финансирование капитальных вложений*
В бухгалтерской отчетности ЗАО «Альфа» за 2012 год отражена чистая прибыль в размере 1 000 000 руб. 29 марта 2013 года на общем собрании акционеров «Альфы» было принято решение о распределении части чистой прибыли, полученной за 2012 год. На основании протокола общего собрания акционеров чистая прибыль в размере 500 000 руб. была направлена на финансирование капитальных вложений. 15 апреля 2013 года за счет этих средств организация приобрела производственное оборудование стоимостью 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.).
Для отражения приобретения имущества бухгалтер использует субсчета к счету 84: «Чистая прибыль, подлежащая распределению», «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений».
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.
29 марта 2013 года:
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– 500 000 руб. – направлена часть чистой прибыли на финансирование капитальных вложений.
15 апреля 2013 года:
Дебет 08 Кредит 60
– 300 000 руб. – приобретено производственное оборудование;
Дебет 19 Кредит 60
– 54 000 руб. – учтен «входной» НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 354 000 руб. – перечислены поставщику денежные средства за производственное оборудование;
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений»
– 354 000 руб. – отражено использование чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений;
Дебет 01 Кредит 08
– 300 000 руб. – введено в эксплуатацию оборудование;*
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по производственному оборудованию.
По данным аналитического учета:
– остаток чистой прибыли за 2012 год составляет 500 000 руб. (1 000 000 руб. – 500 000 руб.). Эту сумму учредители могут использовать по своему усмотрению;
– остаток средств в составе чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, составляет 146 000 руб. (500 000 руб. – 354 000 руб.). Эту сумму организация может использовать по целевому назначению.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация: Как начислить амортизацию основных средств в бухучете
Дебет 91-2 Кредит 02
– начислена амортизация по основному средству, используемому в прочих видах деятельности (например, по арендованному основному средству, если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности арендодателя, или по объекту непроизводственного назначения).*
Такие проводки нужно делать ежемесячно (п. 21 ПБУ 6/01).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
4.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении возврат товаров поставщику в случаях, предусмотренных законодательством
Унифицированной формы документа, служащего для возврата принятого на учет товара, нет. Поэтому организация может задокументировать возврат товарной накладной по форме № ТОРГ-12 или расходной накладной, составленной в произвольной форме. При этом расходная накладная должна содержать все необходимые реквизиты первичной документации, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Если покупатель является плательщиком НДС, то на стоимость возвращаемых товаров он обязан выставить бывшему поставщику счет-фактуру (подп. «а» п. 7 раздела II Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).*
Бухучет: возврат товаров
Бухучет возврата товаров продавцу зависит от того, в какой момент происходит возврат:*
- непосредственно при приемке товара;
- после принятия товара на учет.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении возврата товара поставщику в случаях, предусмотренных законодательством. Возвращаемые товары были оприходованы на счет 41*
В июне ЗАО «Альфа» (покупатель) заключило договор с ООО «Торговая фирма "Гермес"» (продавец) на поставку 100 единиц товара общей стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). В этом же месяце товары были поставлены.
В июле «Альфа» выяснила, что вся партия не соответствует условиям договора по качеству. «Альфа» приняла решение вернуть поставщику всю партию товара.
В бухучете «Альфы» были сделаны следующие проводки.
В июне:
Дебет 41 Кредит 60
– 100 000 руб. – оприходован товар;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – учтен НДС по поступившим товарам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС.
В июле:
Дебет 60 Кредит 41
– 100 000 руб. – отражен возврат бракованных товаров;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС со стоимости возвращенных товаров;
Дебет 60 Кредит 91-1
– 18 000 руб. – сумма начисленного НДС со стоимости возвращенных товаров предъявлена продавцу.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга