Уважаемая СвВозмещение необходимо оформлять любыми из документов, формы которых утверждены в составе Вашей учётной политики, и в полном соответствии с требованиями ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. При этом нужно заключать с подрядчиком договор возмещения затрат или оговорить условия такого возмещения в договоре подряда.
Подробно порядок оформления первичных документов приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1.Рекомендация:Как организовать документооборот в бухгалтерии
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Формы первичных документов утверждает руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:*
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должностей лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Первичные документы составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Типовые формы
Унифицированные формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению*. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов.
Как утвердить формы
Формы первичных документов утвердите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Книга:1.3. Договорные отношения
Сделки юридических лиц между собой и индивидуальными предпринимателями должны совершаться в письменной форме (п. 1 ст. 158, подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). А значит, письменного оформления требует не только договор, но и действие, влекущее его прекращение в результате исполнения. При этом исполнение, как правило, представляет собой хозяйственную операцию (факт хозяйственной жизни)*.
Строго говоря, закон о бухгалтерском учете не обязывает контрагентов компании участвовать в оформлении необходимых ей первичных документов, в том числе их подписывать. Но мы убедились, что такая обязанность вытекает из норм гражданского права*.
Итак: исполнение договора требует письменного оформления*.
Договор первичным учетным документом не является. Но в первичном документе, удостоверяющем исполнение договора, он упоминается – при характеристике содержания хозяйственной операции. Поэтому с позиций бухучета договор и относящийся к нему первичный документ неразделимы*.
Иногда в отсутствие договоров налоговые инспекторы отказывают в признании расходов в целях налогообложения. Пример – в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2011 г. № А44-4622/2010. Хотя до настоящего времени арбитры эту позицию не поддерживали, случиться может всякое1*.
Заключенный договор не обязательно должен соответствовать видам, охарактеризованным в Гражданском кодексе*.
Прежде всего, стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом. Такой договор именуется смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в нем содержатся (п. 3 ст. 421 ГК РФ)*.
Кроме того, заключенный договор может быть вообще не предусмотрен законодательством (п. 2 ст. 421 ГК РФ)*. В качестве такого примера укажем на весьма популярный договор предоставления персонала, или аутсорсинга2. Главное – чтобы договор соответствовал обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В противном случае договор считается ничтожным (ст. 168 ГК РФ)*.
Обратите внимание: наименование договора не является решающим для его юридической квалификации. Так, на транспортном рынке предлагаются услуги мувинга (от англ. глагола move – перевозить, переезжать). Гражданское законодательство подобных услуг не предусматривает. Мувинговые компании предлагают профессиональные услуги по офисным переездам. Это комплексное обслуживание, включающее: сборку и разборку мебели, упаковку и маркировку имущества, работы по погрузке и разгрузке, доставку вещей и их расстановку на новом месте, утилизацию мусора. Подобный договор нужно квалифицировать как смешанный (ст. 431 ГК РФ). Одним из его элементов являются услуги транспортной экспедиции (подробнее о них – в разделе 1.3.2)*.
________________________
1 Примечательно, что в пункте 10 статьи 172 Налогового кодекса РФ договор отнесен к первичным документам*.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ».
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ