Организация может выдавать дисконтные карты покупателям, в том числе другим организациям.
Подробный порядок учета дисконтных карт приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
Статья:Использование дисконтных карт. Вопросы учета
При реализации дисконтных карт покупателям торговая фирма должна облагать доход от их продажи в рамках общего или упрощенного режима налогообложения. Такой вывод следует из письма ФНС России от 16 августа 2011 г. № АС-4-3/13324@.
Организационные вопросы применения дисконтных карт
Введение системы применения дисконтных карт предполагает предварительную работу:
- до введения таких карт должна быть сформирована соответствующая система документооборота;
- требуется разработать и утвердить приказом об учетной политике порядок бухгалтерского учета продаж по дисконтным картам, методы и способы учета продаж по дисконтным картам, поскольку действующее законодательство не содержит необходимых нормативных документов;
- крупным торговым фирмам, у которых большой ассортимент продаваемых товаров, в форме реестра цен следует предусмотреть графу «цена со скидкой по дисконтной карте» (чтобы не производить уценку товара и не составлять соответствующий акт на каждый вид товара);
- право торговать по дисконтным картам на первом этапе необходимо оформить внутренними нормативными документами, такими как:
- положение о применении дисконтных карт;
- приказ о маркетинговой политике (данный документ может быть составной частью учетной политики);
- приказ руководителя об утверждении прайс-листов с перечнем всего ассортимента продаваемых товаров и идентификацией товара, для которого предусматриваются скидки;
- приказ об уценке сезонного или залежалого товара;
- положение о переоценке товара по причине истечения его срока годности, а также приближения даты истечения срока годности или срока реализации.
Бухгалтерский учет операций
На основании пункта 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» дисконтные карты следует учитывать в составе материально-производственных запасов и принимать к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат на их приобретение или изготовление за исключением НДС (п. 5, 6 ПБУ 5/01).
Соответственно, если руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, оприходование дисконтных карт, приобретенных для продажи, отражается:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- вариант 1: в составе материалов. Тогда к счету 10 субсчету «Прочие материалы» открывается субсчет второго порядка «Дисконтные карты».
- вариант 2: в составе товаров. В этом случае субсчет открывается к счету 41 «Товары» (его также можно назвать субсчетом «Дисконтные карты»).*
Выбор способа учета дисконтных карт для целей бухгалтерского учета должен стать элементом учетной политики для целей бухучета.
Исчисление НДС
При реализации дисконтных карт НДС исчисляется в общеустановленном порядке.
«Входной» НДС, предъявленный изготовителем карт, подлежит вычету на основании счетов-фактур и соответствующих первичных документов после принятия активов на учет.*
Если передача дисконтных карт покупателям производится безвозмездно, в том числе в рамках рекламной кампании, данная хозяйственная операция также признается реализацией и является объектом обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. При этом можно воспользоваться правом, предоставленным подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. А именно: если затраты на изготовление карт составляют меньше 100 руб. за единицу и предприятие торговли выдает посетителям карты в рамках проведения рекламной акции, то облагать их безвозмездную передачу НДС не нужно.
Если фирма решила воспользоваться данной льготой, свой выбор ей надо закрепить в учетной политике, равно как и отказ от применения льготы.
«Входной» налог от поставщика в этом случае следует включать в стоимость приобретенных дисконтных карт (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Если стоимость карты превышает указанный лимит, при безвозмездной передаче НДС начисляется в общеустановленном порядке.
Обратите внимание: если дисконтные карты раздаются не во время проведения специальной рекламной акции, то речи о применении указанной льготы быть не может.
Расходы на изготовление карт
Затраты на изготовление дисконтных пластиковых карт не могут трактоваться как рекламные. Ведь реклама – это информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, а скидка не только не является информацией, но и предоставляется лишь определенным клиентам в соответствии с заранее установленными условиями.
Такие затраты могут быть учтены в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией продукции при условии соответствия требованиям статьи 252Налогового кодекса РФ.*
Важно запомнить
В бухгалтерском учете дисконтные карты учитываются в составе материально-производственных запасов либо на счете 10 «Материалы», либо на счете 41 «Товары». Реализация дисконтных карт ЕНВД не облагается, доходы от продажи карт следует облагать в рамках общего или упрощенного режимов налогообложения. В налоговом учете затраты на изготовление или приобретение карт отражают как прочие расходы.
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТОРГОВЛЕ», № 10, ОКТЯБРЬ 2011
С.П. Адеева
генеральный директор ООО «Аудиторская фирма "Паритет"»