1. Это относится к ОС, принятым на учет до 1 января 2013 года и позже.
Подробно см. 1. Рекомендация.
2. По итогам 1 квартала заполняется авансовый расчет платежей по налогу на имущество, а не налоговая декларация, так как она представляется по итогам налогового периода – календарного года. Это установлено статьей 23 и пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса РФ. Форма расчета авансовых платежей по налогу на имущество (электронный формат) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Т.е. ошибки ИФНС нет. Так как если организация пользуется льготой, то по строке 130 данного расчета указывается код льготы, приведенный в приложении 6 к Порядку заполнения расчета авансовых платежей, утвержденному приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 (кроме региональных льгот в виде пониженных налоговых ставок, которые указываются по строке 160). Об этом сказано в пунктах 5.1–5.3 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301. С 2015 года действуют две новых льготы по налогу на имущество в т.ч.
– по движимому имуществу, принятому на учет после 31 декабря 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).
В настоящее время коды для этих льгот в приложении 6 к Порядку заполнения расчета авансовых платежей, утвержденному приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895, отсутствуют. В связи с этим письмом от 12 декабря 2014 г. № БС-4-11/25774 ФНС России пояснила: до внесения соответствующих изменений в приказ ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 в отчетности по налогу на имущество нужно указывать следующие коды льгот, в т.ч.:
– код 2010257 – по движимому имуществу, которое освобождается от налогообложения в соответствии с подпунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Подробно см. 2. Рекомендация.
3. По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество организациям, применяющим УСН, нужно платить на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Рекомендация:Какое имущество облагается налогом у российских организаций
Российские организации облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Это правило распространяется как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества. В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:
- предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, а также совместную деятельность (в т. ч. за границей);
- получены по концессионному соглашению;
- приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.
К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.
Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.
Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.
Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.
Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость, в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить за жилые объекты налог на имущество не нужно.
Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372 и пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:
– основные средства, учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;
– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.
Из этого правила есть два исключения.
Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
К таким основным средствам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.
Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данная льгота не распространяется на движимое имущество, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) организации;
– сделок между взаимозависимыми лицами.
Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.
Определить состав движимого имущества, с которого в 2015 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:
Основания для постановки имущества на учет | Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 | |
Первая или вторая | Другие | |
Объект принят на учет до 1 января 2013 года | ||
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ) |
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ) |
Другие основания | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Облагается (ст. 374 НК РФ) |
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже | ||
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503). | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ) |
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ) |
Другие основания | Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) | Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ) |
В составе основных средств организации учитывают капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (п. 5 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 11 марта 2009 г. № 03-05-05-01/17). Это означает, что в бухучете арендатора стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества признается самостоятельным инвентарным объектом. Если арендованное основное средство является объектом обложения налогом на имущество (не освобождено от налогообложения), то со стоимости неотделимых улучшений арендатор тоже должен платить этот налог. Причем, если налоговой базой для арендованного основного средства является кадастровая стоимость, рассчитывать налог на имущество по неотделимым улучшениям нужно исходя из средней (среднегодовой) стоимости. Такой вывод позволяют сделать письма Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-05-05-01/18569 и от 3 сентября 2014 г. № 03-05-05-01/44118.
Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, которые предназначены для передачи в аренду (лизинг) и были приняты на учет до 1 января 2013 года
Да, по общему правилу нужно. Исключение составляют только основные средства, которые относятся к первой или второй амортизационной группе по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Объяснение такое.
Налогом на имущество облагаются любые объекты, отраженные в бухучете в составе основных средств. Исключение составляют объекты, прямо перечисленные в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, а также жилые дома и жилые помещения (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Например, освобождены от налогообложения основные средства, которые по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, относятся либо к первой, либо ко второй амортизационной группе.
Как организация использует имущество – самостоятельно или передает в аренду (лизинг), – значения не имеет. Главное, чтобы это имущество было принято к учету в качестве объектов основных средств и использовалось для получения дохода. Поэтому не важно, отражено ли оно на счете 01, когда имущество используется непосредственно для нужд предприятия, или же на счете 03, когда имущество передается в пользование за плату.
Льготы предусмотрены лишь для движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Таким образом, если объекты, предназначенные для передачи в аренду (лизинг), были приняты к учету до 1 января 2013 года, налог на имущество по этим объектам нужно платить.
Это следует из пункта 1, подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и Инструкции к плану счетов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 сентября 2006 г. № 03-06-01-04/175, от 14 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/86, от 8 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/11. Правомерность такой позиции подтверждается судебной практикой (см., например, определения Верховного суда РФ от 19 сентября 2006 г. № КАС06-341, ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. № 11326/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2007 г. № А66-9223/2006).
Елена Попова
Рекомендация:Как составить и сдать расчет авансовых платежей по налогу на имущество
При наличии основных средств (независимо от величины их остаточной стоимости) все налогоплательщики должны подавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Исключение составляет льготируемое имущество, связанное с добычей нефти на морских месторождениях: расчеты авансовых платежей по налогу на имущество в отношении таких объектов сдавать не надо. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 386 Налогового кодекса РФ.
Организации, у которых нет основных средств, признаваемых объектами налогообложения, плательщиками налога на имущество не являются (п. 1 ст. 373, ст. 374 НК РФ). Поскольку обязанность по представлению расчетов авансовых платежей возлагается только на налогоплательщиков, такие организации не должны подавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это следует из положений пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 23 сентября 2011 г. № 03-05-05-01/74.
Форма расчета авансовых платежей по налогу на имущество (электронный формат) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество подавайте по окончании каждого отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев). Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Об этом сказано в пункте 2 статьи 386 Налогового кодекса РФ. Последний срок подачи расчета авансовых платежей по налогу на имущество может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте расчет в первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Внимание: расчеты авансовых платежей не приравниваются к налоговым декларациям (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, за несвоевременную подачу расчетов организацию нельзя оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228, п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № А58-4095/2005-Ф02-6999/05-С1, Волго-Вятского округа от 27 апреля 2006 г. № А82-2065/2005-27, Дальневосточного округа от 31 мая 2006 г. № Ф03-А51/06-2/1217, Московского округа от 16 сентября 2008 г. № КА-А40/8744-08). За это нарушение предусмотрена другая ответственность.
Расчеты авансовых платежей признаются документами, необходимыми для налогового контроля. А несвоевременное представление таких документов является налоговым правонарушением, санкции за которое предусмотрены пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сумма штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для налогового контроля, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Расчет авансовых платежей по налогу на имущество включает в себя:
- титульный лист;
- раздел 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет»;
- раздел 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
- раздел 3 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая стоимость».
В каждой строке по соответствующей графе расчета указывается только один показатель. Если данные для заполнения показателя отсутствуют, поставьте прочерк по всей длине показателя. Все значения стоимостных показателей расчета указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасывайте, а 50 копеек и более округляйте до полного рубля. Текстовые показатели в ячейках заполняйте слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели также заполняйте слева направо. В последних незаполненных ячейках ставьте прочерк. В расчете не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Об этом сказано в пунктах 1.1, 2.3–2.8 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Раздел 2 заполняют и представляют:
- российские организации;
- иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства.
Если категории имущества, имеющегося у организации, различаются, раздел 2 нужно представить отдельно по каждой категории.
Например, отдельно нужно заполнять раздел 2 в отношении:
- имущества, налог по которому уплачивается по местонахождению организации (постоянного представительства иностранной организации);
- имущества каждого обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом;
- недвижимого имущества, которое расположено вне местонахождения российской организации (обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом);
- имущества, при налогообложении которого применяются разные налоговые ставки.
Полный перечень категорий имущества, по которому требуется отдельно составлять раздел 2, приведен в пункте 5.2 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
При заполнении раздела 2 укажите код вида имущества, в отношении которого он заполняется. Эти коды приведены в приложении 5 к порядку заполнения расчета, утвержденному приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
В разделе 2 по строкам 020–110 в графах 3–4 укажите остаточную стоимость основных средств (в т. ч. стоимость льготируемого имущества) за отчетный период. Включайте в расчет только те основные средства, которые признаются объектами налогообложения. Имущество, которое не является объектом налогообложения, в расчете авансовых платежей не отражайте.
По строке 120 раздела 2 укажите:
- за I квартал среднюю стоимость имущества, определенную при делении суммы строк 020–050 графы 3 на 4;
- за II квартал среднюю стоимость имущества, определенную при делении суммы строк 020–080 графы 3 на 7;
- за III квартал среднюю стоимость имущества, определенную при делении суммы строк 020–110 графы 3 на 10.
Если организация пользуется льготой, то по строке 130 укажите код льготы, приведенный в приложении 6 к Порядку заполнения расчета авансовых платежей, утвержденному приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 (кроме региональных льгот в виде пониженных налоговых ставок, которые указываются по строке 160).
Об этом сказано в пунктах 5.1–5.3 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301.
Внимание: с 2015 года действуют две новых льготы по налогу на имущество:
– по движимому имуществу, принятому на учет после 31 декабря 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
– по имуществу участников свободной экономической зоны, созданной в Крыму и г. Севастополе (п. 26 ст. 381 НК РФ).
В настоящее время коды для этих льгот в приложении 6 к Порядку заполнения расчета авансовых платежей, утвержденному приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895, отсутствуют. В связи с этим письмом от 12 декабря 2014 г. № БС-4-11/25774 ФНС России пояснила: до внесения соответствующих изменений в приказ ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 в отчетности по налогу на имущество нужно указывать следующие коды льгот:
– код 2010257 – по движимому имуществу, которое освобождается от налогообложения в соответствии с подпунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ;
– код 2010258 – по имуществу участников свободной экономической зоны, которое освобождается от налогообложения в соответствии с подпунктом 26 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
По строке 210 отразите остаточную стоимость всех основных средств по состоянию:
– на 1 апреля – если заполняете расчет за I квартал;
– на 1 июля – если заполняете расчет за полугодие;
– на 1 октября – если заполняете расчет за девять месяцев.
В показатель по этой строке включайте все имущество, которое признается объектом налогообложения, в том числе льготируемое имущество. Не включайте в расчет только те объекты, которые перечислены в подпунктах 1–7 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Такой вывод следует из положений подпункта 12 пункта 5.2 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Елена Попова
Ситуация: Как учесть налог на имущество при упрощенке
По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включайте в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Елена Попова
Рекомендация:Как составить и сдать декларацию по налогу на имущество
Все организации, которые платят налог на имущество, должны сдавать и декларацию по этому налогу. Представлять декларацию нужно по итогам налогового периода – календарного года. Это установлено статьей 23 и пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: нужно ли сдавать декларацию по налогу на имущество, если остаточная стоимость основных средств равна нулю. Организация применяет общий режим налогообложения
Да, нужно.
Объяснение простое. Сдавать декларацию должны все те, кого признают налогоплательщиками. А именно организации, у которых есть объекты, облагаемые налогом на имущество. Причем остаточная стоимость таких объектов или особые льготы, предусмотренные для них, значения не имеют. Даже когда общая сумма налога будет равна нулю, сдавать декларацию все равно нужно. Это следует из статей 373, 374 и 386 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом ФНС России от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128 и косвенно пунктом 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148.
Если у организации есть недвижимость, налоговая база по которой это ее кадастровая стоимость, то налог на имущество вообще не зависит от остаточной стоимости. В этом случае организация тем более должна сдавать декларации по налогу на имущество.
Елена Попова
Рекомендация:Как рассчитать налог на имущество
Налоговой базой по налогу на имущество может быть:
1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:
- административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
- нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
- любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
- любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
- жилые дома или помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств;
2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.
Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.
Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.
Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.
По некоторым видам недвижимого имущества налог нужно рассчитывать исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на начало года. Об этом сказано в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ.
Данные для расчета налога по такому имуществу можно взять на официальных сайтах правительств (глав администраций, губернаторов, уполномоченных ведомств) субъектов РФ. Например, в Подмосковье результаты кадастровой оценки недвижимости утверждены распоряжением Минимущества Московской области от 28 ноября 2013 г. № 1499 и размещены на сайте этого ведомства.
Кроме того, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Этот электронный сервис позволяет вести поиск по трем параметрам: кадастровому номеру объекту, условному номеру или адресу. Также можно обратиться по почте, через Интернет в территориальное отделение Росреестра с просьбой предоставить сведения о кадастровой стоимости того или иного объекта. Такие справки выдают бесплатно по запросам любых лиц. Это следует из положений пункта 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и письма Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-05-05-01/8876.
В отношении отдельных помещений, расположенных в административно-деловых и торговых центрах, кадастровая стоимость может быть не установлена. Но если кадастровая стоимость зданий, в которых расположены такие помещения, определена, а сами помещения облагаются налогом на имущество, то кадастровую стоимость каждого из них рассчитывайте по формуле:
Кадастровая стоимость помещения (объекта налогообложения) на 1 января налогового периода | = | Кадастровая стоимость здания на 1 января налогового периода | х | Площадь помещения (объекта налогообложения) | : | Площадь здания |
Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу объекты недвижимости, которые по каким-либо причинам не включены в региональные перечни на начало года, могут облагаться налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости только со следующего года (если к началу следующего года их внесут в перечень). Исключение из этого правила сделано для вновь образованных объектов недвижимости.
В течение года собственник может разделить на несколько частей объект недвижимости, который был включен в региональный перечень и стоимость которого была зафиксирована по состоянию на 1 января. Каждая из частей, возникших в результате такого раздела, признается самостоятельным объектом кадастрового учета. Несмотря на то что в региональный перечень «кадастровой» недвижимости вновь образованные объекты попадут только со следующего года, платить по ним налог на имущество нужно уже в текущем году. Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого нового объекта, определенная на дату его постановки на кадастровый учет.
Такой порядок предусмотрен пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова