при получении от учредителя финансовой помощи в виде денежных средств на увеличение чистых активов организации в составе доходов при расчете налога на прибыль не учитывается, для учредителей нерезидентов исключений в законодательстве не предусмотрено. При совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом, организация должна предоставить в банк подтверждающие документы в виде паспорт сделки, если сумма более 50 000 долл. США, справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах. Для уточнения перечня необходимых документов для подтверждения валютной операции в данной ситуации, организации следует обратиться в отдел валютного контроля обслуживающего банка.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение финансовой помощи от учредителя (участника, акционера).
Когда финансовую помощь не учитывают при расчете налога на прибыль
В ряде случаев финансовую помощь в составе доходов при расчете налога на прибыль учитывать не нужно. Такие ситуации названы в таблице ниже.*
Вид поступившей помощи |
Условия, при которых не придется отражать в налоговом учете доход |
Ограничения
|
Основания |
Имущество, в том числе и деньги. Кроме имущественных и неимущественных прав |
Участник, учредитель или акционер, который оказывает финансовую помощь, владеет более чем 50 процентами уставного капитала организации-получателя |
Имущество или его часть нельзя передавать третьим лицам в течение года. В противном случае его стоимость придется учесть в доходах. На деньги ограничение не распространяется |
Пункт 2 статьи 38, пункт 8 статьи 250, подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ |
Уставный капитал организации-участника (учредителя, акционера) более чем на 50 процентов состоит из вкладов организации – получателя финансовой помощи |
|||
Имущественные и неимущественные права, само имущество, в том числе и деньги |
Финансовая помощь оказана для увеличения чистых активов организации-получателя. Размер долей участия в уставном капитале значения не имеет. В том числе когда это сделано с одновременным уменьшением либо прекращением перед участником, учредителем или акционером долга организации-получателя |
Назначение финансовой помощи прямо указано в решении или предусмотрено в учредительных документах организации-получателя |
Подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ* |
Если поступившая от участника, в том числе учредителя или акционера, финансовая помощь не увеличивает базу для расчета налога на прибыль, в бухучете возникает постоянная разница, с которой нужно рассчитать постоянный налоговый актив (п. 7 ПБУ 18/02).
Финансовую помощь для увеличения чистых активов в доходах не учитывают.* Это правило распространяется и на те ситуации, когда по желанию участников, учредителей или акционеров задолженность общества перед ними уменьшается или прекращается. Например, если общество не исполнило обязательства перед участником по договору займа, он может передать заем на увеличение чистых активов. Тем самым он прекращает обязательства общества по договору (письмо ФНС России от 20 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11698).
В то же время проценты, начисленные по такому займу и списанные путем прощения долга, не признаются безвозмездно полученным имуществом в целях увеличения чистых активов. Фактически эти средства обществу не передают. Поэтому должник включает их в состав внереализационных доходов на основании пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 2 мая 2012 г. № ЕД-3-3/1581.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Рекомендация: Какие валютные операции могут проводить российские организации.
Разрешенные валютные операции
К разрешенным валютным операциям относятся:
операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
операции с нерезидентами.
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).*
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);*
при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Представление документов в банк
Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:*
паспорт сделки (п. 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
справку о валютных операциях (п. 2.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
справку о подтверждающих документах (п. 9.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.
Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов
Внимание: за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность.
Эти документы отнесены к формам учета по валютным операциям (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). За нарушение порядка их представления Росфиннадзор может оштрафовать:*
организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.
Штраф за нарушенные сроки представления отчетов зависит от количества дней просрочки.
Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:
для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.
Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:
для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.
Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:
для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.
Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
02.10.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.