Согласно официальной позиции контролирующих ведомств, для подтверждения расходов по ГСМ потребуется оформление путевого листа. В данной ситуации можно поступить одним из следующих способов, применяемых на практике в отношении договоров аренды транспорта:
- составлять путевые листы в 2-х экземплярах: один для арендодателя, другой - для арендатора. Обычно путевые листы заполняются через копировальную бумагу и подписываются всеми уполномоченными на то лицами;
- разработать и утвердить в договоре специальный отчет арендодателя о расходе ГСМ и о маршрутах следования транспорта по делам арендатора (если Ваша организация не относится к транспортным, то не обязательно подтверждать расход ГСМ путевым листом, однако компания в качестве документального подтверждения производственного характера расходов должна располагать иным первичным документом). Такой отчет может составляться за месяц и содержать даты и объемы заправок транспорта, а также показания одометра в начале и конце месяца.
Если путевой лист или иной отчет не составляются, то компания должна быть готова в случае необходимости отстаивать свою позицию в суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Отражать операции с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете нужно в зависимости от того, каким образом это топливо приобрели. На автозаправочных станциях (АЗС) приобрести бензин можно:
- по талонам;
- по топливным картам;
- за наличный расчет.
Непосредственными покупателями ГСМ на АЗС обычно являются сотрудники организации (водители). Чтобы сотрудник мог приобрести бензин за наличный расчет, он должен располагать необходимой суммой денег. Эту сумму организация выдает ему под отчет по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2).
Бухучет: приобретение ГСМ
В бухучете выдачу наличных денег отразите проводкой:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 71 Кредит 50
– выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.
В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (п. 6.3 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет либо по унифицированной форме АО-1, либо по той, что организация разработала самостоятельно. К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п. Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо.
В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на субсчете 10-3 «Топливо», открытом к счету 10 «Материалы». Если АЗС выдала сотруднику счет-фактуру, оформленный в организацию, то НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). В этом случае сумму НДС в стоимость ГСМ не включайте (п. 5 ПБУ 5/01). Учтите ее отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Так же поступайте, если сумма НДС обозначена в отдельной строке кассового чека, подтверждающего покупку ГСМ.
Если счета-фактуры нет, оприходуйте ГСМ по цене, которая указана в кассовом чеке с учетом НДС (п. 6 ПБУ 5/01).
Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:
Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).
Путевой лист
Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы.
Главбух советует: если организация не является автотранспортным предприятием, то подтверждать расходы на бензин необязательно строго путевыми листами. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими. А аргументы тут могут быть следующими.
Использовать путевой лист обязаны только специализированные автотранспортные организации, автохозяйства. Об этом сказано в статье 6 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.
Для остальных же организаций обязанность использовать путевой лист законодательством не предусмотрена. Поэтому организовать учет ГСМ можно на основании других первичных документов бухгалтерского и налогового учета. Например, это приказы, отчеты, акты, оборотные ведомости движения ГСМ и т. п. Аналогичной позиции придерживаются в своих решениях и судьи (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 25 октября 2012 г. № А40-13623/12-75-66, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2010 г. № А74-3569/2009).*
Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.
Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).
При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.
Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Это предусмотрено пунктами 16 и 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.
Главбух советует: Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.
На практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. В этом случае организация допускает нарушение.
Дело в том, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:
– медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);
– или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.
При этом обязанность организовывать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров возлагается на организацию.
Это предусмотрено пунктами 8 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.
Исходя из этого проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать.
Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).
А за этим последует административный штраф:
- на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.
Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.
Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
- руководителя – на 5000 руб.;
- организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.
Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.
Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
Главбух советует: Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.
Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007, от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).
В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях спидометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5, Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).
Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности спидометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания спидометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания спидометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.
Внимание: использование сотрудником служебного транспорта без путевых листов или других подтверждающих документов может быть расценено как использование автомобиля в личных целях. А раз так, то инспекторы могут потребовать начислить НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме. Например, исходя из стоимости аренды машины за период пользования. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243.
Чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, и вовремя ли их сдали в бухгалтерию, делайте записи в журнале учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).
Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).
Ситуация: как внести исправления в журнал учета путевых листов
Если в журнале учета путевых листов допущена ошибка, внесите в него исправления по общим правилам:
- неправильную надпись зачеркните одной чертой, при этом исправленная запись должна быть читаемой;
- рядом сделайте отметку «Исправлено» и укажите правильную надпись;
- укажите дату внесения корректировки;
- сотрудник, ответственный за ведение журнала, должен заверить исправление своей подписью.
Такие правила установлены пунктом 7 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, разделом 4 Положения, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105.
Пример заполнения путевого листа специального автомобиля
А.С. Кондратьев работает водителем в ООО «Производственная фирма "Мастер"». Организация использует в своей деятельности специальные автомобили, в том числе мусоровозы.
28 августа Кондратьев выполнял заказ по вывозу мусора. При этом был оформлен путевой лист специального автомобиля.
Ситуация: как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля
В путевом листе укажите конкретный пункт назначения. Например так: «Место отправления – г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения – г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8». Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если организация эксплуатирует автомобиль в пределах одного населенного пункта, в путевом листе надо записать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу инспекторы могут признать необоснованными. Дело в том, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253, от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213.
Главбух советует: расходы на бензин можно признать даже в том случае, если в путевом листе не обозначен конкретный маршрут следования автомобиля. Но, применяя такой подход, будьте готовы к спорам с проверяющими.
Аргументы в споре помогут следующие. Чтобы отнести стоимость ГСМ на расходы, нужны правильно оформленные первичные документы, подтверждающие производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. Главное, чтобы в них были все обязательные реквизиты, приведенные в разделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, а также те, что должны быть в любой первичке (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не названы среди обязательных реквизитов. Поэтому признать стоимости ГСМ в расходах можно, даже если не вписать такие данные в путевой лист. Но не исключено, что такую позицию придется отстаивать в суде. А заранее предугадать, на чью сторону встанут судьи, сложно.
Так, есть примеры из арбитражной практики, когда судьи поддержали организацию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10, от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009, от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3).
Вместе с тем, есть и решения в пользу налоговых инспекторов (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. по делу № А27-10606/2011, Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009, от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08).
Ситуация: как часто нужно оформлять путевой лист автомобиля
Такая периодичность зависит от того, является организация автотранспортным предприятием или нет.
Если речь идет об автотранспортном предприятии, то путевые листы оформляйте ежедневно. Поскольку в этом случае такие документы действительны в течение одного дня (смены). На более длительный срок путевые листы выписывают только при командировках. Тогда водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Организации же, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ. Но как минимум один раз в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).*
Данные приборов учета
Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.
Бухучет: списание ГСМ
По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:
Количество топлива, подлежащее списанию на затраты (л) | = | Остаток топлива при выезде автомобиля (л) | + | Количество топлива, заправленного в бак автомобиля (л) | – | Остаток топлива на конец дня (л) |
Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).
При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:
Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 20, 23, 26, 44).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
Организация арендует у своих торговых представителей автомобили, на которых те выполняют свои должностные обязанности в рабочее время. А в нерабочее – используют в личных целях. Можно ли расходы на бензин, ремонт учесть при расчете налога на прибыль?
Отвечает
Е.А. Орлова,
налоговый консультант ООО «МодернСтрой»
Да, но при определенных условиях. Как правило, организация использует автомобили торговых представителей на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем. При заключении такого договора арендодатель оказывает услуги по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендатор несет лишь расходы на содержание автомобиля, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, таких как моторное масло, омывающая жидкость (ст. 636 ГК РФ).
Поддержание надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта (ст. 634 ГК РФ), а также его страхование (ст. 637 ГК РФ) являются обязанностью арендодателя.
Но организация должна доказать производственный характер своих расходов, поэтому списывать бензин и другие материалы нужно, придерживаясь утвержденных внутренних норм, на основании путевых листов.*
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТОРГОВЛЕ» № 10, ОКТЯБРЬ 2013
Наша фирма арендует у другой компании автомобиль с экипажем. Водитель является штатным сотрудником арендодателя. По условиям договора мы оплачиваем расходы на бензин. Кто должен выписывать путевые листы – наша компания или арендодатель? И если мы, то надо ли нам указывать данные водителя, который не является нашим работником?
Спрашивает
А.А. БОНДАРЕНКО,
бухгалтер ООО «Старт»
(г. Ростов)
Выписывать путевые листы должна ваша организация. Ведь по условиям договора вы оплачиваете бензин. А значит, чтобы списать такие расходы при расчете налога на прибыль, вам понадобятся первичные документы, подтверждающие экономическую обоснованность (ст. 252 НК РФ). Таким документом как раз является путевой лист.*
Что касается второго вопроса, то в путевом листе следует указывать Ф.И.О. водителя. При этом не важно, что он состоит в штате арендодателя. Это следует из Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ» № 18, СЕНТЯБРЬ 2009
Мы проанализировали арбитражную практику Московского округа по спорам, возникшим из-за сомнений налоговиков в деловой цели сделок. За последние полгода судьи рассмотрели 11 дел, приняли девять решений в пользу компаний и два — в пользу инспекторов.
Чаще всего контролеры предъявляют претензии к расходам по убыточным сделкам. Судьи же признают, что для списания затрат важна не прибыль, а намерение ее получить, так что убыток не может говорить о необоснованности расходов. Кроме того, для подтверждения затрат инспекторы иногда требуют слишком много документов. От таких претензий налогоплательщики отбиваются. Но если компания потратит деньги на услуги, которые покупатели не заказывают, а сами налогоплательщики не могут воспользоваться результатами, судьи займут позицию инспекции (постановление от 30.10.13 № А40-4946/13*).
Какие аргументы помогли компаниям доказать свою позицию
Что не понравилось проверяющим | Решение судей | Комментарий «УНП» |
Компания арендовала автомобили с экипажем. На выездной проверке инспекторы затребовали путевые листы, но компания их не вела. По мнению налоговиков, без путевых листов нет доказательств, что машины нужны для производственных целей, и они не приняли расходы на аренду | Доказать деловую цель аренды транспорта можно и без путевых листов. Судьи пришли к выводу, что эти документы нужны только транспортным организациям. А затраты подтверждали договоры и акты оказания услуг. Претензии налоговиков суд отклонил (постановление от 03.10.13 № А40-78836/12) | Безопаснее составлять путевые листы на поездки всех автомобилей — и собственных, и арендованных. Ведь столичное управление требует оформления этих документов от всех компаний (письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.08 № 20–12/064123.2). Наглядный образец заполнения путевого листа есть в «УНП» № 35, 2013 |
Инспекторы не приняли расходы компании на проценты по займам, посчитав их необоснованными. В доказательство ревизоры привели факты, что компания давала заемные средства в долг другим организациям. А производственную деятельность не вела и терпела убытки | Расходы на проценты по займам, переданным в долг другим организациям, обоснованны. Суд подчеркнул, что компания давала займы под более высокие проценты, чем получала. А убыток от основной деятельности не имеет значения (постановление от 29.08.13 № А41-41121/10) | С будущего года инспекторы получат право требовать от компаний пояснения убытков на камералке (п. 3 ст. 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.13 № 134-ФЗ). Убытки можно объяснить перепрофилированием бизнеса, отказом контрагентов от дальнейшего сотрудничества, крупными разовыми расходами, закупкой основных средств и т. д.* |
Компания оплатила рекламу товаров. Инспекторы заметили, что расходы на рекламу превышали выручку от реализации товаров. Из-за этого контролеры отказали в учете затрат, признав их безрезультативными | Реклама обоснованна, даже если стоит больше, чем компания получила от продажи товаров. Судьи разобрались, что компания рекламировала товары согласно договору с поставщиком. К тому же инспекторы привели лишь доходы за один год, а впоследствии компания окупила затраты на рекламу (постановление от 18.07.13 № А40-86022/12-20-468) | Чтобы снизить риск споров, стоит представить налоговикам отчеты об эффективности рекламы. В них можно отразить выручку от продажи рекламируемых товаров и сравнить ее с предполагаемыми доходами, которые были бы без рекламы |
* Здесь и далее постановления Федерального арбитражного суда Московского округа.
ЖУРНАЛ «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО» № 44, НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2013
10.05.2015 г.
С уважением,
Павел Зайкин
эксперт «Системы Главбух»
Ответ утвержден:
Натальей Колосовой
Ведущим экспертом БСС Система Главбух