работодателю, принимающему на работу белоруса не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также разрешение на работу. Также не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости о приеме на работу такого иностранца.
После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.
Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку.
Обеспечивает иностранца свидетельством об обязательном пенсионном страховании организация. Если иностранец имеет статус постоянно или временно проживающего, его нужно обеспечить свидетельством независимо от условий заключенного с ним договора. Если же человек временно пребывает в России, пенсионное свидетельство оформляется только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев.
Граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты. Соответственно и продлевать карту им не нужно.
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Подробнее о том, как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу, представлено в рекомендации в полном ответе.
Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент). С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов. С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов. Подробнее о том, как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца представлено в рекомендации в полном ответе.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Иностранцы – граждане других государств, а также лица без гражданства могут свободно выбирать, чем им заниматься и по какой профессии работать в России. Однако нанять их можно только с учетом существующих ограничений и требований. Кроме того, иностранцы не могут работать или служить на определенных выборных, общественно значимых и некоторых других должностях. Например, депутатом Государственной думы РФ или судьей может быть только гражданин России.
Это следует из положений статей 2, 12 и пункта 1 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Нанимать на работу иностранцев могут работодатели, заказчики работ и услуг. В этой роли могут выступать:
- российские организации всех организационно-правовых форм;
- граждане России, в том числе и зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
- иностранные организации;
- иностранные граждане, только если они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей.
Такой порядок установлен положениями пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего определитесь с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.
Статус иностранца: какой бывает и чем подтвердить
В России иностранцы могут находиться как:
Временно пребывать в России иностранцы могут, получив визу или находясь на ее территории в безвизовом порядке.
Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.
Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.
Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будетмиграционная карта. У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.
Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.
Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.
Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.
Это следует из положений статей 2, 5, 5.1, 6, 6.1, 8, 10 и 10.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:
- Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего;
- Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего;
- Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно;
- Как принять на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста.
Разрешение на работу для иностранца
Принять на работу временно пребывающего в России иностранца можно, только если у того есть разрешение на работу. Получить такое разрешение по умолчанию должен работодатель, обратившись в миграционную службу. В некоторых случаях иностранцы оформляют такой документ для себя самостоятельно. Порядок получения разрешения будет различным для следующих категорий временно пребывающих иностранцев, находящихся в России:
Временно или постоянно проживающему в России иностранцу разрешение на работу не нужно.
Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. При трудоустройстве на территории России они имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу* (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).
Иностранцев, имеющих статус постоянно проживающих в России, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России* (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).
Прием на работу
После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.
Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку* (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).
Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу
Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.
Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.
Работодатель несет ответственность за своих сотрудников-иностранцев, в том числе и за их пенсионное и медицинское обеспечение.*
Пенсионное страхование
Ситуация: нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу по трудовому договору
Да, нужно, если сотрудники-иностранцы:*
- постоянно и временно проживают в России;
- временно пребывают в России и заключили с организацией бессрочный трудовой договор или трудовой договор на срок не менее шести месяцев (за исключением высококвалифицированных иностранных специалистов).
На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы. Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Таким образом, если иностранец имеет статус постоянно или временно проживающего, обеспечьте его свидетельством об обязательном пенсионном страховании независимо от условий заключенного с ним договора.
Если же человек временно пребывает в России и не является высококвалифицированным специалистом, то оформите пенсионное свидетельство только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев. Если договор с временно пребывающим иностранцем заключен на меньший срок, то пенсионное свидетельство ему не выдавайте.
Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство также не положено.
Медицинское страхование
Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу
Нет, не нужно.
Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:
Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов происходит в соответствии сПравилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.
При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдают без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).
Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдают на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденныхприказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).
Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В отношении них организация не является страхователем. Соответственно, полисы обязательного медицинского страхования оформлять не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Изложенный порядок распространяется и на граждан республик Беларусь и Казахстан, являющихся участниками Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (письмо Минздравсоцразвития России от 21 июля 2011 г. № 20-1/10/2-7112).
Таким образом, независимо от статуса иностранного сотрудника организация не должна оформлять ему полис обязательного медицинского страхования.
Постановка на учет в налоговую инспекцию
Сотрудники-иностранцы должны состоять на налоговом учете в российской налоговой инспекции. Но подавать для этого заявления в налоговую вам как работодателю не придется. Миграционная служба сама известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. И инспекторы автоматически поставят мигранта на учет.
Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. На адрес проживания иностранца, то есть по которому его зарегистрировали в ФМС и налоговой, вышлютуведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ИНН.
Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по местожительству (учета по месту пребывания) иностранца. Ее можно посмотреть в свидетельстве о регистрации.
Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и
кадровых ресурсов Минздрава России
2.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца. Однако трудоустройство временно или постоянно проживающих иностранцев имеет свои особенности.
Временно проживающие в России
При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, учитывайте следующее.
Таким лицам выдается разрешение на проживание в России сроком на три года* (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа (для лиц без гражданства, не имеющих паспорт) (п. 7 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Временно проживающим в России иностранцам не нужно получать разрешение на работу. При этом они могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание. Об этом сказано в пунктах4 и 5 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Исключением из этого правила являются иностранцы, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу в другом регионе. Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
В свою очередь работодателю, принимающему на работу временно проживающего иностранца, получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Также не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости о приеме на работу такого иностранца, так как временно проживающие в России иностранцы в трудовых правах приравниваются к российским гражданам*. Это следует из положений пункта 4 статьи 13 и пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Постоянно проживающие в России
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Уведомлять миграционную службу и службу занятости о приеме на работу постоянно проживающего в России иностранца не нужно.* Это следует из пункта 4 статьи 13 и пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141.*
Этот документ выдается территориальными органами ФМС России, при этом в паспорте (документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина) делается соответствующая отметка (п. 96 и107 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215).
Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет. Об этом сказано в пункте 3 статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах 97 и 155 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и
кадровых ресурсов Минздрава России
3.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Прибывающие без визы
Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.
Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
- Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
- Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.
Порядок оформления
Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно* (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Постановка на миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.*
У иностранца:
- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу. К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 3 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.
Уведомление организация может направить тремя способами:
- непосредственно через представителя организации;
- через многофункциональный центр;
- почтовым отправлением.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Соглашениями между Россией и другими странами могут быть предусмотрены иные сроки постановки на миграционный учет, отличные от общеустановленных. Граждане этих стран могут находиться на территории России без постановки на миграционный учет более продолжительное время по сравнению с гражданами других государств. Такие соглашения действуют в отношении следующих стран:
Государство |
Срок, в течение которого гражданин освобождается от постановки на миграционный учет |
Документ |
Республика Таджикистан |
В течение 15 календарных дней с даты въезда в Россию |
п. 1 и 3 ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан от 8 февраля 2013 г. |
Республика Беларусь |
В течение 30 суток с даты въезда в Россию |
ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированного Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ |
Республика Казахстан |
В течение 30 суток с даты въезда в Россию |
ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ |
Республика Армения |
В течение 30 дней с даты въезда в Россию |
ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армении от 11 июля 2014 г. |
Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Порядок предоставления услуги по постановке на миграционный учет прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.
Срок пребывания иностранца
По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок.
Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен винформации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.
В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).*
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).*
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форматакого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять:
- о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (формауведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
- о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.
Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.*
Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и
кадровых ресурсов Минздрава России
4.Статья: Миграционный учет временно пребывающих иностранцев
О миграционном учете граждан Республики Беларусь
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь определяются только внешние границы государств, а внутренняя граница отсутствует (п. 3 ст. 7 Договора о создании Союзного государства от 08.12.99). А в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24.01.2006 граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты*.
Однако это вовсе не означает, что граждане Республики Беларусь не должны вставать на миграционный учет. Во-первых, заключение вышеупомянутых Договора и Соглашения не изменило гражданской принадлежности белорусов – они по-прежнему являются иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Следовательно, их миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом № 109-ФЗ и зависит от правового статуса белоруса на территории России.
Срок пребывания гражданина Белоруссии на территории нашей страны составляет, как и для граждан других государств с безвизовым режимом въезда, не более 90 суток со дня въезда в РФ. Этот срок может быть продлен в случае заключения ими трудового договора. Если срок пребывания не продлевается, по истечении 90 суток гражданин Белоруссии обязан выехать за пределы РФ (п. 1, 2 и 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Однако на практике отсутствие необходимости получать при въезде в РФ миграционную карту (документ, служащий для контроля за въездом иностранцев в РФ) позволяет белорусам, не выезжая по истечении 90-дневного срока, заявить о своем прибытии и быть заново поставленными на миграционный учет сроком на 90 суток.
По какому адресу ставить на учет
Работодатель – принимающая сторона может поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания по фактическому адресу организации, даже если там отсутствует жилое помещение, – если он собирается проживать на съемной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).
Если иностранный работник остановился в гостинице, то обязанность по постановке его на миграционный учет лежит на ней (ч. 3.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).
ЖУРНАЛ «ЗАРПЛАТА», № 9, СЕНТЯБРЬ 2011
5.Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:*
- постоянно проживающих в России;
- временно проживающих в России;
- временно пребывающих в России.
Пенсионные взносы*
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.
На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;
3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;
4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.
В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436, от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам –высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Взносы на социальное страхование*
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статуспостоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплатвысококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
<...>
Порядок начисления взносов*
На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (включаявысококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам,постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включаявысококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на обязательное пенсионное страхование временно проживающим иностранцам (включаявысококвалифицированных специалистов) начисляйте только на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):
- 22 процента – на выплаты в пределах 624 000 руб. в год на одного человека;
- 10 процентов – на выплаты, превышающие 624 000 руб. в год на одного человека.
Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений части 2 статьи 12 и статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2.1 статьи 22, части 2 статьи 22.1 и статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кромевысококвалифицированных специалистов), начисляйте только взносы на обязательное пенсионное страхование и только в части финансирования страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):
- 22 процента – на выплаты в пределах 624 000 руб. в год на одного человека;
- 10 процентов – на выплаты, превышающие 624 000 руб. в год на одного человека.
Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
<...>
Какие выплаты освобождены от взносов
Страховыми взносами не облагаются:
1) вознаграждения иностранцам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
2) вознаграждения иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частью 2статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
<...>
Любовь Котова,
заместитель директора департамента развития
социального страхования Минтруда России
6.Рекомендация: Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца
Порядок удержания НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца зависит от двух факторов:
- где он работает (в России или за рубежом);
- какой статус имеет (резидент или нерезидент).
Кроме того, нужно учитывать, заключены ли между Россией и государствами, граждане которых являются сотрудниками организации, соглашения об устранении двойного налогообложения. Если в этих соглашениях есть особые условия, касающиеся уплаты НДФЛ, то иностранцы – граждане этих государств – могут получить освобождение от уплаты налога в России. Решение об этом принимает налоговая инспекция в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ. С иностранцев, которые представили организации решение об освобождении от уплаты НДФЛ, выданное российской налоговой инспекцией, налог не удерживайте.
В зависимости от места работы иностранца выплаченные ему вознаграждения относятся либо к доходам, полученным от источников в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), либо к доходам, полученным за ее пределами (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). При этом последние признаются объектом обложения НДФЛ, только если сотрудник является резидентом. Такой порядок установлен в статье 209 Налогового кодекса РФ.
Доходы от зарубежных источников
Если сотрудник-иностранец работает за рубежом, в том числе на дому по местожительству или в зарубежном представительстве (филиале) российской организации, то его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам, полученным от источников за пределами России. Такой вывод следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 31 марта 2014 г. № 03-04-06/14026, от 21 октября 2013 г. № 03-04-06/43787.
Соответственно, в этом случае порядок уплаты налога с доходов граждан устанавливается законодательством той страны, на территории которой он работает. Налог поступает в бюджет этой же страны.
Доходы, полученные иностранцами-нерезидентами за пределами России, НДФЛ не облагаются (п. 2 ст. 209 НК РФ). Поэтому НДФЛ по российскому законодательству с иностранцев-нерезидентов, работающих за рубежом, не удерживайте.
Если же иностранец имеет статус резидента России, то НДФЛ с доходов, полученных им за рубежом, он платит самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Для этого не позднее 30 апреля следующего года иностранец-резидент обязан подать в российскую налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 1 ст. 229 НК РФ). При этом если между Россией и государством, на территории которого работает сотрудник, заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, то налог, уплаченный за рубежом, может быть зачтен в счет уплаты НДФЛ по российскому законодательству (ст. 232 НК РФ).
Ставка НДФЛ
Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент).
С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).*
Исключение из этого порядка составляют иностранные сотрудники, которые признаются высококвалифицированными специалистами.
Независимо от налогового статуса все их доходы от трудовой деятельности (в частности, зарплата, предусмотренные трудовым договором надбавки за работу вне места постоянного проживания, вознаграждения членам совета директоров и т. п.) облагайте по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, письма ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-11/14909 (согласовано с Минфином России), Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-04-06/23539, от 11 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-107). При этом источник выплаты дохода значения не имеет (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-212).
Это правило распространяется только на выплаты, начисленные в период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Выплаты, начисленные после истечения срока действия договора, облагаются в общеустановленном порядке, то есть по ставке 30 или 13 процентов (в зависимости от налогового статуса специалиста). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-04-06/8-162.
Если высококвалифицированный специалист-нерезидент получает доходы, не связанные с трудовой деятельностью (например, материальную помощь, подарки, доплату к отпуску, компенсацию расходов на питание), то с них налог удерживайте по ставке 30 процентов (письма Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158, ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735).
Стандартные налоговые вычеты*
Стандартные налоговые вычеты иностранцу предоставьте, только если он является резидентом. Нерезиденты, в том числе высококвалифицированные специалисты, права на стандартные налоговые вычеты не имеют. Это объясняется тем, что стандартные вычеты уменьшают налоговую базу только по тем доходам, налоговая ставка для которых установлена пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 210 НК РФ). А действие этого пункта на нерезидентов не распространяется (к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ).
Изменение налогового статуса*
Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую датуполучения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.
Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.
Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.
Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.
Пересчет НДФЛ
Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.
Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.
Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму. Если до конца года НДФЛ, удержанный по ставке 30 процентов, окажется зачтенным не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
Такие выводы следуют из писем Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-233, от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-226, от 19 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-224 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413.
В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не являетсявысококвалифицированным специалистом и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444.
Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30 и 13 процентов, удерживайте из любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Предельный размер удержания – 50 процентов от суммы выплаты. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.
Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация в течение календарного года не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, до 1 февраля следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.
Сумму излишне удержанного НДФЛ, не зачтенную до конца налогового периода налоговым агентом, вернуть иностранному сотруднику сможет только налоговая инспекция по месту учета.
Для этого по окончании года он должен представить в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие получение им статуса резидента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 ноября 2010 г. № 03-04-06/6-273 и от 28 октября 2010 г. № 03-04-06/6-258, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.
Иностранный сотрудник может сдать декларацию одним из следующих способов:
- принести ее в инспекцию лично;
- передать через своего представителя;
- отправить по почте (с описью вложения);
- отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Такой вывод следует из пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-04-05/3-716.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
30.09.2014г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.