Проверки контролируемых сделок могут проводиться в рамках камеральных или выездных, но могут и быть проведены специальные проверки вне рамок иных.
Да, организации нужно рассчитать цену (проверить ее соответствие рыночной) и в случае, если цена сделки меньше рыночной, сумму разницы отразить в строке 107 приложения 1 листа 02.
Снижение наценки организация может обосновать внутренними документами (приказом руководителя), в законодательстве не установлено минимальных или максимальных сумм наценок.
Порядок определения рыночной цены приведен в рекомендации № 3.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Справочник: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
2. Рекомендация: Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).*
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.*
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:*
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.*
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:*
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Принцип сопоставления доходов
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).*
Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.*
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо*. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:*
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:*
- общедоступные российские и иностранные печатные издания;
- общедоступные информационные системы;
- официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:*
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.*
Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль
Строки 100–107
Строки 101–107 предназначены для отражения внереализационных доходов. Подробнее см. С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль.
Укажите по данным налогового учета:*
- в строке 101 – доход прошлых лет, выявленный в текущем отчетном периоде;
- в строке 102 – стоимость полученных материалов и другого имущества при ликвидации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении;
- в строке 103 – стоимость безвозмездно полученного имущества, работ, услуг, имущественных прав;
- в строке 104 – стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленных при инвентаризации;
- в строке 105 – восстановленную амортизационную премию;
- в строке 106 – доходы профессионального участника рынка ценных бумаг по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
- в строке 107 – доначисление прибыли при применении методов определения рыночной цены.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Когда проводится проверка
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.*
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности*. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами
Да, может.
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:*
- контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
- неконтролируемые.
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ*.
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
Специальные проверки проводятся:*
- на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
- на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
04.06.2014 г.
С уважением,
Карине Ширинян, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».