отметка о предрейсовом медосмотре в путевом листе обязательна для всех водителей, независимо от того какой автомобиль использует организация: служебный или личный по договору аренды.
СогласноЗакону от 10.12.1995г. № 196-ФЗ все водители транспортных средств, обязаны проходить предрейсовый медосмотр. Таким образом, в путевом листе сотрудника, осуществляющего функции водителя, отметка в путевом листе о предрейсовом осмотре обязательна.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей. Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Если использование машины осуществляется для управленческих нужд и не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, обязательно проводить предрейсовый медосмотр, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.
Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.
Если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Ситуация: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано впункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.*
Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.
Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждены Минздравом и Минтрансом России (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). В соответствии с пунктами 1.2 и 4 приложения 2 к этим Методическим рекомендациям:*
- предрейсовые медосмотры должен проводить либо медицинский персонал самой организации, имеющий соответствующий сертификат, либо медучреждение, имеющее лицензию;
- для проведения медосмотра организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.
Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:
- кушетка медицинская;
- письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
- прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.;
- столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
- шпатели медицинские – 10 шт.;
- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
- оборудованная комната для отбора биологических сред.
Внимание: за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.
Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
- для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные
Путевой лист
Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы.
Главбух советует: если организация не является автотранспортным предприятием, то подтверждать расходы на бензин необязательно строго путевыми листами. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими. А аргументы тут могут быть следующими.
Использовать путевой лист обязаны только специализированные автотранспортные организации, автохозяйства. Об этом сказано в статье 6 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.
Для остальных же организаций обязанность использовать путевой лист законодательством не предусмотрена. Поэтому организовать учет ГСМ можно на основании других первичных документов бухгалтерского и налогового учета. Например, это приказы, отчеты, акты, оборотные ведомости движения ГСМ и т. п. Аналогичной позиции придерживаются в своих решениях и судьи (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 25 октября 2012 г. № А40-13623/12-75-66, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2010 г. № А74-3569/2009).
Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены втаблице.*
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.*
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).*
Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.
Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).
При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.*
Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.*
Главбух советует: если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*
Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.
Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*
Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.
Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
Главбух советует: оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.
Чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, и вовремя ли их сдали в бухгалтерию, делайте записи в журнале учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).
Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Разрабатываем форму путевого листа самостоятельно
Одним из документов, который подтверждает транспортные расходы в целях налогообложения прибыли, является путевой лист. Об этом напомнили финансисты. О том, как должен выглядеть путевой лист, чтобы он не вызывал претензий у налоговиков, читайте далее.
Письмо Минфина России от 4 июня 2012 г. №03-03-06/1/288.
Какую форму использовать
Унифицированная форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. №78. Применять ее в обязательном порядке должны только транспортные компании. Прочие организации в целях налогового учета могут применять самостоятельно разработанные формы. Это разъяснено в письмах Минфина России от 25 августа 2009 г. №03-03-06/2/161 и УФНС России по г. Москве от 13 октября 2009 г. №16-15/107268. Разработанная форма должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике.*
Транспортные компании обязаны выписывать путевые листы ежедневно. А прочим организациям заполнять путевой лист на каждую поездку не обязательно. Можно оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца. Об этом сказано в пункте 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г №152. Подтверждают это и чиновники – письма Минфина России от 7 апреля 2006 г. №03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. №03-03-04/2/77. Главное, чтобы оформленные путевые листы позволяли организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.
И еще одно. Минфин России в письме от 16 июня 2011 г. №03-03-06/1/354 разрешил нетранспортным компаниям не заполнять листы. Но у них должен быть другой документ, составленный по данным системы спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, позволяющей определить пройденный путь.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Поэтому если предприятие использует несколько автомобилей, то придется составить несколько путевых листов. Это необходимо и в случае, когда в течение срока действия листов один автомобиль водят сразу несколько водителей. На каждого водителя оформляют свой путевой лист. Однако предприятие может разработать форму путевого листа, которая позволяет вписать данные сразу нескольких водителей. Тогда достаточно заполнить один путевой лист.
Проверьте наличие обязательных реквизитов*
Самостоятельно разработанная форма путевого листа должна содержать все сведения, указанные в пункте 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов. Это:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспорте;
- сведения о водителе.
Кроме того, необходимо соблюсти требования статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
То есть помимо прочего путевой лист должен содержать:
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении (например, километраж, расход топлива);
- наименование должностей лиц, ответственных за операцию, и их личные подписи (подпись водителя).
Маршрут не является обязательным реквизитом, установленным нормативными документами, но на его наличии часто настаивают проверяющие (письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. №03-03-04/1/117).
Важно запомнить
Использовать официально утвержденную форму путевого листа обязаны только транспортные компании. Прочие организации могут разработать свою форму. Однако в ней должны быть указаны обязательные реквизиты.
Журнал «Учет в производстве» № 9 сентябрь 2012
4. Письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51
О документальном подтверждении расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых в деятельности налогоплательщика
«Согласно указаниям по применению и заполнению указанной формы она является первичным учетным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. При этом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение одних суток (смены).
Одновременно обращаем внимание на то, что указанные положения действуют только для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ.
При этом первичные документы должны составляться, таким образом, и с такой регулярностью, чтобы на их основании, возможно, было судить об обоснованности произведенных расходов.
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок), который применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно пункту 3 раздела II Порядка путевой лист должен содержать:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Следовательно, профессиональные перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно (Постановление N 78), а нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно, и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Порядка).»*
02.06.2014 г.
С уважением,
Людмила Носова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».