Объект недвижимости нужно исключить из состава основных средств на дату составления акта приема-передачи. Остаточную стоимость, не дожидаясь перехода права собственности, нужно списать. Финансовое ведомство рекомендует использовать для этих целей счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»: Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость выбывающего основного средства, право собственности на который подлежит госрегистрации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств
Продажу основных средств оформите типовыми документами или же используйте самостоятельно разработанные формы. В последнем случае главное, чтобы в бланках были все необходимые реквизиты. Какую бы форму вы не использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить.
Такой порядок следует из частей 3 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Типовые формы актов приема-передачи для продажи основных средств есть разные:*
- для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1;
- для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б;
- для здания или сооружения – форма № ОС-1а.
По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю. Обычно по умолчанию это происходит в день отгрузки, если иное не предусмотрено в договоре поставки. Исключение предусмотрено лишь для зданий или сооружений. Акт о приемке таких объектов составляют на дату передачи объекта. При этом неважно, зарегистрированы права собственности на объект или нет.*
Составляют акты на основе технической документации на основное средство, а также данных бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации.
Акты оформляйте в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю. При этом раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Это должен сделать покупатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как поставщиком, так и покупателем.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В актах укажите:
– номер и дату составления;
– полное наименование основного средства согласно технической документации;
– название организации-изготовителя;
– место передачи основного средства;
– заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
– номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
– сумму амортизации, начисленную до продажи основного средства, его остаточную стоимость;
– сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
– другие характеристики основного средства.
Все это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Одновременно с составлением указанных актов внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку или в книгу (предназначена для малых предприятий). Эти документы можно составлять по формам № ОС-6,ОС-6а или ОС-6б. Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче.
Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, ипунктов 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
В актах требуется сослаться на заключение комиссии. Такую комиссию надо создать в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Состав должен утвердить руководитель организации, издав приказ.
Бухучет
В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отразите на счете 01. Для этого можно открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.
В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость основного средства.
Проверить данные поможет формула:
Остаточная стоимость основного средства |
= |
Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства |
– |
Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации |
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет 01).
Выбытие зданий или сооружений
Если здание, сооружение передают покупателю до того, как переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке, то уже на момент подписания акта по форме ОС-1а объекты перестают обладать всеми признаками основных средств. Поэтому остаточную стоимость зданий, сооружений, не дожидаясь реализации (перехода права собственности), нужно списать. Финансовое ведомство рекомендует использовать для этих целей счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»* (письмо Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20, доведенное до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 31 марта 2011 г. № КЕ-4-3/5085). Такую хозяйственную операцию отражают проводкой:
Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость выбывающего основного средства, право собственности на который подлежит госрегистрации.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: С какого момента можно исключить из налоговой базы по налогу на имущество стоимость выбывших объектов недвижимости
Объект недвижимости исключите из расчета налоговой базы по налогу на имущество с месяца, следующего за его выбытием из состава основных средств.
Если выбытие связано с реализацией, объект недвижимости нужно исключить из состава основных средств в момент его передачи покупателю (на дату составления акта приема-передачи). Независимо от того, состоялась ли госрегистрация перехода права собственности на объект к покупателю или нет. Факт госрегистрации имеет значение для признания доходов и расходов, связанных с продажей объекта недвижимости.* Это объясняется тем, что расходы от продажи основных средств нельзя признать до того момента, пока в учете не будет отражена выручка от их реализации. Доход от реализации имущества возникает в момент перехода права собственности на него к новому владельцу (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). А в рассматриваемой ситуации моментом перехода права собственности является дата его госрегистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
Поэтому при реализации объекта недвижимости его остаточную стоимость спишите на счет 45 «Товары отгруженные» (к этому счету можно открыть субсчет «Переданные объекты недвижимости»). Такую операцию нужно отразить на дату подписания акта приема-передачи объекта:
Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»
– списана остаточная стоимость реализованного объекта недвижимости.*
Со следующего месяца продавец прекращает начисление налога на имущество по этому основному средству.
На дату регистрации перехода права собственности в учете нужно отразить доход от реализации объекта недвижимости и списать его остаточную стоимость в расходы:
Дебет 62 Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»
– списана в расходы остаточная стоимость реализованного объекта недвижимости.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.
Из рекомендации «С какого момента нужно платить налог на имущество (прекращать уплату налога)»
Елена Попова,
05.09.2014 г.
С уважением,
Ирина Киселева, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».