В данной ситуации покупатель вправе учесть документы, поступившие к нему с опозданием. Вычет НДС организация покупатель вправе заявить в момент получения счета – фактуры (при наличии отметки почты на конверте, например). Акты выполненных работ покупатель также вправе учесть в текущем периоде. Сдавать уточненную отчетность не придутся. Не учтенные ранее расходы можно отразить в текущей отчетности.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: когда можно воспользоваться вычетом по НДС. Счет-фактура с выделенной суммой налога получен в более позднем налоговом периоде, чем выставлен
Вычет по НДС применяйте в том периоде, в котором вы получили счет-фактуру от контрагента.
Ведь входной НДС можно принять только при выполнении всех обязательных условий. В том числе только при наличии правильно оформленного счета-фактуры. А значит, до получения этого документа и вычет применить нельзя. Это следует из положений статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса РФ.
Такая точка зрения отражена и в письмах Минфина России от 3 февраля 2011 г. № 03-07-09/02, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-09/18.*
Позицию Минфина России поддерживают большинство арбитражных судов. Например, в определениях ВАС РФ от 19 июля 2010 г. № ВАС-8735/10, от 24 августа 2009 г. № ВАС-10068/09, от 3 июля 2009 г. № ВАС-10956/08, постановлениях ФАС Поволжского округа от 11 мая 2010 г. № А12-19205/2009, от 9 марта 2010 г. № А65-21953/2009, от 11 марта 2009 г. № А12-17314/07, Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2009 г. № Ф04-2237/2009(4626-А75-25), Северо-Западного округа от 21 января 2010 г. № А52-1847/2009, от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 11 января 2009 г. № А56-12153/2008, Московского округа от 22 апреля 2010 г. № КА-А40/3668-10, от 25 марта 2010 г. № КА-А41/2336-10.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья: «Первичка» получена с опозданием: последствия
Документ:
Письмо Минфина России от 1 июня 2011 г. № 03-03-06/2/82.
Что изменилось:
Чиновники разъяснили порядок действий компании в случае, если первичные документы (накладные, акты приемки-сдачи работ и т. п.) поступили от контрагентов с опозданием, то есть после сдачи декларации по налогу на прибыль.
По мнению финансистов, в этой ситуации применяется общий порядок исправления ошибок в налоговом учете.
Что сказано в Налоговом кодексе
Обратимся к пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что в случае обнаружения в текущем периоде искажений, которые относятся к прошлым периодам, перерасчет делается за тот период, в котором ошибка была совершена. То есть заново исчислить налоговую базу и сумму налога нужно задним числом, представив в инспекцию «уточненку». Но из этого правила есть исключение: если ошибка привела к излишней уплате налога, исправить ее можно в том периоде, когда она фактически обнаружена.*
«Уточненку» представлять необязательно
В рассматриваемой ситуации речь идет как раз о переплате налога. Ведь, не получив вовремя первичные документы и соответственно не отразив в налоговом учете некоторые расходы, фирма завысила налоговую базу. Таким образом, подача уточненной декларации в данном случае – это право, а не обязанность фирмы. То есть компания может выбрать один из двух вариантов действий. Либо внести корректировки в налоговый учет того отчетного (налогового) периода, в котором документально не подтвержденные расходы были фактически понесены, и представить в инспекцию «уточненку» за этот период. Либо сделать исправления в налоговом учете в периоде поступления документов (включить в состав расходов ранее не учтенные затраты), а уточненную декларацию не подавать.*
Журнал «Учет в торговле», № 7, июль 2011
28.08.2014 г.
С уважением,
Нина Максимова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Светланой Чуприковой,
Начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».