судебная практика свидетельствует о том, что отсутствие печати на заявлении организации о возврате излишне уплаченного налога не является основанием ля отказа в его возмещении, если заявление на возврат налога подается представителем организации, действующим по доверенности.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материа лах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)
Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:
- организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и зачитывает ее в счет имеющихся недоимок или в счет предстоящих обязательных платежей в бюджет;
- организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и возвращает возникшую переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
- излишняя сумма налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) была принудительно взыскана с организации налоговой инспекцией.
Возврат налогов
Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Типового образца заявления о возврате нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам) в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.
Решение о возврате
Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:
- со дня получения заявления (если сверка расчетов не проводилась);
- со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась).
Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ. О принятом решении инспекция обязана известить организацию в течение пяти дней со дня его принятия (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате излишне уплаченного налога утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.
Срок возврата
Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Излишне взысканные налоги
В коммерческих организациях
Если у организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Возвращаемая сумма будет уменьшена на величину, зачтенную в счет уплаты недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) (если такие недоимки есть). Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно направить в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам связи) в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.*
Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 N 09АП-33477/2011-АК
«Заявитель обратился в инспекцию с заявлением на возврат разницы излишне удержанного налога с дивидендов по акциям ОАО "Тольяттиазот" и представил комплект документов, подтверждающий его право на применение пониженной налоговой ставки 5%, а именно: заявление на возврат удержанного налога по форме 1012DT (2002) (т. 1 л.д. 19); свидетельство (апостилированное, с нотариально заверенным переводом на русский язык), выданное Министерством финансов Республики Кипр, подтверждающее, что заявитель на момент выплаты дохода имел постоянное местонахождение на территории Республики Кипр (т. 1 л.д. 23 - 27); копии документов, в соответствии с которыми выплачивался доход в виде дивидендов заявителю (т. 1 л.д. 28 - 34); копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (т. 1 л.д. 35 - 38); копии документов, свидетельствующих о факте прямого вложения заявителем в капитал ОАО "Тольяттиазот" как компании, выплачивающей дивиденды, более 100 000 долларов США (т. 1 л.д. 39 - 67).
При таких обстоятельствах, заявитель осуществил все необходимые действия, предусмотренные законодательством, для целей получения возврата излишне удержанного ОАО "Тольяттиазот" налога по выплаченным в 2009 г. дивидендам, а у инспекции отсутствовали основания для отказа в возврате излишне удержанной суммы налога.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что в разделе 4 заявление на возврат сумм налогов, удержанных с дивидендов и процентов от источников в РФ, не заверено печатью и подписью должностного лица заявителя.
Данный довод является необоснованным и подлежит отклонению.*
Материалами дела подтверждено, что заявление организации от 25.02.2011 на возврат налога за 2009 г. (т. 1 л.д. 19) подписано представителем компании Николаевой Т.А., действующей на основании доверенности от 13.09.2010 (т. 1 л.д. 114 - 120).
В силу ст. ст. 26, 29 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (физическое или юридическое лицо). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации.
Николаева Т.А. не является должностным лицом заявителя, а выступает представителем организации по доверенности, в связи с чем подаваемое от имени организации заявление на возврат налога могло быть заверено Николаевой Т.А. лишь ее подписью как представителя налогоплательщика по доверенности, что не противоречит сложившейся правоприменительной практике, в силу которой скрепление заявления на возврат налога подписью уполномоченного представителя компании по доверенности, выступающего физическим лицом, без проставления печати признается надлежащей формой выражения намерения организации обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением*.
Как пояснил представитель заявителя и инспекцией не опровергнуто, организация в 2008 г. уже обращалась в инспекцию с заявлениями на возврат сумм излишне удержанного налога с дивидендов, выплаченных ОАО "Тольяттиазот" в 2008 г. по итогам работы общества за 2005 - 2006 гг., которые заверялись представителем - юридическим лицом (депозитарием ЗАО "ИНГ-Банк") и скреплялись его печатью. При этом возврат излишне удержанного налога произведен заявителю в полном объеме. Каких-либо претензий к заявлениям предъявлено не было.
Таким образом, отсутствие в разделе 4 заявления на возврат налога печати иностранной организации, при условии, что заявление подписано представителем (физическим лицом) по доверенности, не является основанием для отказа в возврате излишне удержанного налога.»
3. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2011 N А40-3634/11-90-16
«Общество обратилось к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 с заявлениями от 10.11.2010 г. N 39М/12 (налог на прибыль), N 39М/12/1 (НДС) о возврате излишне взысканных сумм налогов пеней, штрафа, с начислением и выплатой процентов за период с 20.052010 г. по 10.11.2010 г., с последующим доначислением процентов по день фактического возврата денежных средств.
Письмом от 30.11.2010 г. N 11-12/19839 Инспекцией отказано в возврате излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, с указанием на отсутствие обязанности по уплате процентов.
Ссылка налогового органа на отсутствие печати организации на заявлении неправомерна, поскольку не соответствует нормам налогового законодательства, не установлена и обязательная форма заявления о возврате излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.*
В соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных либо из- лишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04 указано, что перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога, пеней и штрафа носит характер взыскания налоговым органом недоимки (Приложение 20 к заявлению).
Таким образом, перечисление денежных средств в бюджет во исполнение требований налогового органа, выставленных на основании решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки и впоследствии признанного недействительным в судебном порядке, не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Данные выводы поддерживает имеющаяся судебная практика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2010 г. N А56-32872/2009).»
4. Постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2009 N Ф09-7620/09-С3
«Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за октябрь - декабрь 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - июнь 2007 г., согласно которым налогоплательщиком исчислен и уплачен налог на игорный бизнес, исходя из ставки 3 000 руб. за один игровой автомат, установленной Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области".
Полагая, что в результате подачи уточненных налоговых деклараций за указанные периоды образовалась переплата по налогу на игорный бизнес, общество обратилось 20.11.2008 в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за октябрь - декабрь 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - июнь 2007 г. в сумме 3 090 000 руб.
Решением от 01.12.2008 N 4719 инспекция отказала в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 090 000 руб., указав, что заявление оформлено налогоплательщиком не по установленной форме (отсутствуют подпись руководителя и главного бухгалтера организации, документы, подтверждающие фактическую уплату налога, оттиск синей печати организации*).
Налогоплательщик, считая, что решение налогового органа от 01.12.2008 N 4719 нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования частично, исходя из того, что налогоплательщик, являясь субъектом малого предпринимательства вправе в течение первых 4 лет своей деятельности воспользоваться гарантией, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ*; обществом соблюдены порядок и сроки подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога в сумме 3 044 000 руб., предусмотренные ст. 78 Кодекса.
Суды частично отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском обществом трехлетнего срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 45 750 руб.»
5. Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2012 N А40-127706/11
«иностранная организация Morgan Stanley and Co. International Plc (Великобритания) является акционером ОАО "ГМК Норильский никель" (далее - общество).
При выплате заявителю 29.12.2006 дивидендов по акциям ОАО "ГМК Норильский никель", конвертированным в американские депозитные расписки, названным российским обществом, являющимся в данном случае налоговым агентом, был удержан налог с дохода заявителя по ставке 15 процентов (ст. 284 НК РФ), в то время, как в соответствии со статьей 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция от 15.02.1994) ставка налога по дивидендам для налоговых резидентов Великобритании составляет 10 процентов.
В связи с этим 18.12.2009 организация обратилась в инспекцию с заявлением от 16.12.2009 на возврат 7 029 554 руб. - суммы налога, составляющей разницу между суммой, подлежащей удержанию с применением налоговой ставки в соответствии с Конвенцией от 15.02.1994, и фактически удержанной налоговым агентом суммы, исчисленной с применением завышенной ставки.
По результатам рассмотрения данного заявления, инспекция письмом от 20.01.2010 N 56-20-14/00668 сообщила организации о невозможности возврата ранее удержанного налога в связи с несоответствие представленного заявления и приложенного к нему пакета документов требованиям п. 2 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Приказа МНС от 20.05.2002 N БГ-3-23/259 "Об утверждении инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации", поскольку на представленном заявлении отсутствует печать иностранной организации* и к заявлению не представлены доказательства наличия правовых оснований для получения дохода (договор, выписка из реестра акционеров, выписка по счету депо иностранной организации).
Данный отказ инспекции в возврате налога организацией в порядке ст. ст. 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации не обжаловался.
16.11.2010 заявитель с учетом вышеприведенных претензий инспекции вновь представил в налоговый орган заявление от 18.12.2009 на возврат налога, заверенное печатью организации, и пакет документов в соответствии с требованиями п. 2 ст. 312 Кодекса, включая копию Депозитарного договора, копии выписок из реестра акционеров и депозитария.
В соответствии с пунктом 2 статьи 312 Кодекса возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии предоставления следующих документов:
- заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;
- копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные перечисленные в настоящем пункте документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, руководствуясь положениями п. 7 ст. 78, п. 2 ст. 312 Кодекса, суды признали обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела вывод инспекции о том, что заявление о возврате налога, удержанного налоговым агентом с дохода, выплаченного иностранной организации в декабре 2006 г., и надлежащий пакет документов, перечисленных в п. 2 ст. 312 Кодекса, фактически представлены заявителем в налоговый орган 16.11.2010, то есть с пропуском трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 312 Кодекса, а оспариваемое решение инспекции - правомерным.»
6. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2011 N А40-64082/11-129-274
«доводы налогового органа, приведенные в Отзыве на Заявление Компании Мата Трейдинг Лимитед, являются незаконными и необоснованными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Отсутствие в разделе 4 Заявления на возврат налога печати иностранной организации, при условии, что Заявление было подписано представителем (физическим лицом) по доверенности, не является основанием для отказа в возврате излишне удержанного налога.*
Заявление Компании Мата Трейдинг Лимитед на возврат налога за 2009 г. (т. 1 л.д. 19), поданное в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 25 февраля 2011 г., подписано представителем компании Николаевой Т.А., действующей на основании доверенности от 13.09.2010 г. (копия доверенности была приложена к заявлению, поданному в налоговый орган - т. 1 л.д. 114 - 120).
В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
В силу п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
П. 3 ст. 29 НК РФ устанавливает, что уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в т.ч., судебной практикой (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ").
Вышеизложенное свидетельствует о том, что исходя из норм НК РФ, от имени налогоплательщика-организации заявления, подаваемые в налоговые органы, могут подписываться уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации.
Правоприменительная практика выработала позицию, в соответствии с которой заявление, подаваемое в налоговый орган уполномоченным представителем юридического лица, действующим на основании доверенности, скрепляется подписью такого представителя без проставления печати организации. Указанное обстоятельство связано с тем, что представитель по доверенности, как правило, не является должностным лицом организации, от имени которой подается заявление, а как физическое лицо не имеет своей печати.
В свою очередь, Николаева Т.А. не является должностным лицом Компании Мата Трейдинг Лимитед, а выступает лишь представителем компании по доверенности, в связи с чем подаваемое от имени Компании Мата Трейдинг Лимитед Заявление на возврат налога могло быть заверено Николаевой Т.А. лишь ее подписью как представителя налогоплательщика по доверенности.
Между тем, скрепление Заявления на возврат налога подписью уполномоченного представителя Заявителя по доверенности, выступающего физическим лицом, без проставления печати признается надлежащей формой выражения намерения иностранной организации обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Вышеизложенное свидетельствует о незаконности и необоснованности довода налогового органа о том, что отсутствие в разделе 4 Заявления на возврат налога печати является основанием для отказа в возврате излишне удержанного налога. Довод налогового органа об отсутствии в разделе 4 Заявления на возврат налога подписи полномочного представителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Незаполнение раздела 5 Заявления на возврат налога компетентным органом иностранного государства - страны постоянного местопребывания Заявителя, при условии предоставления подтверждения постоянного местонахождения Заявителя на территории иностранного государства в виде отдельного документа, не является основанием для отказа в возврате излишне удержанного налога»
08.07.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.