Структура Рекомендаций
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями статьи 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию зарплаты работников организаций бюджетной сферы.
Любые рекомендации по своей правовой природе не относятся к числу обязательных для исполнения нормативных правовых актов. Но в данном случае они будут учитываться Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда.
По своей структуре и содержанию новые Рекомендации не имеют принципиальных отличий от аналогичных, принятых в прошлые годы. Некоторые разделы этого документа носят в большей степени общетеоретический, декларативный характер, а также содержат ссылки на положения действующих нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться в процессе установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Примерами могут служить раздел II, посвященный принципам формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда, а также раздел III, в котором сформулирован Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принципы формирования систем оплаты труда
В качестве принципов формирования систем оплаты труда закреплено обеспечение:
- зависимости зарплаты каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
- равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные) персонала государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом есть определенная специфика.
В федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда принимаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных учреждениях субъектов РФ – согласно федеральным законам и иным нормативными правовым актам Российской Федерации и субъектов РФ. При установлении систем оплаты труда в муниципальных учреждениях к федеральным и региональным нормативным правовым актам добавляются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Оплата труда в отраслях
Специальные разделы Рекомендаций посвящены системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (разд. IV), федеральных государственных учреждений (разд. V), руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров (разд. V ). Отдельный раздел (разд. VII) касается вопросов формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.
Зарплата руководителей
Так, в частности, оговорено, что заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. В свою очередь, должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от факторов сложности труда, в том числе связанных с масштабом управления, особенностью деятельности и значимостью учреждений.
Выплаты компенсационного характера назначаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Что же касается выплат стимулирующего характера, то их рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения руководителями целевых показателей эффективности работы, определяемых органом госвласти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть указан рост средней заработной платы персонала учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.
Рекомендуется вводить предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 8 ( п. 24 Рекомендаций ). При этом особо отмечается, что должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Другие условия оплаты труда данных работников определяются коллективным договором, локальными актами учреждений, трудовым договором.
Отраслевые особенности
В Рекомендациях сохранено выделение в особые разделы нюансов формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ( разд. IX ), работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения ( разд. X ), работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии ( разд. XI, заключительный).
Сохранен и ряд принципиальных положений данных разделов, которые были и в более ранних рекомендациях. В частности, применительно к формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии неизменным осталось положение о том, что для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут действовать индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда соответствующего государственного или муниципального учреждения.
Эффективность работы
В отношении систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений ( разд.V Рекомендаций ) отметим, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.
При этом разработка показателей и критериев эффективности работы ведется с учетом целого ряда указанных в Рекомендациях принципов, в числе которых:
- объективность – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
- предсказуемость – работник должен знать, какое вознаграждение получит в зависимости от результатов своего труда;
- адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
- своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата;
- прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Д.П. Звоненко,
юрист
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера
- Остатки отпусков: как рассчитать и посмотреть в 1С
- 3 группа инвалидности: льготы и выплаты в 2024 году